marți, 20 septembrie 2022

дыхание организмов

 Вспомни • Что ты зн аеш ь о ды хании? Для чего ды ш ат организм ы ? • П оср ед ством какого о ргана ды ш ат ры бы? А человек? Инфузория Лёгкие т Амёба Воздуш ные мешки через кожу > дыхание > дыхательные органы > клеточное дыхание > кожное дыхание > жаберное дыхание > трахейное дыхание > лёгочное дыхание Системы жизнедеятельности Для выживания всем организмам необходимы кислород и пища. Кислород, как и пищу, они получают из окружающей среды. № П р о ц е сс, п ри ко то р о м о р га н и зм ы п о л уч аю т из о к р у ж а ю ­ щ ей ср е д ы к и с л о р о д и в ы д еляю т у гл е к и сл ы й газ, н азы ­ в а е тся дыханием, а о р ган ы , у ч а ств у ю щ и е в нём , - дыхательными органами. В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Водные организмы (пиявки, раки, рыбы) поглощают кислород из воды, а сухопутные (насекомые, змеи, птицы, человек) - из воздуха. Зн аеш ь ли ты, что...? ^---- "> Большинство сухопутных животных дышат при помощи двух лёгких. "> У змей, тело которых очень длинное и узкое, лишь одно лёгкое. глава 11111 Запом ни! "> В процессе дыхания между организмом и средой происходит газообмен: - в организм проникает кислород; - из организма выделяется углекислый газ. чх У знай больш е! "> Такие животные как лягушки дышат лёгкими, но и через кожу. "> Водяной скорпион является водным насекомым, но дышит атмосферным кислородом. Для этого он использует длинную дыхательную трубку (рис. 2 ), которую периодически поднимает над водой. Через трубку воздух попадает в трахеи. Рис. 2. Водяной скорпион Как ты думаешь, какова роль кислорода в организме? Почему? Тебе уже известно, что, питаясь, растения и животные получают питательные вещества, используемые в качестве источников энергии. Для расщепления питательных веществ необходим кислород, полученный при дыхании. Органы дыхания у организмов сформировались в зависимости от их потребности в кислороде и среды обитания (водной или сухопутной). 3 Рассмотри рисунок 1 (стр. 53) и изучи основные дыхательные органы, существующие в природе. Тело низших животных (амёба, инфузория) состоит из одной клетки (одноклеточные животные), поэтому они поглощают кислород из воды через клеточную мембрану и таким же образом выделяют углекислый газ. У них нет специальных органов дыхания. Дыхание этих организмов называется клеточным (рис. 1, а). У некоторых низших многоклеточных (дождевой червь, пиявка) и некоторых высших животных (лягушки, тритоны) нет сложных специализированных органов дыхания, и они дышат через кожу (рис. 1, ). Высшие многоклеточные животные потребляют большое количество кислорода, поэтому обладают хорошо развитыми органами дыхания. Это жабры, трахеи, лёгкие. Жаберное дыхание. Раки, мидии, рыбы дышат жабрами (рис. 1,в, г). Жабры состоят из тонких пластинок, содержащих большое количество кровеносных сосудов, поэтому они красного цвета. Кислород из воды, постоянно омывающей жабры, через пластинки попадает в кровь и разносится к органам животного, а углекислый газ через жабры выделяется в воду. Рассмотри рисунок 1 (стр. 53) и изучи, каким образом осуществляется жаберное дыхание у рыб. Трахейное дыхание. Большая часть насекомых, живущих на суше, дышат атмосферным кислородом. Он проникает в тело через тонкие, длинные трубки - трахеи (рис. 1, ). Трахеи ветвятся и переносят кислород ко всем органам и клеткам. Через трахеи в окружающую среду выделяется углекислый газ. Лёгочное дыхание. Лёгкие (рис.1, , ) являются самыми эффективными органами дыхания. Они имеют мешковидную форму, с мелкими пузырьками - альвеолами, расположенными внутри органа. Лягушки, змеи, ящерицы, птицы, травоядные, хищные животные и человек дышат лёгкими. Площадь всасывания лёгких определяется общим количеством альвеол. У птиц для увеличения площади органов дыхания, помимо лёгких, есть воздушные мешки (рис. 1, ). Они используются только при полёте. Растения в процессе дыхания поглощают кислород из окружающей среды и выделяют углекислый газ через устьица листьев (рис. 1, ). Многочисленные устьица (300 на 1 мм2 листа) обеспечивают быстрый газообмен между растением и средой. [ Системы жизнедеятельности Прм ерь свои знания Р а с с м о т р и р и с у н к и . • Н азо в и ж и в о тн ы х и с р е д у и х о б и та н и я . • П ри п о м о щ и ка к и х о р га н о в он и д ы ш ат? • К ак о с у щ е с тв л я е тс я д ы х ан и е э ти х ж и в о тн ы х? П е р е н е с и к р о с с в о р д в т е т р а д ь и р а з г а д а й : п о в е р т и к а л и п р о ч и т а е ш ь н а з в а н и е о д н о го и з с а м ы х п р о с т ы х в и д о в д ы х а н и я . 1. Ж и в о тн о е , и м ею щ ее в о зд уш н ы е м еш ки и л ё гк и е . 2. Т р уб к и , пр и п о м о щ и ко то р ы х д ы ш ат н асек о м ы е . 3. О р га н д ы хан и я у ры б. 4. П р о ц е сс, п ри ко то р о м о р га н и зм ы п о гл о щ аю т к и сл о р о д . 5. Газ, в ы д ел я ю щ и й ся в п р о ц е с се д ы хан и я . 6. У ... то л ь к о о д н о л ё гк о е . 7. Ж и в о тн ы е, д ы ш а щ и е при пом ощ и тр а х е й . 8. О р га н , у ч аств ую щ и й в д ы хан и и ч е р в е й , л я гу ш е к . 9. О р ган ы ды хания человека. Р а с с м о т р и р и с у н к и , о т ­ в е т ь н а в о п р о с ы . • С к о л ь к о вд охов и в ы д о ­ хо в в м и н у ту п р о и з в о д я т ч е л о в е к и ж и в о тн ы е? • П о ч ем у д ы хател ьн ы й р и тм н а сто л ь к о р а з л и ч а ­ е тся в ж и в о тн о м м и р е? • К а к о в у р о в е н ь п о тр е б л е ­ ни я к и сл о р о д а пр и р а з ­ л и ч н ы х в и д ах д е я те л ь н о ­ сти ч е л о в е к а ? • При каком виде деятельности он во зр астает? П очему? • К ак в з а в и с и м о с ти о т в о з ­ р а ста и зм е н я е тся д ы х ате л ь н ы й р и тм (у н о в о ­ р о ж д ё н н о го , ш к о л ь н и к а, в з р о сл о го )? П о ч ем у? Л Количество дыхательных движений, производимых человеком и некоторыми животными в минуту Работает Работает физически Занимается спортом Сидит Пишет Читает компьютере Р * — * _ С_■ Потребление кислорода при различных видах деятельности П е р е н е си та б л и ц у в т е ­ т р а д ь и с о е д и н и с т р е л к а ­ м и к а ж д ы й и з п е р е ч и сл е н н ы х о р га н и з м о в с н аз в а н и е м с р е д ы е го о б и та ­ н и я , о р га н а м и д ы х а н и я и ср е д о й , и з к о то р о й п о ­ гл о щ а е тся к и сл о р о д .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu