marți, 20 septembrie 2022

Органы размножения растений

 Органом полового размнож ения растений является цветок. Цветок — это видоизмененный побег, предназначенный для образования плода и семян. Кроме того, это самый привлекательный орган растения. В природе существует огромное разнообразие растений, которые отличаются по размерам, окраске, количеству, типу цветков и их расположению на стебле. Но, несмотря на это разнообразие, у всех цветков схожее строение. Составными частями цветка являются: ц в е ­ т онож ка, цвет олож е, ч а ш е л и с т и к и , л е п е с т к и , т ы ч и н к и и п е с т и к (рис. 30 а). У основания цветка располагается чашечка, которая состоит из небольших видоизмененных листьев, обычно зеленого цвета. О ни называю тся чашелистиками, и их значение состоит в защите лепестков. Лепестки часто ярко окрашены и образуют венчик. Число и форма лепестков у разных растений неодинаковы. У некоторых растений лепестки соединены в трубочку (например, у колокольчика, подсолнечника), у других лепестки свободны (у вишни, яблони, черешни). Лепестки венчика ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей. Внутри цветка расположены основные структуры, участвующие в половом разм ножении, — пестик и тычинки. Пестик — это часть цветка, из которого образуется плод. Он обычно имеет удлиненную форму и находится в центре цветка. Пестик состоит из завязи, с т о л б и к а и р ы л ь ­ ца. В завязи формируются женские половые клетки. О ни называю тся яйцеклетками (р и с. 30 а ) и представляют собой будущие семена. Вокруг завязи располагаются тычинки, состоящие из тычиночной нити и пы льника. В пыльнике формируется п ы л ь ц а , в которой находятся мужские половые клетки (спермии). Пыльцевые зерна отличаются по форме, размерам и особенностям поверхности (р и с. 30 б). 09 4 . Разм нож ение в живом мире 0 2 Цветки, имеющие все составные части называю тся полными, например цветки яблони, георгина, ромашки. В неполных цветках некоторые составные части отсутствуют. Например, у цветков злаковых растений нет чашелистиков и лепестков, а их функции выполняют прицветники. Цветки, имеющие и тычинки и пестики, называю тся обоеполыми. П римерами растений с обоеполыми цветками являю тся яблоня, черешня, виш ня и др. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики (женские цветки), а другие — только тычинки (мужские цветки). Такие цветки называю тся раздельнополыми. Например, метелка с верхушки растения кукурузы — это мужской цветок (рис. 30 б), а початок кукурузы относится к цветкам женского типа. Каждое растение кукурузы имеет как мужские, так и женские цветки. Такие растения называю тся однодомными. К однодомным растениям относятся также бук, орешник, береза, лещина, каштан и др. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на разных особях, называются двудомными. Для оплодотворения и образования плодов мужские и женские растения должны расти рядом. Примерами двудомных растений являю тся ива, тополь, крапива и т. д. Растения отличаются также и по расположению цветков. Есть растения, у которых цветки расположены одиночно (подснежник, мак, тюльпан и др.). Но у большинства растений цветки собраны в соцветия, например у ландыша, ромашки, ивы, бояры ш ­ ника, цикория, пш еницы и др. Объединение цветков в соцветия играет важную роль в процессе оплодотворения. Однодомное растение (кукуруза) Растение с обоеполыми цветками (груша) Двудомное растение (ива) Рис. 30 б. Типы цветков Многие растения обладают интересным свойством раскрывать и закрывать свои лепестки в одно и то же время, что позволяет определять по ним время суток. Если посадить на клумбе цветы в том порядке, в котором они раскрываются и закрываются, то можно получить цветочные часы. 4. Размножение в живом мире А 83 1 • З а п и ш и в т етр ад ь н а зв а н и я с о ст а в н ы х стр ук тур ц в етк а , п ы л ь ц е в о г о зе р н а , за р о д ы ш е в о г о м еш к а, о б о з н а ч е н н ы х н а р и су н к е ц и ф р а м и . 7 С т р о е н и е ц в етк а 1 > П ы л ьц евое зер н о 2 * С о е д и н и в в з а и м о д о п о л н я ю щ и е ф и г у р ы , ты н а й д еш ь с о о т в е т с т в и е м е ж д у с о с т а в ­ н ы м и ст р у к ту р а м и ц в ет к а и в ы п о л н я е м ы м и и м и ф у н к ц и я м и . 3 * С остав ь за д а н и е , а н а л о г и ч н о е п р ед ы д у щ ем у , д л я н е п о л н о г о ц в етк а. 4 * И з г о т о в ь м о д ел ь ц в ет к а я б л о н и , и с п о л ь зу я р а зл и ч н ы е п о д р у ч н ы е м а т ер и а л ы . 84 4. Размножение в живом мире 5 * П е р е ч и с л и о т л и ч и я м е ж д у ц в ет к а м и сл а д к о г о к а ш т а н а и в е р б ы , и с п о л ь зу я д а н н ы е р и су н к и . У к аж и в т ет р а д и : а) т и п ц в етк а; б) т и п р а ст ен и я ; в) ф о р м у л ы ц в ет к о в . а) С л а д к и й к аш тан б) В ер б а 6 __ • Н а п и ш и текст н а 1 /2 с т р а н и ц ы , в к о т о р о м , и с п о л ь зу я м е т а ф о р ы , п о к а ж и р о л ь с о ц в е т и я в ж и з н и р а ст ен и я . 7 _* П р и в е д и а р гу м ен т в п о л ь з у у т в е р ж д е н и я : П ест и к и т ы ч и н к и яв л я ю т с я гла вн ы м и элем ент ам и цвет ка.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu