luni, 29 august 2022

Химия и повседневная жизнь

 В э т о м р а з д е л е с т а в я т с я н е к о т о р ы е з а д а ч и и п р е д л а г а ю т с я и х р е ш е н и я , в к о т о р ы х о т р а ж е н а п р я м а я с в я з ь х и м и и и п о в с е д н е в н о й ж и з н и . Задача № 1. Т р е б у е т с я у д а л и т ь р а з н ы е п я т н а : р ж а в ч и н ы , м а с л я н о е , к о ф е й н о е , й о д а , м о р к о в н о г о с о к а , в и ш н е в о г о с о к а , м я с н о г о со у с а. В в а ш е м р а с п о р я ж е н и и с л е ­ д у ю щ и е с р е д с т в а : о т б е л и в а т е л ь , м о ю щ е е с р е д с т в о д л я б е л ь я , у л ь т р а ф и о л е т о в ы й и с т о ч н и к , з у б н а я п а с т а , л и м о н н а я к и с л о т а , а ц е т о н . П о д б е р и т е п о д х о д я щ е е ср е д с т в о д л я у д а л е н и я к а ж д о г о п я т н а . О т в е т : • П я т н о от р ж а в ч и н ы м о ж н о у д а л и т ь л и м о н н о й к и с л о т о й , к о т о р а я его о б е с ц в е ч и в а е т . • С в е ж е е м а с л я н о е п я т н о м о ж е т б ы т ь л е г к о у д а л е н о а ц е т о н о м и л и зу б н о й п а с т о й . • П я т н а от к о ф е , м о р к о в н о г о и л и в и ш н е в о г о с о к а м о гу т б ы т ь у д а л е н ы с п о м о щ ь ю о т б е л и в а т е л я . • П я т н о от м я с н о г о с о у с а м о ж е т б ы т ь у д а л е н о с п о м о щ ь ю м о ю щ е г о с р е д с т в а , с о д е р ж а щ е г о ф е р м е н т ы . • П я т н о от м о р к о в н о го с о к а м о ж н о у д а л и т ь н а со л н еч н о м св ету , т а к к а к в м о р к о в и есть к а р о т и н , о ч ен ь ч у в с т в и т е л ь н ы й к у л ь т р а ф и о л е т о в о м у и зл у ч е н и ю . • П я т н о от й о д а м о ж н о у д а л и т ь б е н з и н о м и л и п р и н а г р е в а н и и (й о д в о з г о ­ н я е т с я ). Задача № 2. П о ч е м у все в и д ы у к л а д к и во л о с д е л а ю т с я , к а к п р а в и л о , п р и н а г р е в а н и и ? О т в е т : В з а и м о д е й с т в и е м е ж д у б е л к о в ы м и ц е п о ч к а м и - это х и м и ч е с к а я р е а к ц и я , к о т о р а я у с к о р я е т с я п р и н а г р е в а н и и . Задача № 3. П о с л е у п о т р е б л е н и я н е к о т о р ы х с о р т о в я б л о к зу б ы с т а н о в я т с я о ч е н ь ч у в с ­ т в и т е л ь н ы м и к т е п л у и х о л о д у . Э то о щ у щ е н и е м о ж е т б ы т ь у с т р а н е н о , е с л и ч и с т и т ь зу б ы д в а ж д ы в д е н ь п а с т о й , с о д е р ж а щ е й ф т о р . К а к о б ъ я с н и т ь это я в л е н и е с х и м и ч е с к о й т о ч к и з р е н и я , е с л и и з в е с т н о , ч т о з у б н а я э м а л ь и м е е т с о с т а в , п о д о б н ы й м и н е р а л у С а 5О Н (Р О 4)3? О т в е т : П о с о с т а в у з у б н а я э м а л ь о т н о с и т с я к о с н о в н ы м с о л я м , п о с к о л ь к у с о д е р ж и т г р у п п у О Н . В се о с н о в н ы е с о л и л е г к о р а с т в о р я ю т с я в к и с л о т а х , в т о м ч и с л е с л а б ы х , т а к и х к а к л и м о н н а я и л и щ а в е л е в а я , к о т о р ы е с о д е р ж а т с я в к и с л ы х ф р у к т а х . П о э т о м у ч а с т и ч н о е р а с т в о р е н и е з у б н о й э м а л и д е л а е т зу б ы б о л е е ч у в с т в и т е л ь н ы м и к т е п л у и х о л о д у . С о д е р ж а щ и й с я в зу б н о й п а с т е и о н ф т о р а з а м е щ а е т г и д р о к с и л ь н у ю г р у п п у в с о с т а в е зу б н о й э м а л и : Значение химических веществ в жизни человека. Химия и окружающая среда С а 5 (0 Н ) (Р 0 4 ) з + N ^ ^ 0 3 ) ® С а 5 ^ (Р 0 4 )з + ^ 2 ( О Н ) ( Р О з ) П р и э т о м о б р а з у е т с я ф т о р а п а т и т к а л ь ц и я , х у ж е р а с т в о р я ю щ и й с я в к и с ­ л о т а х . Задача № 4. С л аб о т о к с и ч н ы й п р е п а р а т , к о т о р ы й м о ж н о и с п о л ь з о в а т ь в с е л ь с к о м х о ­ з я й с т в е д л я б о р ь б ы с б о л е з н я м и р а с т е н и й , м о ж е т б ы т ь п р и г о т о в л е н и з д р е ­ в е с н о й з о л ы : 1 л и т р з о л ы к и п я т я т в 4 л и т р а х в о д ы в т е ч е н и е 1 ч а с а , о с т а в л я ю т д л я о х л а ж д е н и я , з а т е м ф и л ь т р у ю т и п р и б а в л я ю т 1 0 - 2 0 г м ы л а . К а к д е й с т в у е т это т п р е п а р а т и к а к и е г р у п п ы в н е м и г р а ю т р о л ь п е с т и ц и д а : о р г а н и ч е с к и е и л и н е о р г а н и ч е с к и е ? О т в е т : В со с т а в з о л ы в х о д я т н е о р г а н и ч е с к и е в е щ е с т в а : к а р б о н а т ы к а л и я , к а л ь ц и я и м а г н и я . О с н о в н ы м к о м п о н е н т о м я в л я е т с я К 2СО3, п о э т о м у п о л у ч е н ­ н ы й п р е п а р а т о т н о с и т с я к н е о р г а н и ч е с к и м п е с т и ц и д а м . Задача № 5. Ч и с т ы й в о з д у х сп о с о б с т в у е т р о с т у ж и в о т н ы х . О д н а к о н а ф е р м а х он з а ­ г р я з н е н р а з н ы м и г а з а м и : о к с и д о м у г л е р о д а (IV ), а м м и а к о м , се р о в о д о р о д о м . З а ­ г р я з н е н и я в о з д у х а п р и в о д я т к с н и ж е н и ю п р о д у к т и в н о с т и ж и в о т н ы х и в л и я ю т н а зд о р о в ь е м о л о д н я к а . Ч т о б ы о с в е ж и т ь в о з д у х , п р и м е н я ю т с я э л е к т р и ч е с к и е в е н т и л я т о р ы , о д н а к о о н и со зд а ю т с к в о з н я к и . П о э т о м у е с т ь и д р у г и е м е т о д ы о ч и с т к и в о з д у х а в э т и х п о м е щ е н и я х . М о ж е т л и ч а с т а я п о б е л к а с т е н и п е р е г о р о д о к в л и я т ь н а с о с т а в в о з д у х а ? О т в е т : Д а , м о ж е т . И з в е с т ь п о г л о щ а е т СО2 и Н 28 п о р е а к ц и я м : С а (О Н )2 + С 0 2 = С а С 0 3 + Н 20 С а (О Н )2 + Н 28 = С а 8 + 2 Н 20 Задача № 6 . В п о с л е д н е е в р е м я н а р ы н к е к о с м е т и ч е с к и х т о в а р о в д л я у х о д а з а в о л о с а м и р е к л а м а о б е щ а е т м н о го с р е д с т в , с п о с о б с т в у ю щ и х р о с т у о б ъ е м а и м а с с ы во л о с. В о з м о ж н о л и э т о с х и м и ч е с к о й т о ч к и з р е н и я ? О т в е т : Э то в о з м о ж н о , б л а г о д а р я а к т и в н о с т и к е р а т и н а , в х о д я щ е г о в с о с та в в о л о с . П р и и с п о л ь з о в а н и и о п р е д е л е н н ы х п р е п а р а т о в , р а с т в о р е н н ы х в т е п л о й во д е п р о и с х о д и т р а з р ы в н е к о т о р ы х с в я з е й в м о л е к у л е б е л к а . В м е с т е р а з р ы в а э т и х с в я з е й п р о и с х о д и т в з а и м о д е й с т в и е с п о х о ж и м и н а к е р а т и н в е щ е с т в а м и . Н а п р и м е р , б а л ь з а м «8 и п зП к » с о д е р ж и т ч а с т и ц ы , о б р а з у ю щ и е с я п р и г и д р о л и з е н а т у р а л ь н о г о ш е л к а . Э ти ч а с т и ц ы в з а и м о д е й с т в у ю т с к е р а т и н о м в о л о с , и т а к и м о б р а зо м у в е л и ч и в а е т с я о б ъ е м и м а с с а в о л о с н а н е к о т о р о е в р е м я , до с л е д у ю щ е го и х м ы т ь я . Р А Б О Т А В Г Р У П П Е 1. Посмотрите, сколько медикаментов у вас дома. Определите, к каким типам они относятся. Попытайтесь найти о них дополнительную информацию (применение, молекулярную формулу, строение и др.). 2. Опишите несколько примеров применения химических веществ в повседневной жизни.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu