luni, 29 august 2022

тексты для внеклассного чтения

 с к р й п к а Мальчик шёл из булочной, а хлеб прятал от дождя под пальтб. Лбди торопйлись домбй, а он остановйлся под бкнами музыкальной шкблы. У каждого окна был свой гблос, своя жизнь. Мальчик искал скрйпку. И нашёл её — она звучала в окне вторбго этажа. Скрйпка плакала и смеялась. Вдруг кто-то подошёл к нему. Он оглянулся и увйдел девочку с двумя корбткими косйчками. В руке она держала футляр с виолончелью. — Опять ждёшь? — спросйла девочка. Её гблос мешал слушать скрйпку. — Никогб я не жду, — недовбльно ответил мальчик. — Неправда. Зачем стоять на дожде, если никогб не ждёшь? — Я ходйл за хлебом, — ответил мальчик. — Вот вйдишь, хлеб. Девочка даже не посмотрела на хлеб: — Ты ждёшь Диану! — Нет! — В гблосе егб прозвучала боль. — Ты всегда ждёшь Диану! Он не знал, что делать. — Пойдём, — сказала девочка. — Зачем стоять под дождём! И он пошёл рядом с ней. Через несколько шагбв девочка попросйла: — Помогй, мне тяжелб! Он взял у неё виолончель и почувствовал себя нелбвко. Казалось, весь гброд знает, что ему хбчется нестй скрйпку, а он несёт виолончель. Она сказала: — Я часто вйжу тебя вбзле музыкальной шкблы. — Я хожу за хлебом, — ответил мальчик. — Ну да, — согласйлась она и уже не вспоминала о Диане. — Знаешь что, пойдём ко мне! Я сыграю тебе ноктюрн. Мы будем пить чай. Он ничегб не ответил. Он вдруг подумал, как было бы хорошб, если бы вместо этой девочки рядом была Диана. 131 И если бы она сказала: „Я сыграю тебе ноктюрн. Мы будем пить чай“. Он бы нёс её скрйпку. Он бы с радостью слушал скучный ноктюрн. И пйли бы чай. — Так пойдём ко мне? — рббко повторйла девочка. — Как хбчешь, — ответил мальчик. — Вот и хорошб! Дождь всё шёл. А почему он дблжен стоять под бкнами музыкальной шкблы и ждать Диану? Она пробегает легкб и своббдно, как будто никтб не стойт под бкнами и не ждёт её. Её не интересует, стойт он йли не стойт. Есть он йли егб нет. Он вдруг стал дббрым. — Хбчешь хлеба... Тёплого? — спросйл он и отломйл ей кусбк хлеба. Хлеб был тёплый. — Как вкусно! — сказала она. — Ты лббишь музыку? Он отрицательно покачал головбй. — ®то плбхо, — сказала она, — но ничегб. Я научу тебя любйть музыку. Хорошб? — Хорошб. Всё казалось бчень хорошб. Ббльше он не будет искать окнб со скрйпкой, а будет слушать гблос виолончели. Надо тблько запбмнить, какбй у неё гблос. — Ты хорбший мальчик, — неожйданно сказала девочка. И он тут же согласйлся с ней. Он согласйлся и вдруг замолчал. Ему показалось, что это не он шагает по дождб с тяжёлой виолончелью, а кто-то другбй. И этот другбй никогда не стоял у музыкальной шкблы, у её ярких окбн, у котбрых разные голоса. Ничегб этого не бы ло. И егб самогб уже нет. Он резко остановйлся, прислонйл виолончель к стене дбма. Потбм крйкнул: — Пока! И побежал. — Куда ты?.. А как же ноктюрн? — крйкнула она ему. Но он не оглянулся и ничегб не ответил. Он бежал назад, к музыкальной шкбле, к скрйпке, к самому себе. По Ю. Яковлеву СюВарь из булочной (булочная) — бе 1а Тгапге1апе, ноктюрн — посТигпа (тиг.) ЬгиТапе скучный (-ая, -ое, -ые) — рПсТюоз оглянулся (оглянуться) — а ргмТ Тп ^и^ рббко — си Теата, си з^а1а скрйпка — V^оа^а отломйл (отломйть) — здесь: а гирТ (о ЬисаТа виолончель — V^оIопсеI бе рате) прозвучала (прозвучать) — а газипаТ неожйданно — ре пеа[ТерТаТе Раздумья над прочит анным 1) Почему мальчик стоял под бкнами музыкальной шкблы? 2) Как вы думаете, почему он неохбтно (Тага Тгадеге бе ^ т а ) отвечал на вопрбсы девочки с виолончелью? 3) Почему мальчик чувствовал себя нелбвко, когда нёс виолончель? 4) О чём подумал мальчик, когда девочка пригласйла егб послушать ноктюрн и выпить чаю? 5) Как вы думаете, почему мальчик решйл принять приглашение девочки? 6) Чем мбжно объяснйть егб внезапное бегство? 132 м о й с п а с и т е л ь Однажды со мной произошёл сличай, котбрый я запбмнил на всю жизнь. Я жил на вторбм этаже бчень старого двухэтажного дбма и бчень скбро дблжен был переехать на нбвую квартйру. Вместе со мной жил громадный кот, котброго звали Смок. Днём я был на раббте, а Смок спал дбма. Вечером я возвращался, пил чай и садйлся читать газету йли кнйгу. Рядом со мной на диване всегда лежал Смок. Потбм я убирал квартйру, и мы со Смбком шли немнбго погулять. На улице Смок убегал от меня, и я гулял одйн, потбм шёл домбй и ложйлся спать. Утром за дверью слышалось корбткое „мяу“ — это возвращался Смок. Я открывал ему дверь, и он шёл на кухню, где егб ждал завтрак. Однажды пбздней бсенью мы, как обычно, пошлй гулять. Смок, как всегда, убежал, а я пошёл в парк и вернулся домбй, когда стемнело. Я бчень удивйлся, когда увйдел у двери Смбка. Он вместе со мной вбежал в квартйру и лёг на своё место на диване. В этот день я устал и рано уснул. Смок разбудйл меня средй нбчи. Он сидел бколо кровати, внимательно смотрел на меня и беспрерывно грбмко повторял: „Мяу-мяу“. Когда я поднялся, Смок побежал к дверй. Я открыл её. Смок посмотрел на меня и сел на пол. Он почему-то идтй на улицу уже не хотел. Через некоторое время он опять разбудйл меня. И всё повторйлось сначала. Так было три йли четыре раза. Последний раз он разбудйл меня, когда было два часа нбчи. За окнбм был ветер, шёл дождь. Поведение кота было странным. Он повторял „мяу“, хотел сбрбсить с меня одеяло, как будто хотел сказать, что ему необходймо србчно выйти. Медленно встал я с постели, подошёл к дверй и открыл её. В это время на потолке затрещало, и на подушку упал огрбмный кусбк штукатурки. А кот посмотрел на кровать, затем на потолбк и вышел. Ббльше в эту ночь делать ему дбма было нечего. Так мой друг Смок предупредйл меня об опасности. По В. Чарушину СлоВорь спасйтель — за№а1ог беспрерывно — песоп1епК произошёл (произойтй) — з-а Тп1атр1а1 сбрбсить одеяло — здесь: снять одеяло громадный (-ая, -ое, -ые) — большбй (-ая, -ое, -ие) србчно — игдеп! как обычно — бе оЫсе1 затрещало (затрещать) — а 1гозпК я удивйлся (удивйться) — т - а т т^а! огрбмный (-ая, -ое, -ые) — 1оабе таге средй нбчи — Тп 1ош1 пор\и опасность — репсо1 133 Раздумья над прочит анным 1) Кто такбй Смок? Какйми были будние (обычные) дни хозяина и кота? 2) Что случйлось однажды пбздней бсенью? 3) Почему поведение кота показалось хозяину странным? 4) Почему Смок в этот вечер не захотел идтй на улицу? 5) Как кот спас хозяина? 6) Знаете ли вы подббные случаи? Ёсли да, то расскажйте о них. с н е г у р о ч к а (Русская народная скйзка) Жйли-бьти старйк со старухой. Жйли онй дружно. Всё было хорошб, но вот тблько детей у них не было. Пришла зима снежная, выбежали ребята на улицу поиграть, а старйк со старухой из окна на них смбтрят и всё о своём думают. — А что, старуха, — говорйт старйк, — давай мы себе из снега дбчку сделаем! — Давай, — согласйлась старуха. Надел старйк шапку, вышли онй на улицу и начали дбчку из снега лепйть. Вылепил старйк нос, нарисовал глаза, рот. Вдруг — у снежной дбчки глаза открылись, смбтрит она на старикбв и улыбается. Чудеса: из снега получйлась живая девочка! Обрадовалисьстарикй, привелй Снегурочку в избу. Смбтрят на неё и радуются. Так и появйлась у старикбв долгожданная дбчка. Стала она растй не по дням, а по часам, с каждым днём всё краше станбвится. Сама беленькая, как первый снег, коса длйнная. Радуются старикй, на Снегурочку глядя: растёт дбчка у них красавица да умница! И приветливая, и весёлая, и раббта у неё в руках спбрится, а песни запоёт — заслушаешься. Прошла зима. Выглянуло весеннее сблнышко, зазеленела трава, запели птйчки. А Снегурочка вдруг стала грустная. — Что с тоббй, дбчка? — спрашивают старйки. — Что ты 134 такая невесёлая стала? Йли ты заболела? — Ничегб, батюшка; ничегб, матушка. Я здорбва. Вот и последний снег растаял, цветы расцвелй. А Снегурочка всё печальнее, всё молчалйвее станбвится. Лббит холодбк, а ещё ббльше — дбждичек. На сблнце не выхбдит. Однажды туча чёрная появйлась, пошёл град. Снегурочка обрадовалась граду, повеселела, а как тблько сблнышко вышло, сразу заплакала. За веснбю лето пришлб. Решйли девушки в лесу погулять, зовут Снегурочку: — Пойдём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать! Не хотелось Снегурочке в лес идтй, а старуха говорйт: — Пойдй, дбчка, повеселйсь с подружками! Пришлй девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, песни петь, хоровбды вбдить. Тблько однбй Снегурочке невесело. А когда стало темнеть, зажглй девушки костёр и начали друг за другом через огбнь прыгать. Последней Снегурочка встала. Побежала она за подружками, прыгнула и... растаяла над огнём. Тблько белое бблачко осталось! СиоВарь Снегурочка — девочка из снега матушка — мама изба — саза \агапеазса бе 1етп град — дппбта краше — красйвее плясать — танцевать спбрится — а аVеа зрог, а - тегде Ьте хоровбд — бапз саге зе азеатапа си Йога батюшка — папа Раздумья над прогйт а/нным 1) Как появйлась Снегурочка? 2) Какое время гбда она любйла и почему? 3) Расскажйте, как веселйлись девушки в лесу. 4) Какбе чувство вызвала у вас эта сказка? 5) Придумайте для этой сказки другую концбвку (финал). 6) Знаете ли вы ещё какйе-нибудь русские сказки? Ёсли да, расскажйте их одноклассникам. 135 в о р о н а и л и с и ц а (Бйсня) Уж скблько раз твердйли мйру, Что лесть гнусна, вредна; но тблько всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголбк. Ворбне где-то Бог послал кусбчек сыру; На ель Ворбна взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановйл: Лисйца вйдит сыр, Лисйцу сыр пленйл. Плутбвка к дереву на цыпочках подхбдит; Вертит хвостбм, с Ворбны глаз не свбдит И говорйт так сладко, чуть дыша: „Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так право, сказки! Какйе пёрышки! Какбй носбк! И, верно, ангельский быть дблжен голосбк! Спой, светик, не стыдйсь! Что, ежели, сестрйца, При красоте такбй и петь ты мастерйца, — Ведь ты б у нас была царь-птйца!“ Вещуньина с похвал вскружйлась голова, От радости в зобу дыханье спёрло, — И на приветливы Лисйцыны слова Ворбна каркнула во всё ворбнье гбрло: Сыр выпал — с ним была плутбвка такова. И. А. Крылов СлоВдрь твердйли (твердйть) — и зрипеаи тегеи, Т аНгтаи на цыпочках — Тп Vа^ГиI рююаге1ог лесть — Ппди^ге, тадиПге вещунья — ргегюа!оаге гнусна (гнусный) — та^§аVа в зобу — в гбрле не впрок — а пи И бе Ю1оз спёрло (дыханье) — сдавйло, перевзгромоздясь (взгромоздйться) — сосо\апби-зе хватйло; 1 з-а ^ а ! гезр^а^а призадумалась (призадуматься) — а саги! ре дапбип плутбвка — Но\отапса Раздумья над прочйта/н/нмм 1) Для чего Ворбна взгромоздйлась на ель? 2) Почему Лиса остановйлась? Как она себя повела? 3) Как вы думаете, зачем Лиса с такйм усердием (си загдшп\а) хвалйла Ворбну? 4) Как повела себя Ворбна в ответ на лесть Лисйцы? 5) Как вы думаете, что затем произошлб? Допблните басню свойми комментариями. 6) Подумайте, бывают ли в жйзни лбди, похбжие на Ворбну и Лисйцу? Приведйте примеры. 136 х о р о ш и й д е н ь Вот портфель, Пальтб и шляпа. День у папы Выходнбй. Не ушёл Сегбдня Папа. Значит, Б^дет он со мной. Что мы нынче Делать будем? ®то вместе Мы обсудим. Сяду к папе на кровать — Станем вместе Обсуждать. Не поехать ли Сегбдня В ботанйческий музей? Не созвать ли нам Сегбдня Всех знакбмых и друзей? — А пока,— Сказала мать, — Не пора ли Вам вставать?.. — Хорошб! Сейчас встаём! Отвечали мы вдвоём. Мы одеты И обуты. Мы побрйлись В две минуты. (Что касается Бритья — Брйлся папа, А не я!) Мы постель убрали сами. Вместе с мамой пйли чай. А потбм сказали маме: — До свиданья! Не скучай! 137 Голуббе, Голуббе, Голуббе В этот день Было небо над Москвбю, И в садах цвела сирень. Мы прошлйсь По зоопарку. Там кормйли сторожа Крокодйла И цесарку, Антилбпу И моржа. Сторожа Давали свёклу Двум Задумчивым Слонам. А в бассейне Что-то мбкло... ®то был гиппопотам! Покатался я На пбни, — ®то маленькие Кбни. Ёздил прямо И кругбм, В таратайке И верхбм. Мне и папе Стало жарко. Мы растаяли, как воск. За оградой зоопарка Отыскали мы кибск. Из серебряного крана С шумом Брызнуло ситрб. Мне досталось два стакана, А хотелось бы — Ведрб! 138 Мы вернулись на трамвае, Привезлй домбй Сирень. Шли по лестнице, хромая, — Так устали в этот день! Я нажал звонбк знакбмый — Он ответил мне, звеня, И затйх... Как тйхо дбма, Ёсли дбма нет меня! С. Я Маршак СххоВарь выходнбй день — 21 бе об^па таратайка — 1газига си боиа го\| обсуждать — здесь: а б1зси!а хромая (хромать) — [сМораШпб сирень — 1Шас нажал (нажать) — а араза ре цесарка — рюНеге звонбк — зопепе морж — тогза Раздумья паху прочит а/нпым 1) Почему мальчик решйл, что у егб папы — выходнбй день? 2) Как отец с сыном планйровали провестй выходнбй день? Какйе у них были варианты? 3) Как вы думаете, в какбе время гбда происходйли опйсанные в стихотворении события? Приведйте аргументы. 4) Куда отправились отец с сыном? 5) Когб и что увйдели в зоопарке герби стихотворения? 6) Как вы думаете, запбмнился ли этот день сыну? Почему? 7) Как обычно прохбдят выходные дни в вашей семье? 139 п о д а р и п р а з д н и к ! — Вот и наступйл День учйтеля! — радостно подымала девочка, — но что подарйть нашей Аннушке, нашей Анне Петрбвне, нашей классной руководйтельнице? Услышала бы её учйтельница — свойм ушам бы не поверила: ведь йменно эта ученйца частенько не выполняла домашние задания, опаздывала на урбк, а порбй вообще сбегала с занятий. А Настя (так звали девочку) продолжала думать, медленно гуляя по осеннему парку. Мысли её питались, и она ничегб не могла придумать... — Ну? И как прикажете отметить предстоящий праздник?! — в обйде на себя восклйкнула девочка Настя. Неожйданно ветер поднял и закружйл в танце вброх лйстьев. Настя зачарбванно смотрела на лйстья, а потбм вместе с нйми закружйлась в вйхре танца. А лйстья, слбвно подружки, толпясь вокруг неё, медленно падали на землю. Настенька поспешйла поймать лист, протянула руку, чтббы схватйть егб, и вдруг на ладбшку легла фотография. Испугавшись, она закрыла глаза, а когда открыла их — оказалась средй одноклассников. — Что вы здесь делаете, — спросйла Настя тйхо. — Не знаешь? Готбвимся ко Дню учйтеля! — Здесь? Как? — А где мбгут быть те, кто не желает учйться? — Где? — машинально повторйла вопрбс Настя, хотя ответ она знала. — Для чегб вам это? — Мы хотйм помбчь отстающим ученикам выполнить домашнее задание. Всем! Всем! Всем! — А зачем? — Как „зачем“? Представь, захбдит учйтельница в класс, а там идеальная тиш ина. О чём бы ни спросйла Анна Петрбвна — все ученикй всё знают!.. На протяжении урбка, как говорйтся — лес рук! Это ли не праздник?! Настя смутйлась и опустйла глаза. А когда открыла их, никогб вокруг неё не было. в руке же она держала оранжевый лист. — Что это было? И где все мой одноклассники? — саму себя спросйла Настя. И тут её осенйло (§на ба! зеата): — Вот как мбжно отпраздновать День учйтеля! В шкблу она прибежала первой. Быстро-быстро собрала одноклассников и рассказала, что нужно сделать, чтббы подарйть Анне Петрбвне и всем-всем учителям праздник. Началйсь урбки. Все ребята как никогда актйвно поднимали руки, правильно отвечали на вопрбсы учителей, и Анны Петрбвны, конечно, т о ж е . 140 В конце урбка Анна Петрбвна, еле сдерживая волнение, сказала: — Спасйбо вам, ребята, за сегбдняшний праздник! Настя была счастлива! От такйх тёплых слов классного руководйтеля она чувствовала себя тем самым осенним ярко-жёлтым праздничным листкбм. В душе она ощущала согревающее теплб: праздник получйлся едйным для всех! Йменно в этот день Настя твёрдо решйла каждый свой день превращать в праздник! С этого дня никтб не мог сказать, что Настя плбхо учится. Корсак Валерия, 12 лет, Кишинёв руководйтельница — бтдтШ мысли путались (путаться) — дапбигПе зе атез1есаи предстоящий — саге зе аргор1е; се игтеага за а^а 1ос восклйкнула (восклйкнуть) — а ехс1ата1 испугавшись (испугаться) — зрегипби-зе отстающие (ученикй) — га т а [ Тп игта (1а ^а\а1ига) на протяжении урбка — ре рагсигзи1 о ^ еле сдерживая волнение — зШраптб си дгеи ето\Ше СмоВорь классна Раздумья над прочит анным 1) Как вы думаете, почему Настя оказалась в парке? 2) О чём думала девочка? 3) Как Настя оказалась на аллее парка средй одноклассников? 4) Как Настя решйла порадовать учителей в День учйтеля? Согласйлись ли одноклассники с решением Насти? 5) Как в этот праздничный день прошлй урбки? 6) Что вы мбжете сказать о геройне рассказа до праздника и пбсле негб? 7) Скажйте, какую роль в вашей жйзни играет шкбла? Проведйте в классе беседу на эту тему. 141 к р ы ш а д о м а т в о е г о Мы все спешйм за чудесами, Но нет чудесней ничегб, Чем та земля под небесами, Где крыша дбма твоегб. И если вдруг тебе взгрустнётся, То грусть не значит ничегб, Когда ты знаешь, что под сблнцем Есть крыша дбма твоегб. Вмиг огорчения любые Исчезнут все до одногб, Лишь вспбмнишь звёзды голубые Над крышей дбма твоегб. Мир пблон радости и счастья, Но край роднбй — милей всегб... И так приятно возвращаться Под крышу дбма своегб. Ю. Антонов СлоВарь чудеса — т т и п исчезнут (исчезать) — VО^ ^зрагеа крыша — асореп§ возвращаться — а ^ е п огорчения — таН пт, зирагап, Тп1пз1ап, песагип тебе взгрустнётся — 1е Vе^ Тп1пз1а Раздумья над прош т а/нным 1) Что „чудеснее всегб“ на свете? 2) Когда исчезают любые огорчения? 3) Почему грусть „не означает ничегб“? 4) Почему так прекрасно возвращаться домбй? ■ Как вы понимаете выражение „крыша дбма твоегб“? В какбм значении автор употребйл слбво „крыша11? Какйм является край роднбй и дом для автора стихотворения? ■ Знаете ли вы, что к этому стихотворению егб автор и композйтор Юрий Антбнов написал музыку и сам исполняет эту песню. Кто-то из вас слышал эту песню? Вы мбжете её спеть? Выучите стихотворение наизусть.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu