marți, 20 septembrie 2022

Опорные системы животных

 наружный скелет внутренний скелет раковина хитин череп позвоночный столб В с п о м ] • О порны е систем ы необходим ы только р астени ям или и ж ивотным? Почему? • Какие о порны е систем ы ж ивотны х ты зн аеш ь? • Что собой п р ед став л я ет ске л е т рака? А птицы ? Почему скелеты настолько разн о о б р азн ы ? Так же, как любое здание, построенное человеком, должно выстоять под влиянием внешних (ветер, дождь) и внутренних (вес мебели) факторов, так и организм животного должен выстоять перед внутренними (вес собственных органов) и внешними воздействиями (сила тяжести и др.). Опорная система животного должна обеспечивать и п ер е д в и ­ ж ение - одну из основных функций животных, способствующую их распространению на Земле. О п о р н а я си сте м а ж и в о тн ы х н а зы в а е тся с к е л е т о м , к о то ­ ры й, в з а в и си м о сти о т е го р а сп о л о ж е н и я в т е л е о р га н и з ­ м ов, д е л и тся на наружный и внутренний. Рис.1. Наружный скелет саранчи - беспозвоночное ж ивотное (а) и внутренний скелет кошки - позвоночное ж ивотное(б) Н а р у ж н ы й с к е л е т расположен на поверхности тела. Он характерен для моллюсков, раков и крабов, насекомых, пауков и т.д., относящихся к б есп о зво н о ч н ы м ж и вот н ы м . Он не является костным, а значит не состоит из позвонков (рис. 1, а). В н у т р е н н и й с к е л е т находится внутри тела (под кожей и мускулатурой). Он характерен для рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, составляющих группу п о зв о н о ч ­ н ы х ж и вот н ы х (с костным скелетом, состоящим из позвонков) (рис. 1, б ). Оба вида скелета, в большей или меньшей мере, выполняют следующие функции: придают телу определённую форму (например, форму рака, рыбы, кита); защищают внутренние органы; служат надёжной опорой для мышц и таким образом обеспечивают двигательную функцию у животных. Попытайся объяснить, как осуществляются опорные функции скелетов животных, изображённых на р и су н к е 1. Некоторые примитивные многоклеточные животные лишены скелета, например, дождевой червь, аскарида, пиявка, поэтому Опорные системы о п о р н а я ф у н к ц и я о б е с п е ч и в а е т с я б о л ь ш и м д а в л е н и е м ж и д к о с т и в и х о р га н и з м а х . Э т о п о д д е р ж и в а е т у п р у г о с т ь и х тела. Животные с наружным скелетом. Н а р у ж н ы й с к е л е т к о р а л л а (р и с . 2 , а) в е т в и с т ы й , я р к о о к р а ш е н н ы й , о ч е н ь ж ё с т к и й , т а к к а к с о д е р ж и т со л и к а л ь ц и я . О гр о м н ы е с к о п л е н и я ск е л е то в э т и х ж и в о т н ы х о б р а зу ю т в Т и х о м о к е ан е к о р а л л о в ы е р и ф ы , п р е д с т а в ­ л я ю щ и е о п а с н о с т ь д л я к о р а б л е й . К о р а л л о в ы е р и ф ы с о зд а ю т у с л о ­ в и я д л я у н и к а л ь н о го р а з н о о б р а з и я р ы б и б е с п о з в о н о ч н ы х . М о л л ю с к и (в и н о гр а д н а я у л и т к а , б е з з у б к а ) о т л и ч а ю т с я м я гк и м тел о м , к о то р о е л е гк о м о ж е т о к а з а т ь с я р а зд а в л е н н ы м и л и с ъ е д е н ­ н ы м х и щ н и к а м и . О н и сн а б ж е н ы ж ё с т к о й , п л о т н о й , с п и р а л ь н о з а ­ к р у ч е н н о й и з в е с т к о в о й раковиной (у л и т к а , ри с. 2 , б) и л и р а к о ­ в и н о й , с о с т о я щ е й и з д в у х с т в о р о к (б е з з у б к а ). Э т и р а к о в и н ы р а ­ с т у т о д н о в р е м е н н о с тел о м м о л л ю ск а , о б р а зу я го д и ч н ы е р о с т о ­ вы е к о л ь ц а (к а к у д е р ев ь ев ). Р а к о в и н а з а щ и щ а е т м о л л ю ск а о т з а ­ с у х и и х о л о д а (с у х о п у т н ы е в и д ы ); о се н ь ю тел о в т я г и в а е т с я в р а ­ к о в и н у , о т в е р с т и е к о т о р о й з а к у п о р и в а е т с я тв ё р д ы м , м о р о з о у ­ с т о й ч и в ы м в е щ е ств о м . Н а р у ж н ы й с к е л е т п е р е ч и с л е н н ы х г р у п п ж и в о т н ы х н е с о в е р ш е ­ н е н , тя ж ё л , п о э т о м у п е р е д в и га ю тс я о н и м ед л е н н о , н а н е б о л ь ш и е р а с с то я н и я (м оллю ски ). У в ы с ш и х б е с п о з в о н о ч н ы х - р а к а (р и с. 2 ,в), к р а б а , п а у к а и н а с е ­ к о м ы х - э к з о с к е л е т с о с т о и т и з о ч е н ь п р о ч н о го , н о го р а з д о более т о н к о го и л ё гк о го в е щ е с т в а - хитина, ч т о п о з в о л я е т и м п е р е д в и ­ га т ь с я б ы с тр е е . Х и т и н о в ы й п о к р о в р а с п о л а га е т с я с е гм е н та р н о , о б р а зу я о тд е л ы , ч т о о б л е гч а е т п е р е д в и ж е н и е . Гр уд ь, б р ю ш к о , а н ­ т е н н ы и н о ги в м е с т а х с о е д и н е н и й с д р у ги м и о тд е л а м и п о к р ы т ы более т о н к и м и э л а с т и ч н ы м сл о ем х и т и н а , п о з в о л я ю щ и м и м с г и ­ б а ть с я , о б е с п е ч и в а я в ы с о к у ю п о д в и ж н о с т ь . Н а п р и м е р , б л а го д а ­ р я п о д в и ж н о с т и а н т е н н (о р га н о в ч у в с т в ), о н и б ы с тр о о б н а р у ж и ­ в а ю т п и щ у , в р а го в и л и п а р т н ё р а д л я р а з м н о ж е н и я . С е г м е н т а ц и я р о т о в ы х о р га н о в п о м о га е т п р и з а х в а т е и п о е д а н и и п и щ и и л и н е ­ о б х о д и м а д л я з а щ и т ы (ж у к -о л е н ь ,р и с. 2, г). В а ж н о е зн а ч е н и е и м е ­ е т с е гм е н т а ц и я и п р и с п о с о б л е н и я н о г и к р ы л ь е в (в т о р а я п а р а ), с п о м о щ ь ю к о т о р ы х н а се к о м ы е л е гк о п е р е м е щ а ю тся в воде, н а с у ш е и в в о зд у х е . Х и т и н о в ы й п о к р о в р ак о в более т о л с т ы й и ж ё с т к и й , чем у н а с е ­ к о м ы х , т а к к а к н а с ы щ е н с о л я м и к а л ь ц и я . Д л я р а к о в и н а с е к о м ы х х а р а к т е р н а л и н ь к а - п е р и о д и ч е ск а я см е н а х и т и н о в о го п о к р о в а . О н а в с т р е ч а е т с я то л ь к о у б е с п о з в о ­ н о ч н ы х ж и в о т н ы х . Животные с внутренним скелетом. О н х а р а к т е р е н д л я п о з в о н о ч ­ н ы х ж и в о т н ы х . У п р е д ко в п о з в о н о ч н ы х в н у т р е н н и й с к е л е т н а п о ­ м и н а л ж ё с т к у ю о сь , п р о т я н у т у ю вд о ль д л и н ы тел а (о т го л о в ы до х в о с т а ). П о с т е п е н н о о н а п р е о б р а з о в а л а с ь в более с л о ж н ы й с к е ­ л е т, к о т о р ы й у п о з в о н о ч н ы х с о с т о и т и з д в у х о с н о в н ы х о тд ел о в - черепа и позвоночного столба, ч то х а р а к т е р н о д л я в с е х к л а ссо в п о з в о н о ч н ы х - р ы б , зе м н о в о д н ы х , п р е см ы к а ю щ и х с я , п т и ц , м л е ­ к о п и та ю щ и х . Рис. 2. Формы наружного скелета у беспозвоночных животных: а - коралл; б - виноградная улитка; в - рак; г - жук-олень глава [IV З а п о м н и ! ~> В н у тр ен н и й ске л е т п о зв о ­ н о ч н ы х состоит из следующих отделов: - череп; - позвоночны й столб; - пояс верхних конечностей; - пояс ниж них конечностей. "> Скелет выполняет функции: - созд аёт ф орму тела; - служ ит опорой телу; - защ и щ ает внутр енние о р ганы; - обеспечи вает движ ение и защ и ту от врагов (челюсти с зубами, клюв птиц, когти птиц и млекопитающих). Рис. 3. Скелеты позвоночны х ж ивотных: а - рыбы; б - земноводные; в - пресмыкающиеся; г - птицы; д - млекопитающие (череп окраш ен в розовый цвет, позвоночник - в голубой, пояса конечностей и конечности - в жёлтый) О с о б е н н о с т и ск е л е то в д а н н ы х п о з в о н о ч н ы х и з о б р а ж е н ы н а рисунке 3. С к е л е т ы п р е д с та в и те л е й в с е х к л а ссо в п о з в о н о ч н ы х с о с т о я т и з ч е р е п а и п о з в о н о ч н и к а , к к о т о р о м у к р е п и т с я п о я с в е р х н и х и н и ж н и х к о н е ч н о с т е й в м е сте с к о н е ч н о с т я м и . Позвоночный столб п р е д с т а в л я е т с о б о й гл а в н у ю о п о р н у ю о сь, с о с т о я щ у ю и з к о с т н ы х ко л ец - позвонков, к о то р ы е з а щ и щ а ­ ю т со в с е х с т о р о н с п и н н о й м озг. В п е р е д н е й ч а с т и п о з в о н о ч н и к а р а сп о л о ж е н ч е р е п , с о с т о я щ и й и з черепной коробки с з а к л ю ч ё н ­ н ы м в н е й го л о в н ы м м о зго м и р а з в и т ы м и челюстями, и с п о л ь з у е ­ м ы м и д л я д о б ы в а н и я п и щ и и з а щ и т ы о т в р а го в . П о б о к ам о т п о з в о н о ч н и к а о т х о д я т рёбра, к о то р ы е с о е д и н я ­ ю тс я с гр у д и н о й и о б р а зу ю т грудную клетку, з а щ и щ а ю щ у ю в н у ­ т р е н н и е о р га н ы - сер д ц е, л ё гк и е , п е ч е н ь . С п о з в о н о ч н и к о м с о е ­ д и н я ю т с я и пояса конечностей - плечевой и тазовый. О н и с л у ­ ж а т н а д ё ж н о й о п о р о й д л я передних и , с о о т в е т с т в е н н о , задних конечностей. Р а з н о о б р а зи е ф о р м и ф у н к ц и й к о н е ч н о с т е й ж и в о т н ы х п е р е ­ ч и с л е н н ы х к л а с с о в п о з в о н о ч н ы х о б у сл о в л е н о и х п р и с п о с о б л е ­ н и е м к р а з л и ч н ы м ср ед ам о б и т а н и я (рис. 4) - в о д н о й (р ы б ы ), в о д ­ н о й и н а зе м н о й (зе м н о в о д н ы е ), н а з е м н о й (п р е с м ы к а ю щ и е с я и б о л ь ш и н с т в о м л е к о п и т а ю щ и х ) и в о з д у ш н о й (п т и ц ы и н е к о то р ы е м л е к о п и та ю щ и е , н а п р и м е р , л е т у ч и е м ы ш и ). [ Опорные системы повей св ани: ] О т в е т ь н а в о п р о с ы . • К аки е ф ункц и и в ы п о л н я е т ск е л е т? • К аки е виды ск е л е та б ы ваю т у ж и в о тн ы х? • К ако й из ск е л е то в н а и б о л е е п р о с то й ? О б о сн у й св о й ответ. • Что т а к о е х и ти н о в ы й п о к р о в ? Чем он о тл и ч а е тся о т н а р у ж н о го ск е л е та м о л лю ско в и р ак о в ? В ы б е р и п р а в и л ь н ы й о т в е т и з т р ё х п р е д л о ж е н н ы х (а , б , в) и з а п и ш и п р е д л о ж е н и я в т е т р а д ь . • Раки и н а се к о м ы е л и няю т, та к как их н ар уж н ы й с к е л е т ... а) разрушается и подлежит смене; б) имеет маскировочную функцию и подлежит смене при перемене места обитания; в) препятствует развитию животного. • У ч е р в е й у п р у го с ть тел а о б у с л о в л е н а . а) большим давлением внутренней жидкости; б) низким давлением внутренней жидкости; в) наличием скелета. • Тот факт, что ры бы , з е м н о в о д н ы е , п р е см ы к а ю щ и е ся , птицы и м л ек о п и таю щ и е о б л ад аю т в н утр е н н и м ск е л е то м , со сто я щ и м из о д н и х и т е х ж е о тд ел о в , д о ка зы в ает, ч т о . а) все они имеют общее происхождение и относятся к одной и той же группе животных; б) не имеют общего происхождения и не относятся к позвоночным животным; в) относятся к беспозвоночным животным. Р а с с м о т р и рисунок4 и п р о ч и т а й п о я с н и т е л ь н ы й т е к с т . О т в е т ь н а в о п р о с ы . • В каки х ср е д а х ф ункц и о ­ н и р ую т и зо б р аж ё н н ы е ко ­ н еч н о сти ж ивотны х? • С р а в н и ф орм у, р азм е р ы и к о л и ч е ств о к о сте й п леч а, п р е д п л е ч ь я , ки сти . • В чём с х о д ств о и р а зл и ч и е м еж д у п е р е ч и сл е н н ы м и о тд ел ам и к о н е ч н о сте й у р а зн ы х ж и в о тн ы х? • У ка к и х о р га н и зм о в ко сти к о н е ч н о сте й сам ы е к р у п ­ н ы е? А у ка к и х сам ы е м е л ­ ки е и л ё гк и е ? П о ч ем у? • О тд ел ы ск е л е та р уки ч е ­ л о в е к а (п л е ч о , п р е д п л е ­ ч ье, к и сть ) п р о н у м е р о ­ ван ы , с о о т в е т с т в е н н о , © , © , ® . Н а р и су й в те тр а д и и п р о н у м е р у й так и м ж е рИ{> 4. К онечности различны х позвоночны х ж ивотны х: а - лягушки; о б р а зо м отделы ко н е ч - б - морской черепахи; в - птицы; г - кита; д - летучей мыши; е - челон о с те й о с та л ь н ы х п о зв о - века. Н есм отря на разны е формы и вы полняем ы е функции, все кон о ч н ы х. нечности со сто я т из одних и тех же костей и отделов.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu