luni, 29 august 2022

Химия и окружающая среда

 П р о б л е м а о х р а н ы о к р у ж а ю щ е й с р е д ы от з а г р я з н е ­ н и й в н а с т о я щ е е в р е м я н о с и т г л о б а л ь н ы й х а р а к т е р . Типы загрязнений среды. Л ю б ы е х и м и ч е с к и е п р о д у к ­ т ы , п а т о ге н н ы е б и о л о ги ч еск и е м а т е р и а л ы и л и ф и зи ч е с к и е в о зд е й с т в и я , к о т о р ы е в р е д я т и л и п р е д с т а в л я ю т оп асн о сть д л я ч е л о в е к а и о к р у ж а ю щ е й ср ед ы (зе м л и , в о зд у х а, ф л о р ы , ф а у н ы , вод ы и д р .), н а з ы в а ю т с я загрязнениями. Р а с с м о т р и м более п одроб но р а з л и ч н ы е т и п ы за г р я зн е н и й . В за в и с и м о с т и от п р о и с х о ж д е н и я з а г р я з н е н и я б ы ваю т природными и антропогенными, т. е. о б р а зу ю щ и м и с я в р е ­ зу л ь т а т е д е я т е л ь н о с т и ч е л о в е к а . П р и р о д н ы е з а г р я з н е н и я н е за в и с я т от в м е ш а т е л ь с т в а ч е л о в е к а . К н и м о тн о с я тс я и з в е р ж е н и я в у л к а н о в , в ы д е л е н и я н е ф т и и л и п р и р о д н о го г а за , зе м л е т р я с е н и я и др. А н тр о п о ге н н ы е з а г р я з н е н и я с в я за н ы с д е я те л ь н о с ть ю ч е л о в е к а . В за в и с и м о с т и от и х п р и р о д ы р а с с м о т р и м сл е д у ю щ и е загрязнения: • химические - это з а г р я з н е н и я о т х о д а м и п о л и м е ­ р о в , п л а с т м а с с , к а у ч у к о в , п е с т и ц и д а м и , н и т р а т а м и , в р е д н ы м и м е т а л л а м и (с в и н ц о м , р т у т ь ю ), в ы б р о с а м и х и м и ч е с к и х п р е д п р и я т и й , в ы х л о п н ы м и г а з а м и , с и г а ­ р е т н ы м д ы м о м и д р .; • биологические - з а г р я з н е н и я р а з л и ч н ы м и п а т о ­ г е н н ы м и о р г а н и з м а м и , ж и в ы м и и л и м е р т в ы м и ; • физические - з а г р я з н е н и я зе м н о й и л и к о с м и ч е с к о й р а д и а ц и е й , т е р м и ч е с к и е и з в у к о в ы е з а г р я з н е н и я . И н т е н с и ф и к а ц и я п р о м ы ш л е н н о г о п р о и зв о д с т в а , ш и ­ р о к о е и с п о л ь зо в а н и е у д о б р е н и й и п е с т и ц и д о в , р о ст п л о т ­ н о ст и н а с е л е н и я , у в е л и ч е н и е к о л и ч е с т в а т р а н с п о р т н ы х ср е д с тв и ч и с л а к у р и л ь щ и к о в сп о со б ству ю т с т р е м и т е л ь ­ н о м у р о с т у х и м и ч е с к и х з а г р я з н е н и й . М н о г и е с ч и т а ю т , ч т о г л а в н ы м в и н о в н и к о м у х у д ­ ш е н и я э к о л о г и ч е с к о й с и т у а ц и и я в л я е т с я химия. Химия загрязняет? Н ет! Н е х и м и я в и н о в а т а в э к о ­ л о г и ч е с к о й б еде. А н а л и з и р у я о п р е д е л е н н ы е с и т у а ц и и , с в я з а н н ы е с з а г р я з н е н и я м и м е с т н о с т и , м о ж н о п р и й т и к з а к л ю ч е н и ю , ч т о и н о г д а п р и ч и н о й э к о л о г и ч е с к и х п р о б л е м я в л я ю т с я специалисты ( х и м и к и , а г р о н о м ы , т е х н о л о г и , л е с о в о д ы и д р .). И х н е к о м п е т е н т н о с т ь и б е зо т в е т с т в е н н о с т ь п р и в о д и т к н а р у ш е н и ю т е х н о л о г и и п р о и з в о д с т в а и л и п р и м е н е н и я х и м и ч е с к и х в е щ е с т в , а т а к ж е п е р е р а б о т к и и з а х о р о н е н и я о т х о д о в . К т о -т о и з в е л и к и х х и м и к о в с к а з а л : «В х и м и и н е т о т х о д о в , ес ть п р о д у к т ы , л е ж а щ и е н е н а св о ем м е с т е » . И м е н н о х и м и я к а к у ч е б н ы й п р ед м ет и к а к н а у к а вн о си т свой в к л а д в з а щ и т у о к р у ж а ю щ е й ср е д ы . Х и м и к и о п р е д е л я ю т п р и р о д у з а г р я з н е н и й , и х к о н ц е н т р а ц и ю в 155 Экология - это наука, которая изучает отношения между живыми организмами и средой их обитания. Экология - сложная наука. Она основы ­ вается на исследованиях по зоологии, ботанике, генетике, почвоведению,химии, биохимии, физиологии, защите окружающей среды. Антропогенные загрязнения - это следствие деятельности человека. Сточные воды, загрязненные бытовыми и промышленными отходами, запрещается сбрасывать в реки, озера и моря без очистки, так как содержащиеся в них вредные вещества нарушают экологическое равновесие и влияют на ^здоровье людей. ^ к Значение химических веществ в жизни человека. Химия и окружающая среда Рис. 6.6. Заводские трубы, не оборудованные фильтрами для улавливания загрязнений Рис. 6.7. Следствием загрязнения воды нефтью является гибель морской флоры и фауны о к р у ж а ю щ е й сред е, о п р е д е л я ю т д о п у с ти м у ю к о н ц е н ­ т р а ц и ю , к о т о р а я н е о п а с н а д л я ж и в ы х о р г а н и зм о в . В м есте с д р у г и м и с п е ц и а л и с т а м и х и м и к и и щ у т сп особы п р е ­ д у п р е ж д е н и я и л и к в и д а ц и и з а г р я з н е н и й , в о з н и к а ю щ и х п р и а в а р и я х - к а к п р и р о д н ы х , т а к и а н т р о п о ге н н ы х . Д л я з а щ и т ы о к р у ж а ю щ е й с р е д ы и с п о л ь з у ю т с я ф и л ь т р ы , с н и ж а ю щ и е в ы д е л е н и е в р е д н ы х г а зо в . Э т и м и ф и л ь т р а м и о б о р у д у ю т с я за в о д ы и т р а н с п о р т н ы е с р е д ­ с т в а . В м е с те с т е м о б ы ч н ы е м а т е р и а л ы д л я и з г о т о в л е н и я п о с у д ы и т а р ы (с т е к л о , п л а с т и к и д р .) з а м е н я ю т с я н а т а к и е , к о т о р ы е сп о с о б н ы п о д в е р г а т ь с я б и о р а з л о ж е н и ю . О д н о й и з э ф ф е к т и в н ы х м е р я в л я е т с я о п т и м а л ь н о е и п о в ­ т о р н о е и с п о л ь з о в а н и е б у м а г и , п л а с т м а с с , с т е к л а и д р у г и х м а т е р и а л о в , п о л у ч е н и е б и о г а з а и з о тх о д о в с е л ь ­ с к о х о з я й с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а . Д о к а з а в о т р а в л я ю щ е е (к а н ц е р о г е н н о е ) д е й с т в и е к у р е ­ н и я , х и м и к и п р е д л о ж и л и п р и н я т ь п о с т а н о в л е н и е о за п р е т е к у р е н и я в о б щ е с т в е н н ы х м е с т а х (у ч е б н ы х з а в е д е ­ н и я х , б о л ь н и ц а х , т е а т р а х , в т р а н с п о р т е и т. п .). Г р а ж д а н с к а я п о з и ц и я . П р и и з у ч е н и и х и м и и в 7 - 9 к л а с с а х в к а ж д о й т е м е о б р а щ а л о с ь в н и м а н и е н а и с т о ч ­ н и к и з а г р я з н е н и я ( к и с л о т н ы е д о ж д и , р а з р у ш е н и е о зо н о в о го с л о я , о б р а з о в а н и е о к с и д о в СО, СО 2, N 0 , п а р н и ­ к о в ы й э ф ф е к т и д р .). Б ы л и п р е д л о ж е н ы и н е к о т о р ы е м е р ы п р е д о т в р а щ е н и я и л и к о н т р о л я з а г р я з н е н и й . М ы и зу ч а е м и п о н и м а е м х и м и ю , п о это м у д о л ж н ы в н и м а т е л ь н о н аб л ю д а ть з а в с ем и с л у ч а я м и з а г р я з н е н и й и п р и н и м а т ь у ч а с т и е в борьбе с « а т а к а м и н а п р и р о д у » н а п р о т я ж е н и и всей ж и з н и , н а ч и н а я со ш к о л ь н ы х л ет. Н а ш е з д о р о в ь е , к а ч е с т в о н а ш е й ж и з н и з а в и с я т о т з д о р о в ь я с р е д ы , в к о т о р о й м ы ж и в е м . О б я з а н н о с т ь к а ж д о го - з а щ и щ а т ь о к р у ж а ю щ у ю с р е д у ! Р А Б О Т А В Г Р У П П Е 1. Просмотрите изученные темы учебника химии для 9-го класса, найдите те, в которых обращ ается внимание на загрязнения и защ иту окружающей среды. 2. Опишите загрязнения, замеченные в вашей местности. Какие меры были предприняты для борьбы с загрязнением окружающей среды ? Каков ваш вклад? 3. Предложите меры по улучшению состояния парков, рек, озер, родников в вашей местности. ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ 1. Охарактеризуй следующие материалы: а) металлы; б) керамику; в) полимеры; г) композиционные материалы. 2. Что производится из: а) металлов; б) керамики; в) полимеров; г) композиционных материалов? Значение химических веществ в жизни человека. Химия и окружающая среда 157 3. Напиши короткий рассказ о роли химии в создании современных материалов. 4. Что такое загрязнения? Назови их типы. 5. Приведи примеры химических загрязнений. 6 . Какова роль химии в защите окружающей среды? 7. Объясни процессы загрязнений, происходящие при исспользовании транспорта и предложи меры по снижению вредных выбросов.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu