marți, 20 septembrie 2022

Светотень в изобразительном искусстве

 Светотень - это графический или живописный приём, с помощью которого художник передаёт объём изображаемых предметов путём постепенного распределения тени и света или с помощью эффекта сильного контраста (ил. 1-3). Светотень может быть и ахроматической, изображённой на карандашном рисунке или гравюре. Светотень передаёт соотношение светлый-тёмный, что позволяет чётко передать свет или тень, падающт изображаемые фигуры или предметы. 1.1. Светотень в рисунке В изобразительном искусстве светотень является художественным приёмом, позволяющим передать на картине игру света и тени (ил.1). Светотень состоит из следующих основных элементов (ил. 2): 1) полутень; 2 ) свет; 3) блик; 4) полусвет; 5) падающая тень; 6 ) тень; 7) рефлекс. Камиль Рессу. Отдых в поле (рисунок) Рабочие термины* кппкзя1мнв п«ии _ луЧИ, НЭуглом к потен ь между затемнении. ■ Полутень - поверхность предмета, освещённая не прямыми, а скользящими лучами. ■ Свет - наиболее освещённая часть поверхности. ■ Блик - световое пятно на предметах с гладкой или глянцевой поверхностью (стекло, керамика, металлы). ■ Полусвет - поверхность, граничащая между тенью и светом. ■ Падающая тень «стелется» позади предмета, являясь продолжением затенённого пространства. ■ Тень - тёмная часть предмета, на которую не падают лучи света. ■ Рефлекс - образуется на затенённой поверхности предмета в результате отражения света от освещённых плоскостей. Пётр Кончаловский. Натюрморт (уголь) Раздел III Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, набросок Полезно знать... Используя принцип светотени в изображении геометрических форм, можно отображать объёмность предметов (ил. 7). Запомни! Если источник света расположен перед предметами, которые мы изображаем, они теряют объёмность, становясь плоскими. То же самое случается с ними, когда источник света находится позади них. Это явление в изобразительном искусстве называется контражур (ил. 5,6 а, б). Рабочие термины: Изменение расположения источника света приводит к изменению угла падения лучей на поверхность предметов, что в результате изменяет саму форму светотени. Последним этапом передачи светотени является придание объёма простым карандашом, углём или другими графическими материалами (ил. 6, 7,10). Контраж ур - (сопйе-'оиг) в пер. с франц. напротив света. Оптимальным вариантом является боковое освещение предметов, когда свет и тень распределяются на их поверхности, придавая им более чёткие формы (ил. 8 а, б): а) когда свет сильный, светотень, усиленная тенью, чётко передаёт объём, приближая предмет к зрителю (ил. 6 а); б) когда свет рассеянный, смягчённая светотень создаёт впечатление удалённости (ил. 6 б). / VI к л а с с Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (эскиз) Полезно знать... Способ штриховки зависит как от индивидуальной манеры художника, так и от его темперамента. > Нарисуй с натуры вазу (кувшин), используя приём растушёвки теней для передачи светотени. Вспомни! Растушёвка - это технический приём, с помощью которого достигается необходимый уровень светотени (ил.10). Ш т р и х о в к а п р о и з в о д и т ­ ся остриём карандаш а (угля и т.д .) или его ш ирокой частью (ил. 8 б -11). Ш трихи наносятся различными способами: ■ по определённой форме: ■ прямыми линиями в двухтрёх направлениях; ■ беспорядочно; ■ точечно; ■ волнистыми линиями. Раздел III 1.2. Светотень в живописи В живописи светотень определяется различием в характере цвета, его блеска, чистоты и яркости. Когда эти различия проявляются максимально, получается полярный контраст (ил. 15). Белый и чёрный цвета используются для достижения самых ярких светотеневых контрастов (ил. 14). Голландский художник Рембрандт был большим виртуозом светотеневой живописи. Он писал свои картины, используя серые тона, передающие эффект глубины. Художник создал ряд значительных полотен, отличающихся сильным контрастом света и тени (ил. 13). Чтобы лучше понять цветовой контраст, достаточно вырезать четыре одинаковых квадрата разного цвета - чёрный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, и положить их на большие листы серого цвета (ил. 12). Йоханнес Вермеер Девушка с жемчужной серёжкой Вспомни! Начальные цвета (красный, жёлтый, синий) называются также основными. Полезно знать... Свет и тень, тёмный и светлый цвета являются противоположными контрастами. Рембрандт. Давид и Саул Роберт Делонай. Круговые формы / VI к л а с с Узнай больше! Особое видение светотеневого контраста привнёс в искусство итальянский художник Караваджо. Кажется, что свет на его картинах исходит от мощных источников, так как на тёмном фоне сильно освещённые фигуры подчёркнуто выделяются, оставляя «тяжёлые» тени (ил. 16). Караваджо. Юноша с корзиной фруктов Жорж де ла Тур. Плотник и подмастерье Алберто Магнелли. Женщина в чёрном > Опиши виды контрастов, которые ты обнаружил в иллюстрациях 16-19. > Нарисуй с натуры вазу или кувшин, используя светотеневой контраст.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu