marți, 20 septembrie 2022

Глаз и зрение у животных

 Глаза — э т о о р га н зр е н и я , п р и п о м о щ и к о т о р о г о ж и в ы е о р г а н и зм ы п о л у ч а ­ ю т б о л ь ш е в сег о и н ф о р м а ц и и и з о к р у ж а ю щ е й ср ед ы (о к о л о 90 %). К р о м е т о го , гл аза с п о с о б н ы в о с п р и н и м а т ь свет. П р и р о д а с о зд а л а н еск о л ь к о т и п о в глаз, сн а б д и в и м и р а зн ы х ж и в о т н ы х в з а в и с и м о ­ с т и о т о с о б е н н о с т е й и х о р г а н и з а ц и и и о б р а з а ж и з н и . У н е к о т о р ы х б о л е е п р о с т о у с т р о ­ е н н ы х ж и в о т н ы х ф у н к ц и и глаза в ы п о л н я ю т о с о б ы е св е т о ч у в с т в и т е л ь н ы е с т р у к т у р ы , 3. Системы координации и интеграции организмов разбросанные по всему телу (у дождевого червя) или расположенные только в его задней части (у пиявок). При помощи таких «глаз» животные отличают свет от темноты. У других ж ивотны х глаза более сложно устроены и отличаются по числу, размерам и положению (рис. 17). Например, у улитки глаза расположены на концах длинных щупалец; у камбалы оба глаза находятся на одной стороне тела; глаза рыб, земноводных, пресмыкающихся и большинства птиц и млекопитающих располагаются по обе стороны головы, а у человека и ряда ж ивотных — в ее лицевой части. Размеры глаз варьируют от вида к виду, а иногда и в пределах отдельной особи. Н апример, у осьминога и кальмара левый глаз больше правого. Отличаются животные и по количеству глаз. Так, у стрекозы их 2, мухи — 5, паука — 8, а у ящ ерицы гаттерии, вымирающего вида Новой Зеландии, — 3 глаза. При помощи глаз животные и человек различают очертания, размеры, цвет окружающих их предметов и оценивают расстояние до них (рис. 17). Человек и животные различают цвета неодинаково. Так, пчела белую розу воспринимает как цветок синего цвета; пернатые обитатели леса видят красные ягоды земляПоложение Количество ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАЗА Типы Т | Цвет АСПЕКТЫ ЗРЕНИЯ Расстояние Поле зрения Рис. 17. Орган зрения у животных и его особенности ники зелеными, а для кошки ярко-жёлтые тапочки всегда будут скучного серого цвета. Черепахи и крокодилы не способны различать синий и фиолетовый цвет, и небо для этих ж ивотных всегда черное. Многие жуки и бабочки не различают красный цвет, а такие животные, как слон, носорог, рысь, пума и гепарды всё видят в черно-белом изображении. Очевидно, что для интеграции в среду обитания ж ивотны м важно не только различать цвета, но и правильно оценивать расстояние до окружающих их предметов. Способность органа зрения различать самые мелкие детали предметов называется остротой зрения. Чем выше острота зрения, тем дальше могут животные различать объекты 3. Системы координации и интеграции организмов в са м ы х п о д р о б н ы х д ет а л я х . У д о ж д е в ы х ч е р в е й и п и я в о к з р е н и е о т су т ст в у ет ; м у х и р а зл и ч а ю т п р е д м е т ы на р а с с т о я н и и 0,5 м; с т р е к о зы — на р а с с т о я н и и 1,5 м; в т о в р ем я как р ы бы , з м е и и я щ ер и ц ы м о г у т х о р о ш о р а зг л я д ет ь р а зл и ч н ы е п р е д м е т ы на р а с с т о я ­ н и и д о 5 - 1 0 м . Н а м н о г о д а л ь ш е в и д я т м л е к о п и т а ю щ и е и ч ел о в ек , х о т я и х о с т р о т а з р е ­ н и я н е в ы д е р ж и в а е т н и к а к о го ср а в н е н и я с зо р к о с т ь ю х и щ н ы х п т и ц . В за в и с и м о с т и о т п о л о ж е н и я и с т р о е н и я глаз р а зн ы е ж и в ы е с у щ е с т в а в и д я т м и р п о -с в о е м у . Н а п р и м е р , ж и в о т н ы е , у к о т о р ы х глаза р а с п о л о ж е н ы , как и у ч ел о в ек а , в л и ­ ц е в о й ч а ст и го л о в ы , в и д я т о б о и м и гл а за м и о д и н а к о в о е и з о б р а ж е н и е (ф р о н т а л ь н о е ). Д л я т о г о ч т о б ы в и д е т ь н а х о д я щ и й с я с б о к у п р ед м ет , о н и в ы н у ж д е н ы п о в о р а ч и в а т ь голову. У д р у г и х ж и в о т н ы х , с р е д и к о т о р ы х р ы бы , зе м н о в о д н ы е , п р есм ы к а ю щ и еся , б о л ь ш и н с т в о п т и ц и м л е к о п и т а ю щ и х , гл аза р а с п о л о ж е н ы п о о б е с т о р о н ы гол ов ы . В сё э т о п о з в о л я е т и м и м ет ь б о л е е ш и р о к и й о б з о р , а к а ж д ы й глаз и м е е т с в о е поле зрения (б о к о в о е з р е н и е ). П о л е м з р е н и я н а зы в а ет ся п р о с т р а н с т в о , в п р е д е л а х к о т о р о г о в и д н ы в се его т о ч к и п р и ф и к с и р о в а н н о м п о л о ж е н и и глаза. И з м е р е н и е п о л я з р е н и я — э т о и з ­ м е р е н и е п р о с т р а н с т в а , в и д и м о е н е п о д в и ж н ы м гл а зо м . Б о к о в о е р а с п о л о ж е н и е глаз у о т д ел ь н ы х ж и в о т н ы х о б е с п е ч и в а е т и м к р у г о в о е з р е н и е , н о н е п о з в о л я е т у в и д е т ь , ч то п р о и с х о д и т н а д и п о д н и м и . Глаза с т р е к о зы , за н и м а ю щ и е п о л го л о в ы , м о г у т в и д ет ь в сё в о к р у г б е з п о в о р о т а гол ов ы . С т р о е н и е гл аза у р а з н ы х ж и в о т н ы х т о ж е н е о д и н а к о в о . Р а зл и ч а ю т простые и сложные (ф а с е т о ч н ы е ) глаза. К а ж д ы й с л о ж н ы й глаз с о с т о и т и з м н о ж е с т в а о т д ел ь н ы х « гл а зков», р а зл и ч а ю щ и х о д н у л и ш ь д е т а л ь о к р у ж а ю щ е г о п р о с т р а н с т в а . Э т и д е т а л и ск л а д ы ­ в а ю тся в о д н о ц е л о с т н о е и з о б р а ж е н и е в в и д е м о за и к и . П о э т о м у т а к о е з р е н и е н а зы в а ­ ет ся м озаичны м и в с т р е ч а е т с я у м у х , рак а, б а б о ч ек . К аж ды й глаз стрекозы со ст о и т и з 28 000 к р охотн ы х п р о ст ы х глазков. С читаю т, что сл ож н ы е глаза бол ее п р и сп о со б л ен ы , ч ем п р осты е. Ч ем х о р о ш такой глаз? Д а х отя бы тем , что зам еч ает м ельчайш ие д ета л и и в б ы стр ом дв и ж ен и и . 1 • О п и ш и о с о б е н ­ н о с т и с т р о е н и я гл аза у ж и в о т ­ н ы х , п р е д с т а в ­ л е н н ы х н а и з о б р а ж е н и я х сл ев а . С тр ек оза К ам бала 2 • П р ед ст а в ь в в и д е д и а г р а м м ы и н ф о р м а ц и ю о б о ст р о т е з р е н и я с т р е к о зы , р ы б ы , зм е и , я щ е р и ц ы , х и щ н о й п т и ц ы . 3. Системы координации и интеграции организмов 3 1 О п р е д е л и с в о ё п о л е з р е н и е п о сл ед у ю щ ем у ал гори тм у: С.5 / П оставь в ц ен тр е л иста черн ую точку. С 5 ✓ У ткнись к о н ч и к ом н о са в п оставл ен н ую точ к у и см о т р и только вп еред. ^ ✓ П р и б л и ж а й с разн ы х ст о р о н к п о ст а в л ен н о й точке ц в етн о й карандаш . ✓ П оставь точ к у н а л исте бум аги в м о м ен т , когда ты его ув и дел правы м глазом . С 5 ✓ С оед и н и в все точки, ты п ол учи ш ь п ол е зр ен и я для п р ав ого глаза и дан н ого 0} цвета. ✓ П р од ел ай то ж е сам ой для л евого глаза. ✓ С равни свое п ол е зр ен и я с таковы м у одн ок л ассн и к ов. О ✓ О б ъ я сн и пол уч ен н ы е результаты . 4 * В ы ч и сл и , и с п о л ь зу я и н ф о р м а ц и ю у ч е б н и к а , р а с с т о я н и е , н а к о т о р о м о р ел р а зл и ч а ет бук в ы в к н и ге. П редставь себе, что ты си ди ш ь на скам ейке во д в ор е своего д о м а и читаеш ь книгу. В это врем я тв о й приятель, к отор ы й ж и в ет на п я то м эта ж е, в ы ходи т на бал к он и, уви дев тебя, кричит: - Ч то читаеш ь?! В м есто ответа ты, п оказав на стран и ц у, гов ор и ш ь ему: - П р оч и тай сам! - Будь я ор л о м , я прочи тал бы д а ж е с 2 5 -го этаж а! 5 * С р а в н и , н а о с н о в а н и и д а н н ы х п р е д ы д у щ е г о з а д а н и я , о с т р о т у з р е н и я о р л а и ч ел о в ек а . П р ед ст а в ь р езу л ь та ты с р а в н е н и я в в и д е г р а ф и к а . 6 ____• И з г о т о в ь м о д ел ь с т р о е н и я с л о ж н о г о глаза. П р о д е м о н с т р и р у й с в о ю м о д ел ь н а у р о к е. 7 * О б о с н у й сл ед у ю щ ее у т в ер ж д ен и е: Сложные глаза более продвинут ы в эволю ционном плане.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu