marți, 20 septembrie 2022

Разнообразие форм движения у растений

 Солнечный свет, почва и другие факторы среды вызывают определенные типы движения растений — таксисы. Они могут быть направленными и ненаправленными. Направленные движения (тропизмы) — это ростовые движения под влиянием определенного фактора среды. Если ростовое движение направлено в сторону фактора воздействия, оно называется направленным положительно, а если в противоположную от фактора сторону — направленным отрицательно. Направленные движения продолжительны по времени и проявляются изгибами, наклонами, закручиваниями и др. Рост побегов в сторону света, прорастание корней в почву по направлению к воде — всё это примеры положительных направленных движений (рис. 1 а). Примером направленных отрицательных движений может быть рост стебля в сторону, противоположную гравитации (рис. 1 б). В основе направленных движений лежат деление и рост клеток. Ненаправленные движения растений не зависят от определенного фактора среды и могут быть медленными или резкими. Вызваны они не ростом клеток, а изменениями температуры, интенсивности освещения, прикосновением к растению. Цветки одуванчика, гороха, фасоли закрываются при наступлении сумерек и открываются с рассветом. Тюльпаны открывают и закрывают свои лепестки в зависимости от температуры. При повышении температуры лепестки цветка раскрываются, а при понижении — закрываются (рис. 1 в). Прикосновения к листьям мимозы приводят к тому, что они опускаются, а листики — складываются. Примером резких ненаправленных движений растений являю тся движения насекомоядных растений, когда их своеобразные цветки-капканы закрываются при попадании в него насекомого. Некоторые фотосинтезирующие одноклеточные водоросли (например, хламидомонада, рис. 1 д) перемещаются по направлению к источнику света. Передвижение хламидомонад происходит благодаря наличию специальных органов — жгутиков. Большинство одноклеточных морских водорослей обладают приспособленной к способу их передвижения особой формой — кольца, спирали, диски и др. Водные растения могут перемещаться изолированно или в сообществах (фитопланктон) на достаточно большие расстояния, иногда до сотен и тысяч километров. Все перечисленные способы передвижения растений играют важную роль в выживании растений в различных условиях среды. 1. Разнообразие живого мира 6 Водный лю тик Перемещение некоторых водных растений посредством пл вания на поверхности воды возможно благодаря специальным приспособлениям. К таким приспособлениям относятся редуцирование проводящей и механической ткани и замещение их воздушными полостями. Открытие и закрытие устьиц растений имеет особое знач< в жизни растений. Именно устьица регулируют количество в> выделяемой растениями в процессе транспирации. 1 * Дополни таблицу необходимой информацией. Опиш и каж дый тип движения. Устьице Тип движ ения Положительное направленное движение Ненаправленное движение Фактор среды (стимул) Сила притяжения Пониженная температура Свет Примеры уф 2 * Опиш и типы движ ения, показанные на рисунке. Перечисли факторы среды, которые вы звали эти движ ения (стимулирующие эти движения). 3 * Решив кроссворд, ты прочитаеш ь название фактора, воздействующего на движение вью щихся растений. Для решения: ✓ выбери правильны й вариант ответа для каждого случая; ✓ впиш и в клетки буквы, соответствующие правильны м вариантам. 1. Закрытие цветков одуванчика вечером — это движение: н) направленное; о) ненаправленное; п) перемещение в пространстве. 2. Фактор, позволяющий водным растениям плавать на поверхности водоема: к) температура; п) вода; л) воздух. 3. Положительно направленное движение корней растения обусловлено: р) температурой; д) светом; о) силой земного притяжения. 4. Листья мимозы быстро никнут: а) с наступлением сумерек; р) от прикосновения; в) от чрезмерного полива. 5. Передвижение хламидомонады происходит благодаря: а) жгутикам; б) плаванию на поверхности; в) вращению. 1. Разнообразие живого мира А 7 4 * И з у ч и д в и ж е н и е о д н о г о и з п р ед ст а в и т ел ей ф о ­ т о с и н т е зи р у ю щ и х в о д о ­ р о с л е й (н а п р и м е р , х л а ­ м и д о м о н а д ы ) н а о с н о ­ в е а л го р и тм а п р о в е д е ­ н и я н а б л ю д е н и й с п р и ­ м е н е н и е м м и к р о ск о п а . 5 • А л г о р и т м н а б л ю д ен и й : - подготовь микроскоп к работе. - нанеси несколько капель воды из пруда на предметное стекло. - помести предметное стекло на столик микроскопа. - найди на препарате передвигающиеся особи. - наведи на препарат луч фонарика. - объясни, что ты увидел при этом в поле микроскопа. - зарисуй в тетради увиденное под микроскопом. П р о ч и т а й в н и м а т ел ь н о тек ст и у к а ж и п р еи м у щ ест в а н а п р а в л е н н о г о д в и ж е н и я р а ст ен и й . Естественный свет является одним из важных факторов среды, значение которого в жизни растений трудно переоценить. Без света отсутствует фотосинтез и, как следствие, прекращается рост и развитие растений. Таким образом, жизнь растения напрямую зависит от этого фактора среды. Именно поэтому растения характеризуются направленными движениями по отношению к свету. Хорошо известно движение подсолнечника в направлении движения солнца и по положению солнечного диска на небосклоне. Некоторые вьющиеся растения пробиваются сквозь листву кроны дерева в поисках лучей света. 6 * П р о в е д и э к с п е р и м е н т , о р и е н т и р у я с ь н а р и с у н о к сп р ав а. Р а зр а б о т а й п л ан эк с п е р и м е н т а п о и з у ч е н и ю р а зн ы х т и п о в д в и ж е н и я р а ст ен и й . П р ед ст а в ь р езу л ь та ты о п ы т а , ук азав : ✓ с ф о р м у л и р о в а н н у ю т о б о й ги п о т езу ; ✓ даты ; ✓ в ы в о д ы . 7 * П е р е ч и с л и н е м е н е е 3 -х к о м н а т н ы х и с а д о в ы х р а с т е н и й , к о т о р ы м н у ж н а о п о р а . У к а ж и м а т ер и а л , к о т о р ы й п р и м е н я ю т в к а ч ест в е о п о р ы . К ак п о в е д ё т с е б я р а с т е н и е п р и о т су т ст в и и о п о р ы ? С дел а й в ы в о д .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu