marți, 20 septembrie 2022

Питание растений

 вода минеральные соли углекислый газ устьица хлорофилл фотосинтез органические вещества Ты уже знаешь, что животные могут питаться животными (хищники) или растениями (растительноядные). Растения, как и любой другой организм, нуждаются в питательных веществах и энергии. Они используют органические вещества (углеводы), минеральные соли и воду. Органические вещества образуются из более простых веществ - воды и углекислого газа. Вспомни • Растения питаются так же, как и животные? Почему? • Как они добы ваю т пищ у? • Что ты зн аеш ь о ф о тоси нтезе? Кислород Углекислый газ Доставка воды и минеральных солей к листьям Доставка органических веществ к органам Рассмотри р и су н о к 1: каким образом в растение попадают вода, минеральные соли, углекислый газ и где запасаются органические вещества. Растение поглощает из почвы воду и минеральные соли, а из воздуха - углекислый газ (смотри схему на стр. 45). Вода и минеральные соли (©) поглощаются корнями при помощи тонких многочисленных всасывающих волосков (@). Они отходят от верхушки корня, проникают между частицами почвы, откуда всасывают воду и минеральные соли. Всасывание происходит быстро, так как общая поверхность всасывающих волосков очень велика, а их стенки тонки и не препятствуют проникновению внутрь воды и растворённых в ней минеральных солей. Попав в растение, вода и минеральные соли по корням (@) и стеблю (©) поднимаются наверх к листьям (© ). Углекислый газ поглощается из воздуха (©). Он проникает в листья через мелкие отверстия - устьица. Листья, как и остальные органы растения, состоят из клеток. Они содержат хлоропласты с хлорофиллом - зелёным пигментом, придающим растениям зелёный цвет и способным поглощать солнечную энергию. С о л н е ч н а я э н е р ги я , п о гл о щ ё н н а я х л о р о ф и л л о м , и с п о л ь ­ зу е тся для п р е в р а щ е н и я у гл е к и сл о го газа и воды в о р г а ­ н и ч е с к и е с о е д и н е н и я . Э т о т п р о ц е с с н а зы в а е тся фотосинтезом. Системы жизнедеятельности Органические вещества не получаются из среды (почвы или воздуха), а образуются в листьях растений из неорганических веществ (воды и углекислого газа) в процессе фотосинтеза. Кроме органических веществ, в процессе фотосинтеза образуется очень важное соединение - кислород (®), который выделяется в воздух через листья. Выделенный в атмосферу, он служит для дыхания животных и человека. Сами растения тоже используют кислород, но в небольших количествах. Схема процесса фотосинтеза: Органические вещества (углеводы/сахара) в листьях растворяются в воде, образуя питательную жидкость, поступающую ко всем клеткам (® ). Сахара содержат много энергии, которая используется для роста и развития растения. Они потребляются растением постепенно. Часть неиспользованных сахаров накапливается в специальных органах: плодах (®), клубнях (@ ) (последние развиваются На базе вопросов и отве- в почве). тов, составь несколько практических советов. Углекислый газ из В°да Солнечная энергия, пог- + из п°ч- лощённая хлорофиллом Органические вещества (углеводы) Выделенный + в атмосферу воздуха вы кислород 1. Почему молодые растения при их пересадке не вырываются из почвы, а переносятся вместе с почвой? О . Так всасывающие волоски корней не повреждаются, и растение гораздо бы стрее приживается. "> 2. Почему, перед тем как пересадить рассаду капусты, помидоров, перца, овощеводы отрывают крупные листья? О. Потому что иначе всасывающие волоски на начальной стадии роста не смогут обеспечить солями и водой все листья, и растение увянет и погибнет. "> 3. Почему не рекомендуется держать комнатные растения в спальне? О . Растения, как и животные, дышат кислородом. Ночью они не фотосинтезируют. Поэтому не выделяют, а лишь потребляют кислород, так необходимый человекудля сна. Р а с с м о т р и и л л ю с т р а ц и и , н а к о т о р ы х п р е д с т а в л е н ы папоротники н а ш и х л е с о в л е т о м и о с е н ь ю (рис. 2 ). О т в е т ь н а в о п р о с ы . • К ако в а св я зь м еж д у ц вето м п а п о р о тн и к а и к о л и ч е ств о м х л о ­ р о ф и л л а в е го л и с ть я х ? • К огда п а п о р о тн и к и и н т е н с и в н е е ф о то си н те зи р у ю т и о б р а з у ­ ют к и сл о р о д : л е то м или зи м о й ? П о ч ем у? Г:::. 2. Папоротники летом (а) и осенью (б) ^---- 1, при повышенных температурах и ярком солнечном свете, папоротники образуют хлорофилл непрерывно. К осени количество хлорофилла сокращ ается, листья становятся жёлтыми. Проверь св о и знлнкя глава 11111 И з у ч и п р о ц е с с р о с т а р а с т е н и й , о т о б р а ж ё н н ы й н а с х е м е . О т в е т ь н а в о п р о с ы . ОПЫТ: Выращивание комнатных растений в различных условиях ► 1. Отобраны два комнатных растения одинаковой величины. ► 2. Первое растение (а ) поместили в горшок с землёй. ► 3. Второе растение (б) поместили в сосуд с дистиллированной водой. ► 4. Растения содержались в течение трёх недель при одинаковых тем пературе и освещении. ► 5. Рассмотри полученные результаты. Измерь длину растений и подсчитай количество новых побегов и листьев. Растения традесканции одинаковой величины Условия роста Выращенное в хорошо разрыхлённой и увлажнённой почве Выращенное в дистиллированной воде Результаты, полученные через 3 недели • К ако е из р а сте н и й в ы р о сл о б о л ь ш е ? • Что и сп о л ь зо в а л о для р о ста р а с т е н и е а ? • А р а с т е н и е б ? • К ако го п и та те л ь н о го к о м п о н е н та н е д о с т а ­ вало р а сте н и ю б для р о с та ? • В к а к и х в е щ е с тв а х - о р га н и ч е с к и х или н е ­ о р га н и ч е с к и х (м и н ер ал ьн ы х) н уж д ается р а с т е н и е д л я р о с т а ? П о ч ем у? • П о в то р и э т о т о п ы т дом а на п р и м е р е д вух р азл и ч н ы х р а с те н и й (н а п р и м е р , ге р а н и и ал о э) и р а ссм о тр и п о л у ч е н н ы е р езультаты . С ф о р м у л и р у й вы воды . З а п и ш и п р а в и л ь н ы е у т в е р ж д е н и я в т е ­ т р а д ь . О б о с н у й с в о й в ы б о р . • Р а сте н и я п и таю тся то л ь к о м и н ер ал ь н ы м и в ещ еств ам и . • С о л н е ч н а я э н е р ги я п о гл о щ а е тся х л о р о ф и л ­ лом в п р о ц е с се ф о то си н те за . • Ф о то си н те з и м е е т м е сто как п р и св е те , та к и в те м н о те . • Х л о р о ф и л л не о б р а зу е тс я в р а сте н и я х . • Д ля су щ е ств о в а н и я р а сте н и я м нуж ны т о л ь ­ ко о р га н и ч е с к и е в ещ е ств а . • Р а сте н и я не то л ь к о вы р аб аты ваю т, но и п о тр е б л я ю т к и сл о р о д . • Р а сте н и я не в ы р аб аты в аю т с е б е пищ у, а п о ­ л у ч аю т е ё из о кр уж аю щ ей ср ед ы . • Д ля р о ста р а сте н и й у гл е к и сл ы й газ не н уж ен. П е р е п и ш и т е к с т в т е т р а д ь и д о п о л н и е г о н е д о с т а ю щ и м и с л о в а м и . ... добывают пищу из окружающей среды, тогда как ... её вырабатывают сами. Превращение ... и ... в органические соединения (сахара) называется ... . Этот процесс происходит в . растений с участием пигмента ... и ... энергии. В процессе ... растение вырабатывает . , используемого для дыхания как . , так и ... . Тебе уже известно, что животные, в отличие от растений, не вырабатывают пищу самостоятельно, а получают её готовой из окружающей среды. Поэтому питание животных называют гетеротрофным (в переводе с греческого языка означает п и т а н и е за счёт д р у ги х ж иво т н ы х или р а с т е н и й ), а растений - автотрофным (то есть, са ­ м о ст о я т ел ь н ы м п и т а н и е м ). Не все животные питаются одинаково. Как узнать, чем питается животное? Вспомни • Как питаю тся р астен и я? • На какие тр и категор ии по ти п у питания делятся ж ивотны е? • В чём со сто и т сущ еств ен н о е отличие меж ду питанием ж ивотны х и р астен и й ? > гетеротрофное пи

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu