marți, 20 septembrie 2022

Язык и вкус

 Ж и в о т н ы е и ч ел о в ек в ы б и р а ю т п и щ у с п о м о щ ь ю о р га н а вк уса, ф о р м а и р а с ­ п о л о ж е н и е к о т о р о г о н е о д и н а к о в ы у р а зн ы х ж и в о т н ы х . У м у х и б а б о ч е к , н а п р и ­ м ер , в к у со в ы е р е ц е п т о р ы н а х о д я т с я на к о н ч и к а х л а п о к , и, « п р и сев на ч т о -т о в к у сн ен ь ­ к о е» , о н и с р а з у ж е о щ у щ а ю т э т о . М у р а в ь и о п р е д е л я ю т к а ч ест в о п и щ и а н т е н н а м и , а р ы бы — в с е й п о в е р х н о с т ь ю тела, так как в к у со в ы е р е ц е п т о р ы р а з б р о с а н ы у н и х п о в с е м у телу. У б о л ь ш и н с т в а ж и в о т н ы х , в т о м ч и сл е и у ч ел о в ек а , о р г а н о м в к у са я в л я ет ся язык. С л и зи ст а я я зы к а с о д е р ж и т о г р о м н о е к о л и ч е с т в о вкусовых сосочков (рис. 24 б) р а з ­ н о й ф о р м ы . В к а ж д о м с о с о ч к е — вкусовые почки (рис. 24 в) с вкусовыми клетками (рис. 24 г). В к усо в ы е п о ч к и н а х о д я т с я н е т о л ь к о на я зы к е, н о и в р а зл и ч н ы х у ч а ст к а х с л и з и с т о й п о л о с т и рта. В сё ч т о м ы ед и м , п р и н о с и т н а м о щ у щ е н и е в к уса. И х о т я э т и о щ у щ е н и я о ч ен ь р а з н о о б р а з н ы , в се и х м о ж н о у с л о в н о р а зд е л и т ь на ч ет ы р е типа: сл а д к и й , к и сл ы й , со л е н ы й и г о р ь к и й вк ус. И н т е ­ р е с н о , ч т о в к у со в ы е п о ч к и д л я к а ж д о г о т и п а р а с ­ п о л а га ю тся в о п р е д е л е н н ы х у ч а с т к а х /з о н а х я зы к а (рис. 24 а). Так, на к о н ч и к е я зы к а б о л ь ш е р е ц е п т о ­ р о в к с л а д к о м у — о н ч у в с т в у е т его г о р а з д о л у ч ш е, края я зы к а л у ч ш е о щ у щ а ю т к и сл о е и с о л е н о е , а его о с н о в а н и е — го р ь к о е. Рис. 24. Я зы к человека как орган вкуса 3. Системы координации и интеграции организмов С л ед у ет о т м ет и т ь , ч т о в к у со в ы е р е ц е п т о р ы р е а г и р у ю т т о л ь к о на в ещ ест в а , к о т о р ы е р а с т в о р е н ы в в о д е и л и в сл ю н е. В а ж н у ю р о л ь в ф о р м и р о в а н и и в к у са и г р а ет т е м п е р а т у р а . О ч ен ь г о р я ч а я и л и ч р е з ­ м е р н о х о л о д н а я п и щ а п о д а в л я ет р а б о т у в к у со в ы х р е ц е п т о р о в . Г ор яч и й ч а й к а ж ет ся м е ­ н е е сл а д к и м , ч ем х о л о д н ы й с т е м ж е с о д е р ж а н и е м са х а р а . К р о м е т ем п ер а т у р ы на вк ус в л и я ет и к о н с и с т е н ц и я п и щ и . Ч у в ств а в к у са и за п а х а в з а и м о с в я за н ы д р у г с д р у г о м . П р и с и л ь н о м н а см о р к е у ч е л о ­ век а п о д а в л я ет ся н е т о л ь к о о б о н я н и е , н о и вкус. О т в к у со в ы х р е ц е п т о р о в и н ф о р м а ц и я п о н ер в н ы м в о л о к н а м п е р е н о с и т с я в к о р у г о л о в н о г о м о зг а . З д е с ь о н а а н а л и зи р у е т с я в с о ч е т а н и и с си г н а л а м и , п о л у ч е н н ы м и от о б о н я т е л ь н ы х р е ц е п т о р о в , и ф о р м и р у е т с я о щ у щ е н и е вк уса. Э т о п о з в о л я е т н а м сдел ать в ы в о д о в к у со в ы х к а ч ест в а х д а н н о г о п р о д у к т а п и т а н и я и р а с п о зн а т ь , п р о б у е м л и э т о м ы в п ер в ы е и л и э т о т в к ус н а м у ж е зн а к о м . 1 * Перепиши в тетрадь, вписав пропущенные слова. В к у со в ы е р е ц е п т о р ы н а зы в а ю т ся I I I I I I I I I 1 111111111 и р а с п о л а г а ­ ю тся г р у п п а м и в ||||||||| | | | | |~1 . О н и н а х о д я т с я в I I I I I I I I I 111111111 на п о в е р х н о с т и | | | | | | | | | ~| | | I I- В к у со в ы е р е ц е п т о р ы р е а г и р у ю т т о л ь к о на в ещ ест в а , к о т о р ы е р а с т в о р е н ы в в о д е и л и в | | | | | ~ | . 2 • Приведи в соответсЖ и в о т н ы е и ч ел о в ек в ы б и р а ю т п и щ у с п о м о щ ь ю о р га н а вк уса, ф о р м а и р а с ­ п о л о ж е н и е к о т о р о г о н е о д и н а к о в ы у р а зн ы х ж и в о т н ы х . У м у х и б а б о ч е к , н а п р и ­ м ер , в к у со в ы е р е ц е п т о р ы н а х о д я т с я на к о н ч и к а х л а п о к , и, « п р и сев на ч т о -т о в к у сн ен ь ­ к о е» , о н и с р а з у ж е о щ у щ а ю т э т о . М у р а в ь и о п р е д е л я ю т к а ч ест в о п и щ и а н т е н н а м и , а р ы бы — в с е й п о в е р х н о с т ь ю тела, так как в к у со в ы е р е ц е п т о р ы р а з б р о с а н ы у н и х п о в с е м у телу. У б о л ь ш и н с т в а ж и в о т н ы х , в т о м ч и сл е и у ч ел о в ек а , о р г а н о м в к у са я в л я ет ся язык. С л и зи ст а я я зы к а с о д е р ж и т о г р о м н о е к о л и ч е с т в о вкусовых сосочков (рис. 24 б) р а з ­ н о й ф о р м ы . В к а ж д о м с о с о ч к е — вкусовые почки (рис. 24 в) с вкусовыми клетками (рис. 24 г). В к усо в ы е п о ч к и н а х о д я т с я н е т о л ь к о на я зы к е, н о и в р а зл и ч н ы х у ч а ст к а х с л и з и с т о й п о л о с т и рта. В сё ч т о м ы ед и м , п р и н о с и т н а м о щ у щ е н и е в к уса. И х о т я э т и о щ у щ е н и я о ч ен ь р а з н о о б р а з н ы , в се и х м о ж н о у с л о в н о р а зд е л и т ь на ч ет ы р е типа: сл а д к и й , к и сл ы й , со л е н ы й и г о р ь к и й вк ус. И н т е ­ р е с н о , ч т о в к у со в ы е п о ч к и д л я к а ж д о г о т и п а р а с ­ п о л а га ю тся в о п р е д е л е н н ы х у ч а с т к а х /з о н а х я зы к а (рис. 24 а). Так, на к о н ч и к е я зы к а б о л ь ш е р е ц е п т о ­ р о в к с л а д к о м у — о н ч у в с т в у е т его г о р а з д о л у ч ш е, края я зы к а л у ч ш е о щ у щ а ю т к и сл о е и с о л е н о е , а его о с н о в а н и е — го р ь к о е. Рис. 24. Я зы к человека как орган вкуса 3. Системы координации и интеграции организмов С л ед у ет о т м ет и т ь , ч т о в к у со в ы е р е ц е п т о р ы р е а г и р у ю т т о л ь к о на в ещ ест в а , к о т о р ы е р а с т в о р е н ы в в о д е и л и в сл ю н е. В а ж н у ю р о л ь в ф о р м и р о в а н и и в к у са и г р а ет т е м п е р а т у р а . О ч ен ь г о р я ч а я и л и ч р е з ­ м е р н о х о л о д н а я п и щ а п о д а в л я ет р а б о т у в к у со в ы х р е ц е п т о р о в . Г ор яч и й ч а й к а ж ет ся м е ­ н е е сл а д к и м , ч ем х о л о д н ы й с т е м ж е с о д е р ж а н и е м са х а р а . К р о м е т ем п ер а т у р ы на вк ус в л и я ет и к о н с и с т е н ц и я п и щ и . Ч у в ств а в к у са и за п а х а в з а и м о с в я за н ы д р у г с д р у г о м . П р и с и л ь н о м н а см о р к е у ч е л о ­ век а п о д а в л я ет ся н е т о л ь к о о б о н я н и е , н о и вкус. О т в к у со в ы х р е ц е п т о р о в и н ф о р м а ц и я п о н ер в н ы м в о л о к н а м п е р е н о с и т с я в к о р у г о л о в н о г о м о зг а . З д е с ь о н а а н а л и зи р у е т с я в с о ч е т а н и и с си г н а л а м и , п о л у ч е н н ы м и от о б о н я т е л ь н ы х р е ц е п т о р о в , и ф о р м и р у е т с я о щ у щ е н и е вк уса. Э т о п о з в о л я е т н а м сдел ать в ы в о д о в к у со в ы х к а ч ест в а х д а н н о г о п р о д у к т а п и т а н и я и р а с п о зн а т ь , п р о б у е м л и э т о м ы в п ер в ы е и л и э т о т в к ус н а м у ж е зн а к о м . 1 * Перепиши в тетрадь, вписав пропущенные слова. В к у со в ы е р е ц е п т о р ы н а зы в а ю т ся I I I I I I I I I 1 111111111 и р а с п о л а г а ­ ю тся г р у п п а м и в ||||||||| | | | | |~1 . О н и н а х о д я т с я в I I I I I I I I I 111111111 на п о в е р х н о с т и | | | | | | | | | ~| | | I I- В к у со в ы е р е ц е п т о р ы р е а г и р у ю т т о л ь к о на в ещ ест в а , к о т о р ы е р а с т в о р е н ы в в о д е и л и в | | | | | ~ | . 2 • Приведи в соответствие продукты питания, изображенные слева, с участками языка, которые распознают их вкус. 1 ,жем Соль 4 3 * Определи у себя вкусовые зоны языка, следуя предложенному алгоритму. 3. Системы координации и интеграции организмов аааааааааа Необходимые материалы и ингридиенты Л ист бум аги с н ар и сов ан н ы м к о н т у ­ р о м язы ка. Ч ет ы р е в и д а р а ст в о р о в : а) 10 % р а с т в о р сахара; б) 10 % р а с т в о р сол и; в) 10 % р а с т в о р л и м о н н о й к исл оты ; г) в одн ы й н а ст о й п ол ы н и и з расчета 2 ст. л о ж к и травы на 200 м л к и п я ­ ч ен о й воды . аааааааааааа Алгоритм ✓ В озь м и четы ре ватны е палочки. ✓ О бм ак н и к он ч и к о д н о й пал очку в раствор сахара и п р и л о ж и к я зы к у в р азн ы х участках. ✓ О тм еть на ри сун к е участки, где ты ощ утил сл адкий вкус. ✓ П р од ел ай то ж е сам ое с др уги м и р астворам и. ✓ У к аж и на р и сун к е вы явленны е вк усовы е зон ы и участки, где о н и совм ещ аю тся. ✓ О б ъ я сн и зн ач ен и е эт и х зо н для в осп р и яти я вкуса. 6 4 В результате травм ы на п р о и зв о д ст в е о д и н и з дал ьн и х р одств ен н и к о в тв оей сем ьи п ов р ед и л обон я тел ь н ы й нерв. К ак ов ы в о з м о ж н ы е п о с л е д с т в и я э т о й травм ы ? О б о б щ и п р ед ст а в л ен н у ю н и ж е и н ф о р м а ц и ю о д н и м сл о в о м . Во врем я п ер еж ев ы в ан и я п и щ и о щ ущ ен и е вкуса исч езает. Д ля того чтобы ощ утить его вн овь, н е о б х о д и м о п ер ем ести ть п и щ ев о й к ом ок во р ту для сти м ул и р ован и я вк усовы х р ец еп тор ов . Вкус и м еет о с о б о е зн ач ен и е для л ю дей оп р ед ел ен н ы х п р о ф есси й , н ап р и м ер п оваров. П р ед п о л о ж и м , что твоя бабуш ка работает п ов ар ом . С остав ь с п и с о к с о в е т о в д л я с о х р а н е н и я о ст р о т ы о б о н я н и я .твие продукты питания, изображенные слева, с участками языка, которые распознают их вкус. 1 ,жем Соль 4 3 * Определи у себя вкусовые зоны языка, следуя предложенному алгоритму. 3. Системы координации и интеграции организмов аааааааааа Необходимые материалы и ингридиенты Л ист бум аги с н ар и сов ан н ы м к о н т у ­ р о м язы ка. Ч ет ы р е в и д а р а ст в о р о в : а) 10 % р а с т в о р сахара; б) 10 % р а с т в о р сол и; в) 10 % р а с т в о р л и м о н н о й к исл оты ; г) в одн ы й н а ст о й п ол ы н и и з расчета 2 ст. л о ж к и травы на 200 м л к и п я ­ ч ен о й воды . аааааааааааа Алгоритм ✓ В озь м и четы ре ватны е палочки. ✓ О бм ак н и к он ч и к о д н о й пал очку в раствор сахара и п р и л о ж и к я зы к у в р азн ы х участках. ✓ О тм еть на ри сун к е участки, где ты ощ утил сл адкий вкус. ✓ П р од ел ай то ж е сам ое с др уги м и р астворам и. ✓ У к аж и на р и сун к е вы явленны е вк усовы е зон ы и участки, где о н и совм ещ аю тся. ✓ О б ъ я сн и зн ач ен и е эт и х зо н для в осп р и яти я вкуса. 6 4 В результате травм ы на п р о и зв о д ст в е о д и н и з дал ьн и х р одств ен н и к о в тв оей сем ьи п ов р ед и л обон я тел ь н ы й нерв. К ак ов ы в о з м о ж н ы е п о с л е д с т в и я э т о й травм ы ? О б о б щ и п р ед ст а в л ен н у ю н и ж е и н ф о р м а ц и ю о д н и м сл о в о м . Во врем я п ер еж ев ы в ан и я п и щ и о щ ущ ен и е вкуса исч езает. Д ля того чтобы ощ утить его вн овь, н е о б х о д и м о п ер ем ести ть п и щ ев о й к ом ок во р ту для сти м ул и р ован и я вк усовы х р ец еп тор ов . Вкус и м еет о с о б о е зн ач ен и е для л ю дей оп р ед ел ен н ы х п р о ф есси й , н ап р и м ер п оваров. П р ед п о л о ж и м , что твоя бабуш ка работает п ов ар ом . С остав ь с п и с о к с о в е т о в д л я с о х р а н е н и я о ст р о т ы о б о н я н и я .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu