marți, 20 septembrie 2022

Линейная и воздушная перспектива

 Слово перспектива означает изображение на плоской поверхности объёмных предметов, в зависимости от расстояния, местоположения, и выявляет способность глаза ясно различать окружающие предметы по мере их удаления друг от друга. При рисовании мы интуитивно стараемся передать окружающий мир таким, каким мы его видим, т.е.: - уменьшенные предметы расположены вдали (ил. 1, 8 ); - линии иллюзорно соединяются в одной точке (ил. 1, 2 ). Для достоверной передачи предметов в пространстве очень важно знать законы линейной и воздушной перспектив. 2.1. Линейная перспектива Этот тип перспективы основан на ряде закономерностей, которые объясняют, как происходит визуальное уменьшение размеров предметов по мере их удаления. Линейная перспектива, в свою очередь, бывает фронтальной и угловой. Основными элементами фронтальной линейной перспективы являются: линия горизонта, воздушное пространство, пространство земли, главная точка обозрения и линии схода. Л и н ия горизонта представляет на картине горизонтальную линию, находящуюся на уровне глаз. В природе линия горизонта отделяет небо от земли (это чётко видно в поле, на море, ил. 3). В зависимости от позиции человека (сидя, стоя, лёжа) меняется и линия горизонта. Полезно знать... Научное знание о перспективе зародилось в эпоху Возрождения и было обосновано в работах Филиппо Брунеллески, Леонардо да Винчи и других мастеров. Рабочие термины: Линейная перспектива - метод передачи на плоскости трёхмерных изображений. Ф р о н тальн ая п ер спектива - метод представления предмета на плоскости параллельно линии горизонта. Угловая перспектива - метод представления предметов под определённым углом зрения. VI к л а с с Рабочие термины: Воздушное пространство - это пространство между верхним краем картины и линией горизонта. На этой части плоскости картины обычно изображаются небо, облака, солнце. Пространство земли находится ниже линии горизонта, здесь изображаются дома, холмы, дороги и т.д. Главная точка обозрения находится на линии горизонта на уровне глаз художника (ил. 6 ). Линии схода - линии, которые мысленно направляются к главной точке пересечения (ил. 4-6). Н а ил. 4 и 6 представлены два способа рисования книги. Мейндерт Хоббема. Аллея в Мидделхарнисе > Нарисуй книгу в угловой перспективе поэтапно на примере иллюстраций 4 и 6 . Добавь к рисунку другие школьные атрибуты. "Л Запомни! Когда ты работаешь над линейной перспективой, используя цвета, надо помнить об источнике света, которым может быть солнце, окно или осветительный прибор. Раздел III Чтобы нарисовать, например, комнату по принципу фронтальной линейной перспективы, необходимо знать, что линии стен и линии мебели пересекутся в главной точке обозрения. Пол находится ниже линии горизонта, а потолок - в воздушном пространстве (ил.9,13,14). Ж илая комната рисуется с помощью главной точки обозрения, как показано на ил. 9. Узнай больше! Основные элементы угловой перспективы те же, что и у фронтальной. Различие состоит лишь в изображении предмета в пространстве под определённым углом. Обрати внимание, как рисуется дом в угловой перспективе с использованием двух точек - А и Б (ил.10). Все горизонтальные линии пересеклись бы, если бы мы продлили их мысленно до линии горизонта. Когда предмет (например, дом) виден со стороны угла, и при этом ни одна линия не параллельна краю бумаги, он кажется деформированным в перспективе. Чтобы нарисовать дом в угловой перспективе, находим на линии горизонта две главные точки обозрения. Ван Гог. Комната художника Каса маре Полезно знать... Если расстояние между предметом и художником велико, тогда линия горизонта и точки пересечения линий схода будут находиться выше (в зависимости от уровня глаз). > Сделай набросок своей комнаты или кухни. Заверши рисунок на уроке с учётом правил линейной перспективы. / VI к л а с с 2.2. Воздушная перспектива Помимо линейной перспективы, которая позволяет нам передавать линейную глубину в изобразительном пространстве, сущ ествует и воздушная перспектива. Цвет предметов, находящихся на удалённом расстоянии, теряет свою интенсивность, становится бледнее и ближе к цвету фона. Он окрашивается в холодные тона. Тёплый цвет подчёркивает приближённые предметы, создавая эф ­ фект воздушной перспективы. Такой оптический эффект соединения цветов с воздушным пространством - обычное явление в окружающей природе (ил. 16-19). Этот же эффект можно наблюдать, например, в лесу, когда опускается туман. Ещё античным художникам были известны некоторые принципы воздушной перспективы. Доказательством тому служат фрагменты фрески, найденной в древнеримском городе Помпеи (ил. 18). И так, чем дальше мы находимся от предметов, тем труднее различить их форму и цвет. По мере приближения к ним их черты просматриваются лучше по размеру, форме и цвету (ил. 20). Вид на гавань. Фреска Узнай больше! Синий цвет мазков на картине Элеоноры Романеску Лесное пространство смягчается по мере отдаления от линии горизонта. Элеонора Романеску Лесное пространство Запомни! Понятия воздушной и линейной перспектив были научно обоснованы художниками эпохи Возрождения. Полезно знать... Пространство изображается в литературе с помощью словесного описания: « ...Древние пирамиды Устремляют в небо свои вершины» (Михай Эминеску «Синий цветок») Раздел III На картине Камиля Коро Мариссельские ивы хорошо заметно комбинирование линейной перспективы с воздушной. Художника вдохновила ранняя весна, и он решил запечатлеть увиденный пейзаж на полотне (ил. 21). В воздушном пространстве хорошо прорисовываются контуры высоких деревьев; мы видим ещё один ряд деревьев поменьше, находящихся поодаль. По змеистой тропинке к нам направляются м уж ­ чина и женщина, которые придают картине лирическое настроение. Художник сумел передать впечатление влажного весеннего воздуха, смягчив контуры деревьев холодными, нечёткими тонами. Это пейзаж «настроения», в котором узнаётся сочетание линейной и воздушной перспектив. Камиль Коро. Мариссельские ивы Полезно знать... Некоторые профессиональные художники прибегают к сознательному деформированию пропорций, линейной и воздушной перспектив, чтобы усилить выразительность своей художественной идеи. У художниковлюбителей этот приём возникает бессознательно из-за недостатка художественного образования и неопытности. класс Доменико Каприоло использовал эффект «8^иша!- 1о» (в дымке) в автопортрете (ил. 23) после того, как Леонардо да Винчи открыл этот приём в живописи. Здесь архитектурный пейзаж написан по принципу чередования планов таким образом, что цвета заднего плана смягчены, и нечёткие архитектурные сооружения лишь создают впечатление воздушной перспективы. Художники X IX - X X веков предпочитали писать свои картины на природе, на пленэре (р1ет агг), передавая в точности состояние дня со всеми его атмосферными изменениями (солнечная, дождливая погода и т.д.). Например, художник-импрессионист Клод Моне мастерски запечатлел на своих картинах особенные эффекты воздушной перспективы. Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце На картине Впечатление. Восходящее солнце (ил. 22) изображён залив с кораблями и лодками на фоне утреннего тумана. Название картины дало наименование новому художественному течению в живописи - «импрессионизму». Рабочие термины: Б^ итаН о - способ смягчения контуров на полотне, в результате чего изображение смотрится как в дымке. Запомни! Эффект удалённости достигается путём придания дальнему плану холодных тонов (голубой, фиолетовый), а передний план передаётся в тёплых тонах (красный, жёлтый, оранжевый, ил. 21). > Нарисуй пейзаж акварельными красками на влажном бумажном листе, используя воздушную перспективу.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu