marți, 20 septembrie 2022

Растения и животные охраняемые законом

 Вспомни • Реальна ли о п асн о сть исчезн овен и я некоторы х р астен и й и животны х на Зем ле? • Как о тр ази л ось бы на остальны х ор ган и зм ах и человеке их исч езн о в ен и е? Как мож но п р ед о твр ати ть и сч езн ов ен и е растени й и ж ивотны х? ) Красная книга Ш охраняемые виды Ш исчезающие виды 3 редкие виды 3 уязвимые виды Организмы в природе находятся в гармоничном равновесии со средой обитания (подземной, наземной, водной и воздушной). Но оно очень зыбкое, его можно легко нарушить. Срывая цветок, срубая дерево, поджигая жнивьё, бросая мусор в озеро, мы не только наносим непоправимый ущерб природе и живым организмам, но и подвергаем опасности и свою жизнь. В настоящее время на Земле многие растения и животные находятся на грани исчезновения в результате необдуманных действий человека - чрезмерно большого сбора растений, незаконной охоты, частичного или полного уничтожения сред обитания организмов. Некоторые виды становятся очень редкими. Всё это привело к принятию многими странами мер по сохранению исчезающих растений и животных. Правительство Молдовы также прилагает большие усилия для охраны растительного и животного мира. Так, был составлен список растений и животных, подлежащих охране со стороны государства. Они занесены в Красную книгу Республики Молдова. ВООК Красная книга я в л я е тся о ф и ц и ал ьн ы м д о к у м е н то м , и зд ан н ы м в в и д е кн и ги (рис. 1), в к о то р ую з а н е се н ы виды р а с ­ те н и й и ж и в о тн ы х, н а х о д я щ и е ся на гр ан и и сч е з н о в е н и я и о х р а н я е м ы е го су д а р ств о м . Рис. 1. Красная книга Республики Молдова (третье издание, 2015 г.) глава Рябчик м а лы й (У) (леса) О льха белая (И) (луга) К левер п ан он ски й (У) (леса) М о ло д ило русское (У) (склоны рек) Б ересклет к а р ­ ли ков ы й (У) (леса) П ро ст р ел б о льш ой (У) (леса) П одснеж ник бел ы й (У) (леса) Больш еголовник серпуховидны й (И) (луга) В ью но к л и н е й ч а ­ т ы й (У) (склоны реки) Ж и во ко ст ь т р ещ ин оват ая (И) (леса) В енер ин б а ш м ачо к (И) (леса) Л есно й вино гра д (Р) (пойменные леса) Бела я кувш инка (Р) (озёра) В а си л ёк А н гел еску (И) П ион л е сн о й (И) (леса) (леса) Граб вост очны й (Р) (леса) Рис. 2. Виды растений, охраняемых в Республике Молдова: исчезающий вид (И); редкий вид (Р); уязвимый вид (У) З а п о м н и ! "> И счезаю щ ий вид (И) - вид, которому грозит исчезновение в ближайшем будущем. "> Редкий вид (Р) - вид, которому грозит исчезновение в более далёком будущем, если факторы, отрицательно влияющие на него, не будут устранены. "> У я зв и м ы й вид (У) - вид, который в ближайшее время может перейти в категорию редких видов, если не будут устранены отрицательные факторы. В К р а сн о й к н и ге к р а тк о о п и с ы в а е тс я к а ж д ы й в и д р а с т е н и й , у к а ­ з ы в а е тс я к а те го р и я р е д к о с т и , его р а с п р о с т р а н е н и е , ср е д а о б и т а ­ н и я , ч и с л е н н о с т ь о с о б е й в п р и р о д е , ф а к т о р ы , п р и в е д ш и е к с о к р а ­ щ е н и ю и х ч и с л е н н о с т и , м е то д ы о х р а н ы и в о с с т а н о в л е н и я ви д а. О х р а н я е м ы е р а с т е н и я , в з а в и с и м о с т и о т с т е п е н и с о х р а н е н и я и х ч и с л е н н о с т и , д е л я тс я н а сл е д у ю щ и е к а те го р и и : исчезающие, редкие, уязвимые (см . р у б р и к у « З а п о м н и !» ). Т а к , в К р а сн ую к н и гу Р есп уб л и ки М о л д о ва (го д и з д а н и я 2 0 1 5 ) з а ­ н е с е н ы 4 2 7 в и д а: 2 0 8 в и д о в р а с т е н и й и гр и б о в и 2 1 9 в и д о в ж и в о т ­ н ы х . Б о л ь ш о е к о л и ч е с тв о и с ч е з а ю щ и х в и д о в в ы з ы в а е т б е с п о к о й с ­ тв о н а с е л е н и я , к о то р о е у ж е п р и н и м а е т к о н к р е т н ы е м ер ы д л я о х ­ р а н ы э т и х в и д о в (п р е к р а щ е н и е н е з а к о н н о го с б о р а р а с т е н и й , б р а ­ к о н ь е р с т в а , р а з р у ш е н и я ср ед о б и т а н и я в и д о в и д р .). Охраняемые виды растений. И з 2 0 8 в и д о в о х р а н я е м ы х р а с т е н и й и гр и б о в 99 в и д о в (4 7 ,5 9 % ) я в л я ю т с я исчезающими, 55 (2 6 ,4 5 % ) - редкими и 54 (2 5 ,9 6 % ) - уязвимыми. Т а к и м о б р а зо м , п о ч т и п о л о в и н а р а с т е н и й (4 7 ,5 9 % ) в б л и ж а й ­ ш ее в р е м я м о ж е т и с ч е з н у т ь и з ф л о р ы Р е с п у б л и к и М о л д о в а , е с ­ л и не б у д у т п р и н я т ы н е о б х о д и м ы е м еры д л я и х с о х р а н е н и я . Э т а о п а с н о с т ь г р о з и т и о с та л ь н ы м к а те го р и я м . Ч т о б ы л ю б и те л и Охрана окружающей среды природы, включая учеников, смогли принять эффективные меры по охране растительного мира, они должны знать: - охраняемые виды, чтобы узнавать их в природе; - территории, на которых растут эти виды для их охраны. Рассмотри р и су н о к 2. Отметь распространённость охраняемых растений в республике, категорию редкости (исчезающие - И, редкие - Р, уязвимые - У) и характерную для них среду обитания. Виды охраняемых животных. В К р а сн ую к н и гу Р есп убли ки М о л д о ­ ва занесены 219 видов животных, включая 85 видов беспозвоночных и 134 вида позвоночных животных. Позвоночные животные (рыба, птицы, млекопитающие) страдают больше, так как в природе их меньше, чем беспозвоночных, к тому же человек широко использует их в пищу и в других целях. Самыми уязвимыми являются птицы (62), за ними следуют млекопитающие (30) и рыбы (23). Основными факторами, отрицательно сказывающимися на животных, являются: уничтожение, разрушение их жилищ (укрытий), осушение болот, распахивание степей и равнин, использование химикатов, загрязнение среды и т.д. Чтобы познакомиться с некоторыми охраняемыми видами животных, рассмотри р и су н о к 3. "> Охраняемые виды растений в Республике Молдова распространены в следующих местах обитания: - в лесных экосистемах - 48 видов; - в степных экосистемах - 32 вида; - в скалистой местности (склонах рек) - 15 видов; - в луговых экосистемах - 18 видов; - в водных и болотных экосистемах - 4 вида. Рис. 3. Охраняемые животные Республики Молдова: исчезающий вид (И); редкий вид (Р); уязвимый вид (У) С о кол-балобан (И) Ба бочка-М а (склоны рек, равнины) о н (У) (леса) Горност ай (У) (луга, леса) Чёрны й аист (И) (леса, луга) М едянка (Р) (леса) О соед (Р) (леса) Чёрны й дят ел (Р) (леса) Л есн а я кош ка (У) (леса, болота) куница (У) Ст епной хо р ё к Черепаха ( Р) (И) (степи) (озёра, болота) (леса) Ф илин (И) (склоны рек) К ли н т ух (И) (леса) Вы дра (У) (реки) Розовы й пелиС т епная гадю ка (И) кан (Р) (ст епи) (озёра, болота) Л ебедь-кликун (У) (озёра) глава П е р е н е с и с х е м у в т е т р а д ь и с о е д и н и с т р е л к а м и в и д ы о х р а н я е м ы х р а с т е н и й и в и д ы о х р а н я е м ы х ж и в о т н ы х с и х с р е д а м и о б и т а н и я . ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ Венерин башмачок Рябчик малый Белая кувшинка Вьюнок линейчатый Прострел большой Большеголовник серпуховидный Молодило русское Ольха серая СРЕДА ОБИТАНИЯ Водные и луговые экосистемы Лесные экосистемы Экосистемы скал (речные ________ склоны)________ Степные экосистемы Луговые экосистемы ОХРАНЯЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ Болотная черепаха Степная гадюка Сокол-балобан Горностай Выдра Степной хорёк Чёрный аист Лесная куница О т в е т ь н а в о п р о с ы . • Что т а к о е Красная книга? • На к а к и е к а те го р и и по с те п е н и р е д к о сти д е л я тся р а с те н и я и ж и в о тн ы е? • Н азов и по 3 вида р а с те н и й и ж и в о тн ы х каж дой к а те го р и и . • В каки х э к о с и с т е м а х Р е сп уб л и к и М о л д о в а р а с п р о с т р а н е н о н а и б о л ь ш е е к о л и ч е ств о в и д о в о хр ан я е м ы х р а с т е н и й ? П о ч ем у? П е р е н е с и к р о с с в о р д в т е т р а д ь , р а з г а д а й и п о в е р т и к а л и п р о ч и т а е ш ь н а з в а н и е о ф и ­ ц и а л ь н о г о д о к у м е н т а , в к о т о р ы й з а н е с е н ы о х р а н я е м ы е г о с у д а р с т в о м в и д ы р а с т е н и й и ж и в о т н ы х . В о д н о е р а с т е н и е с б о л ьш и м и белы м и ц в етам и , п л ав аю щ ее на воде. В о д н о е м л ек о п и таю щ е е, н ап о м и н а ю щ е е о н д атр у, но ч уть к р у п н е е . Б аб о ч к а, з а н е с ё н н а я в Красную книгу Республики Молдова. Р а сте н и е , зац в е та ю щ е е р а н н е й в е сн о й . Л е с н о е м л е к о п и та ю щ е е , п и таю щ ее ся ж ёл уд ям и . Я д о в и та я зм ея ф ауны М о лд овы . П ти ц а, си л ьн ы й клю в ко то р о й п р и сп о с о б л е н д о л ­ б и ть к о р у д е р е в ь е в в п о и ск а х н асек о м ы х . Ж в ач н о е ж и в о тн о е н аш ей ф ауны . Ж ук с « р огам и». В о д н ая п ти ц а, и м ею щ ая кож аны й м е ш о к д л я п о й ­ м ан н о й ры бы . Ж и в о тн о е сав а н н ы , в е д у щ е е н о ч н о й о б р а з ж и зн и . Р а сте н и е , за ц в е та ю щ е е р а н н е й в е сн о й о д н о в р е ­ м е н н о с п о д сн е ж н и к а м и .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu