marți, 20 septembrie 2022

Половое поведение животных

 Вспомни • Почему весной птицы пою т? • С каким пер иодом ж изни совпадаю т их песн и ? • Как п р оявляется половое повед ени е птиц? • М ож но ли отнести пени е птиц к половом у поведению ? Почем у? З н а е ш ь л и т ы , ч т о . "> Крылья стрекозы кажутся очень хрупкими, но среди насекомых она славится своим быстрым и манёвренным полётом. "> Стрекоза может летать целые часы напролёт со скоростью 4 -9 м/сек., делая крыльями по 20 взмахов в секунду. Рис. 1. Стрекоза дозорщик-повелитель во время отдыха Поведение п р и с у щ е л и ш ь ж и в о т н ы м , и м е ю щ и м н е р в н у ю с и ­ сте м у , т а к к а к то л ь к о н е р в н а я с и с т е м а с п о с о б н а в о с п р и н и м а т ь и а н а л и з и р о в а т ь в о зд е й ств и е ф а к т о р о в ср ед ы (т е м п е р а т у р ы , в л а ж ­ н о с т и , н а л и ч и е в р а го в и д р .), д л я т о го ч т о б ы в ы р а б о та ть а д е к в а т ­ н у ю р е а к ц и ю в к о н к р е т н ы х с и т у а ц и я х . К п р и м ер у, е сл и з а я ц з а ­ м е ч а е т п р и п о м о щ и о р га н о в ч у в с т в (гл а з, у ш е й ) п о я в л е н и е л и с и ­ ц ы , его н е р в н а я с и с т е м а п о с ы л а е т а д е к в а тн у ю д л я д а н н о й с и т у ­ а ц и и « к о м а н д у » - у б е ж а ть . Д л я в ы ж и в а н и я и п р о и з в е д е н и я п о ­ т о м с т в а у ж и в о т н ы х в ы р а б о та л и с ь сам ы е р а з н ы е в и д ы п о в е д е ­ н и я : п и щ е в о е , з а щ и т н о е , м и гр а ц и о н н о е , п о л о в о е и т.д. ! • Половое поведение п р е д с та в л я е т со б о й со в о к у п н о с т ь д е й с тв и й ж и в о тн о го , н а п р а в л е н н ы х на в о сп р о и з в е д е н и е п о то м ств а : п о и ск м е ста для р азм н о ж е н и я , вы б о р п о л о в о ­ го п а р тн ё р а и « ухаж и ван и е», с п а р и в а н и е и о п л о д о т в о р е ­ н и е , у с т р о й с т в о гн е зд а (норы и др.) для в ы р ащ и в ан и я д е ­ тё н ы ш е й , заб о та о п о то м ств е. Р а с с м о т р и м п о л о в о е п о в е д е н и е и его з н а ч е н и е н а п р и м е р е б е с ­ п о з в о н о ч н о го ж и в о т н о г о н а ш е й ф а у н ы - с тр е к о зы . Стрекоза дозорщик-повелитель (рис. 1) я в л я е т с я о д н и м и з в и д о в н а с е к о м ы х с о р и ги н а л ь н ы м п о л о в ы м п о в е д е н и е м , в к л ю ч а ю щ и м 3 ф а зы : выбор территории, совокупление и оплодотворение, откладывание яиц. Первая фаза - выбор территории. В и ю н е, к о гд а о зё р н а я во д а д о с та то ч н о т ё п л а я д л я о т к л а д ы в а н и я я и ц , сам е ц в ы б и р а е т б о л ь ­ ш у ю т е р р и т о р и ю (9 0 - 1 5 0 м 2) н а п о в е р х н о с т и воды . О н о х р а н я ­ е т её о т д р у ги х с а м ц о в -к о н к у р е н т о в . П р и и х п о я в л е н и и н а п а д а ­ е т н а н и х в п о л ё те , у д а р я я к р ы л ь я м и . Е с л и п о я в л я е т с я са м к а , с а ­ м ец п р и б л и ж а е т с я к н е й и н а ч и н а е т « у х а ж и в а ть » , у с т р а и в а я в е р ­ т и к а л ь н ы е и к р у го в ы е п о к а з а те л ь н ы е п о л ё ты в в ы со те . Я р к о о к р а ш е н н о е тел о са м ц а п р и со л н е ч н о м с в е те п р и о б р е т а ­ е т сам ы е н е о б ы ч н ы е ц в е то в ы е о т т е н к и . В о тл и ч и е о т са м ц а , п о л о - Размножение живых организмов Рис. 2. Стрекоза дозорщик-повелитель в момент совокупления: а - самец; б - самка Рис. 3. Самка стрекозы дозорщикаповелителя откладывает яйца в воду Рис. 4. Личинка стрекозы дозорщика-повелителя поймала головастика (личинку лягушки) вое п о в е д е н и е с а м к и го р а зд о более у м е р е н н о е : о н а б ы с тр о п р о л е ­ т а е т н ад в о д о й и л и с а д и т с я н а в о д н ы е р а с т е н и я , ч т о б ы не б ы ть з а ­ м е ч е н н о й х и щ н и к а м и . В т о р а я ф а за - со во к уп л ен и е и о п л о д о т во р ен и е. З а и н т е р е с о ­ в а в ш и с ь п о в е д е н и е м са м ц а , н а й д я б л а го п р и я т н о е м е сто д л я о т ­ к л а д ы в а н и я я и ц , с а м к а и д ё т н а с о в о к у п л е н и е . С а м е ц п р и к р е п л я ­ е тс я к го л о в е са м к и п р и п о м о щ и кр ю ч к о в н а в е р х у ш к е б р ю ш к а , и т а к и м о б р а зо м ф о р м и р у е т с я п а р а (ри с. 2 ) - т а н д е м . П а р тн ё р ы о с т а ю т с я п р и к р е п л ё н н ы м и д р у г к д р у гу до о п л о д о т в о р е н и я я и ц . Д о с о в о к у п л е н и я сам ец п р о в е р я е т, н е т л и у с а м к и с п е р м а т о з о и ­ дов д р у го го сам ц а , с к о то р ы м о н а м о гл а с п а р и т ь с я р а н ь ш е . С п е ц и а л ь н ы м о р га н о м в в и д е щ ё т о ч к и у д а л я е т ч у ж и е с п е р м а ­ то зо и д ы и з п о л о в ы х п у т е й са м к и . П о сл е э т о г о с т р е к о з ы с о в о к у ­ п л я ю тс я : те л а п а р т н ё р о в и з ги б а ю т с я д у го й т а к , ч т о б ы и х п о л о в ы е о т в е р с т и я со в п а л и . С а м е ц в ы д е л я е т сп е р м а то з о и д ы , к о то р ы е п о ­ п а д а ю т в п о л о в ы е п у т и са м к и . О п л о д о т в о р е н и е п р и э т о м я в л я е т ­ ся в н у т р е н н и м . П о с л е о п л о д о т в о р е н и я сам е ц и щ е т н о в у ю с а м ­ ку. Т р ет ья ф а за - о т к л а д ы ва н и е я и ц . В о т л и ч и е о т сам ц а , п р о ц е с с р а з м н о ж е н и я д л я са м к и н а э то м з а в е р ш а е т с я . О н а и щ е т б л а го п р и я т н о е м е сто для о т к л а д ы в а н и я я и ц . Д л я т о го ч т о б ы о т л о ж и т ь я й ­ ц а в воду, с а м к а о с т а ё т с я н а п о в е р х н о с т и в о д ы и ч а с т и ч н о и л и п о л н о с ть ю п о гр у ж а е т в н её б р ю ш ­ ко (ри с. 3). Я й ц а о т к л а д ы в а ю т с я н а п о ги б ш и е п о д в о д н ы е р а с т е н и я . И з я и ц р а з в и в а ю тс я л и ч и н к и , п и т а ю ­ щ и е с я в о д н ы м и б е с п о з в о н о ч н ы м и , го л о в а с т и к а ­ м и (р и с. 4 ) и д аж е м е л к о й р ы б о й . Л и ч и н к а р а с т ё т и б ы с тр о р а з в и в а е тс я , л и н я я 10-13 р а з, п о сл е ч е ­ го п р е в р а щ а е тс я в м о л од ую с т р е к о з у (ри с. 5 ). глава IV свои “ П 1 ия. Зн аеш ь ли ты, что...? "> Стриж в ясную, солнечную погоду ищет пару для совокупления в полёте. Самец летит впереди самки, ухаживая за ней, издавая громкие крики и поднимая крылья в форме буквы «V», принимает позу, характерную для совокупления. Самка, включаясь в игру, принимает такую же позу. Образовавш аяся пара совершает головокружительный полёт и, пикируя, развивает скорость до 200 км/час. В полёте самец, покрывая самку, прикладывает своё половое отверстие к её отверстию и выделяет сперматозоиды. Оплодотворение внутреннее. При совокуплении половые отверстия партнёров настолько точно совмещаются, что ни один сперматозоид не теряется в воздухе. После оплодотворения самка откладывает 3 яйца в гнездо, и оба родителя их высиживают. "> Стрижи - отличные летуны, у них очень длинные крылья, не позволяющие им садиться на землю. В противном случае они не смогут взлететь. Стриж садится на высокие скалы, деревья, здания, откуда в свободном падении взлетает. "> Во время заботы о потомстве стриж ежедневно ловит в воздухе до 20 тысяч насекомых. Птенцы просят пищу, щипая перья, расположенные на краю рта родителей. Родители вводят им в рот комок, состоящий из десятков насекомых, смешанных со слюной. П е р е п и ш и и д о п о л н и в ы с к а з ы в а н и я . П о в е д е н и е п р и су щ е то л ь к о п о то м у что он и о б л ад аю т ... си сте м о й . Во в р ем я ... стрекозы о б р а зу ю т н а з ы в а е м у ю ____С ам ец п р и к р е п л я е тс я к го л о в е ... и п р о и сх о д и т ... о п л о д о т в о р е ­ н и е пр и со в м е щ е н и и и х ____ У стрижей со в о к у п л е н и е п р о и с х о д и т в ..., о п л о д о т в о р е ­ н и е я в л я е тся чтобы в ы д е л е н н ы е сам ц о м ... не п о те р я ­ л и с ь в во зд ухе. П е р е н е с и в т е т р а д ь и з а п о л н и т а б л и ц у к р а т к о й х а р а к ­ т е р и с т и к о й к а ж д о й и з т р ё х ф а з р а з м н о ж е н и я с т р е ­ к о з ы д о з о р щ и к а - п о в е л и т е л я . Ф а з ы р а з ­ м н о ж е н и я П о л о в о е п о в е д е н и е с т р е к о з ы д о з о р щ и к а - п о в е л и т е л я Первая фаза Вторая фаза Третья фаза Ф> О б ъ я с н и , к а к а я и з ф о р м о п л о д о т в о р е н и я - в н е ш н я я и л и в н у т р е н н я я - я в л я е т с я б о л е е с о в е р ш е н н о й ? д а О т в е т ь н а в о п р о с ы . • П о ч е м у со в о к у п л е н и е у стрижей п р о и с х о д и т в во зд ухе, а не на зе м л е ? • П о ч е м у п о л о в ы е о тв е р с ти я стрижей п ри со в о к у п л е н и и с о ­ вм ещ аю тся д р у г с д р у го м ? • К ак п р о я в л я е тся « ухаж и ван и е» сам ц а стрижа за сам к о й ? • А сам ц а стрекозы дозорщика-повелителя? • К ак о в о зн а ч е н и е та к о го п о в е д е н и я ? Н а й д и в д о п о л н и т е л ь н о й л и т е р а т у р е н е о б х о д и м у ю и н ф о р м а ц и ю и с о с т а в ь т е к с т о п о л о в о м п о в е д е н и и о д н о г о и з ж и в о т н ы х м е с т н о й ф а у н ы : л я г у ш к и - к в а к ­ ш и , д е р е в е н с к о й л а с т о ч к и , л и с и ц ы , в о л к а и д р .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu