marți, 20 septembrie 2022

Циклы развития животных

 Постэмбриональное развитие млекопитающих включает в себя несколько лов: ювенильный этап (от лат. ]иуепШ $ — юный) — время от рождения до полового созревания; пубертатный — этап зрелости; и старение — период до смерти. У некоторых животных (кошка, собака, заяц, мышь и др.), у которых период беременности короткий, рождаются слепые, слабые и беспомощные детеныши. И наоборот, новорожденные видов с продолжительной беременностью (например, слон, лошадь, антилопа, зебра и др.) сразу после рождения встают на ноги и способны самостоятельно передвигаться. Детеныши млекопитающих на первых порах питаются молоком матери и требуют постоянной заботы с ее стороны. На этом этапе происходит обучение детенышей с целью приобретения навыков поведения, необходимых им для выживания. Вырастая и развиваясь, детеныши становятся взрослыми особями и достигают стадии половой зрелости, когда они способны к размножению. За этапом зрелости следует а) ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ б) П р я м о е Н е п р я м о е особь П о л н ы й м е т а м о р ф о з Яйцо Личинка Куколка I ;:ро,|.г| V Н е п о л н ы й м е т а м о р ф о з Яйцо Личинка Рис. 29 70 4 . Разм нож ение в живом мире /О старение, когда животные теряют способность к воспроизводству. Этот этап продолжается до конца ж изни животного Способ развития, при котором новорожденные обладают сходством с родителями, но отличаются по размерам, называется прямым развитием. Он встречается у рыб, птиц, дождевых червей, пауков, моллюсков и др. (рис. 29 а). У других ж ивотны х новые особи отличаются от родителей. Достаточно вспомнить и сравнить головастика и лягушку, гусеницу и бабочку. В процессе своего роста и развития эти животные претерпевают целую серию изменений тела и образа жизни. Этот процесс последовательных превращ ений называется метаморфозом и относится к непрямому развитию (рис. 29 б). Развитие посредством метаморфоза наблюдается у л я ­ гушек, насекомых и некоторых паразитических червей. Лягушки откладывают в воду икринки, из которых развиваю тся головастики. Их внеш ний вид напоминает рыб, так как они имеют жабры, хвост с плавником и боковую линию. В процессе превращ ения головастика во взрослую особь он утрачивает жабры и боковую линий, а его хвост рассасывается. У насекомых различают два типа метаморфоза — неполный и полный. При неполном метаморфозе, характерном для более просто устроенных насекомых (кузнечики, тараканы, сверчки), личинка и взрослая особь очень похожи и отличаются лиш ь отсутствием крыльев. После линьки они превращаются во взрослых насекомых. В случае полного метаморфоза (бабочки, жуки и др.) кроме стадии личинки имеется еще и стадия куколки. Личинка насекомого резко отличается от взрослой особи, а тело её напоминает червя. Сначала личинки очень прожорливы, а затем прекращают питаться, становятся неподвижными и превращ аются в куколок. Внутри куколки происходят очень сложные процессы, за счет чего формируются органы взрослого насекомого. Оно высвобождается из оболочек куколки и переходит к активному существованию. М етаморфоз наблюдается и у больш инства паразитических червей, которые в ходе своего развития меняют нескольких организмов-хозяев. Например, бычий цепень паразитирует в тонком кишечнике человека, а промежуточным хозяином, где развиваются личинки, является свинья. Другой червь, печеночный сосальщик, паразитирует в печени овец, а промежуточным хозяином для него служит пресноводный моллюск — прудовик. Личинка тутового шелкопряда выделяет специаль ное вещество, которое при контакте с воздухом затвердевает и превращается в очень тонкую и эластичную нить. Закрепив один из концов нити, куколка наматывает ее вокруг себя. Иногда длина нити достигает 1000 метров. Человек издавна выращивает куколок тутового шелкопряда с целью получения тончайшей шелковой нити. 4. Размножение в живом мире 1 * Перепиши в терадь предложения и дополни их необходимой информацией. П о ст эм б р и о н а л ь н о е р азв и ти е м л ек оп и таю щ и х вклю чает в себя неск ол ьк о этапов: ... , ... , ... и ... . У н ек о то р ы х ж и в о тн ы х п ер и о д ... н еп р о д о л ж и т ел ьн ы й , п о э т о м у детен ы ш и р о ж д а ­ ю тся сл епы м и и ... . Ж и в отн ы е с ... п ер и о д о м б ер ем ен н о ст и р о ж д а ю т детен ы ш ей , к отор ы е ср азу ж е п осл е р о ж д ен и я встаю т на н оги , бегаю т и п итаю тся м о л о к о м м атери. В ... п ер и о д е р азв и ти я м л ек оп и таю щ и е н уж даю тся в р о д и тел ь ск о й заботе. В ф азе ... м л ек оп и таю щ и е дости гаю т п о л о в о й зр ел о сти и сп о со б н ы ... . Э та сп о со б н о ст ь утрачивается с н аступ л ен и ем ... . 2 * Ответь и запиши ответ в тетрадь. П осл едов ател ь н ость п р ев р ащ ен и й в ж и з н е н н о м цикле лягуш ки. С брасы вание стары х п ок р о в о в тела у саранчи. С тадия в ж и з н е н н о м цикле бабочки . С тадия ж и зн ен н о г о цикла, в х о д е к о т о р о й ж и в о т н о е сп о со б н о к в осп р о и зв о д ст в у . 3 * Найди соответствие между представленными рисунками и названиями стадий развития. А Б В Г Яйцо Личинка Куколка Взрослая особь 4 * На рисунке справа представлен цикл развития печеночного сосальщика. Укажи фазы этого цикла, когда человек мог бы предотвратить заболевания овец и крупного рогатого скота. Черви в печени Личинки на траве Яйца в * фекальных массах - Н - Ц еркарии , л Ч \ Личинки в организм е прудовика М аленькие личинки 1 0 -1 2 дней) к. 4 . Разм нож ение в живом мире оУ 5 * Перечисли отличия между циклами развития: а) рыбы и лягушки; б) бабочки и саранчи. Составь по одной сравнительной схеме для циклов развития этих животных. 6 • Напиши текст на 1/2 страницы о важности игр для развития детенышей млекопитающих. 7 Т вой о т ец зан и м ается р азв ед ен и ем овец. Какие советы ты бы дал ему для предотвращения заражения овец бычьим цепнем?

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu