luni, 29 august 2022

Органические вещества в питании

 “М ы живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить” ( Сократ ) В с в я з и с э т и м м у д р ы м в ы с к а з ы в а н и е м п р и п о м н и м е щ е и с л о в а С е н е к и : “ Ч е л о в е к н е у м и р а е т , а у б и в а е т с е б я ” (н е п р а в и л ь н о п и т а я с ь ). У ч е н ы е п о к а з а л и , ч т о ч е л о в е ч е с к и й о р г а н и з м - это о г р о м н а я л а б о р а т о р и я , в к о т о р о й п р о т е к а ю т р а з н ы е р е а к ц и и , о б е с п е ч и в а ю щ и е н о р м а л ь н у ю р а б о т у в с е х о р г а н о в и я в л я ю щ и е с я о с н о в о й с у щ е с т в о в а н и я ч е л о в е к а . В б о л ь ш и н с т в е св о ем - это э к з о т е р м и ч е с к и е п р о ц е с с ы . Э н е р г е т и ч е с к а я ц е н н о с т ь . Г л а в н ы м и и с т о ч н и к а м и э н е р г и и , к о т о р ы е в х о д я т в н а ш п о в с е д н е в н ы й р а ц и о н ( ф р у к т ы , о в о щ и , м о л о ч н ы е п р о д у к т ы , м я с о и д р .), я в ­ л я ю т с я б е л к и , у г л е в о д ы и ж и р ы . В и т а м и н ы , м и н е ­ р а л ь н ы е с о л и и в о д а - т а к ж е ч а с т ь это го р а ц и о н а . Э н е р ге т и ч е с к а я п о тр еб н о сть о р г а н и з м а за в и с и т от в о з ­ р а с т а , п о л а , в е са и р о д а з а н я т и й ч е л о в е к а . О д н а к о в л ю б ом с л у ч а е л у ч ш и м со о т н о ш ен и ем п р о д у к т о в п и т а н и я я в л я е т ­ с я сл ед у ю щ ее: 50% у гл ев о д о в , 3 0 % ж и р о в и 2 0 % б ел к о в . О р г а н и з м у с в а и в а е т э т и в е щ е с т в а н е т о л ь к о к а к и с т о ч н и к и э н е р г и и , н о и д л я д р у г и х ц е л е й . С х и м и ч е с ­ к о й т о ч к и з р е н и я п р о ц е с с о б е с п е ч е н и я э н е р г и е й - это р е а к ц и я о к и с л е н и я , н а п р и м е р : С д Н ^ О д + 6 О 2 ® 6 С О 2 + 6 Н 2О + ^ глюкоза К а к в ы д у м а е т е , д л я х и м и ч е с к о г о п р е в р а щ е н и я г л ю ­ к о з ы (см . у р а в н е н и е в ы ш е ) т р е б у е т с я д о п о л н и т е л ь н а я э н е р г и я ? О б р а т и м с я к с р а в н е н и ю . Ч т о б ы п о л у ч и т ь т е п л о от г о р я щ е г о у г л я , н а д о его р а з ж е ч ь , т. е. з а т р а т и т ь к а ­ к о е -т о к о л и ч е с т в о э н е р г и и . Т о ч н о т а к ж е д л я п о л у ч е н и я э н е р г и и , н е о б х о д и м о й д л я п о с л е д у ю щ е го у с в о е н и я п и щ и , о р г а н и з м у н у ж н о с н а ч а л а з а т р а т и т ь о п р е д е л е н н о е к о л и ­ ч е с т в о э н е р г и и . О н а р а з л и ч н а в за в и с и м о с т и от п р и р о д ы п е р е р а б а т ы в а е м ы х в е щ е с т в . У г л е в о д ы л е г ч е д р у г и х в е щ е с т в у с в а и в а ю т с я о р г а ­ н и з м о м , п о э т о м у р а с х о д у ю т с я в п е р в у ю о ч е р е д ь . Д л я и х п е р е р а б о т к и о р г а н и з м т р а т и т с а м о е м а л о е к о л и ч е с т в о э н е р г и и . В от п о ч е м у п о т р е б н о с т ь в н и х с о с т а в л я е т о к о л о 5 0 % (рис. 6.1). Ж и р ы у с в а и в а ю т с я тр у д н ее , но он и я в л я ю т с я н аи б о л ее в ы с о к о к а л о р и й н о й п и щ е й . П о в ы д е л я е м о й э н е р г и и он и в д в а р а з а п р ев о сх о д я т у гл ев о д ы и б е л к и . Ж и р ы в ы п о л н я ю т Значение химических веществ в жизни человека. Химия и окружающая среда и д р у ги е ф у н к ц и и . О н и п ер е н о ся т в и т а м и н ы , я в л я ю т с я и с т о ч н и к о м н е п р е д е л ь н ы х м ж и р н ы х к и с л о т , и з н и х о б р а зу ю тс я к л е т о ч н ы е м ем б р а н ы . Б е л к и . И з в с е х к о м п о н е н т о в п и щ и н а и м е н ь ш и й э н е р г е т и ч е с к и й в к л а д в н о ­ с я т б е л к и (о ко л о 2 0 % ). О д н а к о о н и в ы п о л н я ю т в о р г а н и з м е ц е л ы й р я д и д р у г и х ж и з н е н н о в а ж н ы х ф у н к ц и й : - я в л я ю т с я с т р о и т е л ь н ы м м а т е р и а л о м д л я к л е т о к и т к а н е й (о с н о в н а я ф у н к ц и я ); - в ы п о л н я ю т т р а н с п о р т н у ю ф у н к ц и ю (н а п р и м е р , г е м о г л о б и н - п е р е н о с ч и к к и с л о р о д а ); - о б есп еч и в аю т за щ и т н у ю ф у н к ц и ю (у ч а ств у ю т в о б есп е ч е н и и и м м у н и т е т а ); - в ы с т у п а ю т в к а ч е с т в е р е г у л я т о р о в о б м е н а в е щ е с т в (го р м о н ы ); - я в л я ю т с я к а т а л и з а т о р а м и р а з н ы х п р о ц е с с о в (ф е р м е н т ы ); - в ы п о л н я ю т д в и г а т е л ь н у ю ф у н к ц и ю (с о к р а щ е н и е м ы ш ц ). П о п а в в о р г а н и з м с п и щ е й , б е л к и г и д р о л и з у ю т с я д о а м и н о к и с л о т , б о л ь ш а я ч а с т ь к о т о р ы х р а с х о д у е т с я н а с и н т е з б е л к о в , с в о й с т в е н н ы х д а н н о м у о р г а н и з м у и н е о б х о д и м ы х е м у н а д а н н о м э т а п е р а з в и т и я . О с т а в ш и е с я а м и н о к и с л о т ы п о сл е о п р е д е л е н н ы х п р е в р а щ е н и й с л у ж а т и с т о ч н и к о м э н е р г и и .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu