marți, 20 septembrie 2022

Виды размножения

 половое размножение Ш бесполое размножение ) пыльца яйцеклетки опыление сперматозоиды наружное оплодотворение внутреннее оплодотворение • Как разм нож аю тся р астен и я? • В чём со сто и т роль цветка в разм нож ении цветковы х р астен и й ? • Как осуществляется воспроизведение у животных? Приведи примеры. В се о р га н и з м ы н а ш е й п л а н е т ы д л я в ы ж и в а н и я и р а с п р о с т р а ­ н е н и я д о л ж н ы р а з м н о ж а т ь с я , о б р а зу я н о вы е о со б и . Размножение растений. У ц в е тк о в ы х р а с т е н и й две ф о р м ы р а з м н о ­ ж е н и я : половая и бесполая (и л и в е ге т а т и в н а я ). - Рис. 1. Органы размножения цветка: мужские - тычинки ((Г)), женский - пестик (® ). Пыльцевые зёрнышки в пыльнике изображены коричневыми точками. ! • Половое размножение с о с т о и т в сл и я н и и д в у х гам е т (п о ­ л о в ы х кл ето к) - м уж ско й и ж е н ск о й , в ед ущ ем к о б р а з о в а ­ нию н о во й о со б и . У ц в е тк о в ы х р а с т е н и й (ри с. 1) м у ж с к и е га м е ты н а х о д я т с я в пыльце ( © ) , а ж е н с к и е - в яйцеклетках ( © ) . П ы л ь ц а и я й ц е к л е т ­ к и о б р а з у ю т с я в о р га н а х р а з м н о ж е н и я ц в е тк а : в т ы ч и н к а х (© ) и за в я з и (© ) п ест и к а (© ). 1 : Рассмотри строение цветка (р и с. 1). Отметь строение и расположение тычинок, пыльцы и пестика, в завязи которого находятся семязачатки с яйцеклетками. П ы л ь ц а п р е д с т а в л я е т с о б о й ж ё л ту ю « п ы л ь» , с о с т о я щ у ю и з т ы ­ с я ч п ы л ь ц е в ы х зё р е н , о б р а зу ю щ и х с я в сп е ц и а л ь н о м о р га н е н а в е р х у ш к е т ы ч и н к и - п ы льн и ке ((©). К о гд а п ы л ь н и к и о б р а зу ю т н е о б х о д и м о е к о л и ч е с тв о п ы л ь ц ы , о н и р а з р ы в а ю тс я и в ы с в о б о ж д а ю т её. П ы л ь ц е в ы е з ё р н а с о д н о ­ го ц в е т к а п е р е н о с я т с я в е т р о м и л и н а с е к о м ы м и н а п е с т и к д р у го го ц в е т к а д а н н о го в и д а. Э т о т п р о ц е с с н а з ы в а е тс я опылением. Размножение живых организмов П о с л е о п ы л е н и я м у ж с к и е га м е ты и з п ы л ь ц е в о го з е р н а п о п а ­ д а ю т к я й ц е к л е тк а м и з се м я за ч а тк о в п е с т и к а , где п р о и с х о д и т и х с л и я н и е и о б р а з у е т с я сем я. Н а п л о д о р о д н о й п о ч в е сем я п р о р а с т а е т и о б р а з у е т с я н о в о е рас кипе. » Бесполое размножение - п р о ц е с с, п р и ко то р о м ч а сть р а с ­ те н и я (л уко ви ц а, к о р н е в и щ е , усы или кл уб е н ь) д а ё т н ач ал о н о в о м у р а сте н и ю . К а к п р о и с х о д и т б е сп о л о е и л и в е ге т а т и в н о е р а зм н о ж е н и е ? Л у к о в и ц а (ри с. 2 , а) п р е д с т а в л я е т с о б о й к о р о т к и й , т о л с т ы й п о ­ бег, о к р у ж ё н н ы й ч е ш у й ч а т ы м и л и с т ь я м и , со д е р ж а щ и м и з а п а с ё н ­ н ы е п и т а т е л ь н ы е в е щ е с тв а . О н а о б р а з у е т с я п о д зем л ё й и з с т а р о ­ го р а с т е н и я . В н ач ал е н о в о го в е ге т а т и в н о го п ер и о д а - в е с н о й - л у к о в и ц а д а ё т н о в ы й п о б е г. П р и п о м о щ и л у к о в и ц р а з м н о ж а ю тс я т ю л ь п а н ы , л у к , п р о л е с к и , х о х л а т к и и др. К о р н еви щ е (р и с. 2 , б) - у т о л щ ё н н ы й п о б е г с ч е ш у й ч а т ы м и л и ­ с т ь я м и , р а с п о л о ж е н н ы й го р и з о н т а л ь н о в зем ле. П о в се й д л и н е о б р а зу е т к о р н и и п о ч к и , и з к о т о р ы х р а з в и в а ю тс я н о в ы е р а с т е ­ н и я . П р и п о м о щ и к о р н е в и щ а р а з м н о ж а ю т с я т а к и е т р а в я н и с т ы е р а с т е н и я , к а к м я т а , и р и с, п ы р е й . Усы (р и с. 2 , в) - п о б е ги , р а с т у щ и е го р и з о н т а л ь н о , б л и зк о к о с ­ н о в а н и ю р а с т е н и я (к л у б н и к а ). И з у зл о в , р а с п о л о ж е н н ы х ч ер ез о п р ед ел ён н ы е п р о м е ж у т к и (м е ж д о у зл и я ) по в се й д л и н е у с о в , о б ­ р а з у ю т с я к о р н и . К л уб ен ь (ри с. 2 , г) - к о р о т к и й , у т о л щ ё н н ы й п о д з е м н ы й п о б е г о в а л ь н о й ф о р м ы , со д е р ж и т з а п а с ё н н ы е п и т а т е л ь н ы е в е щ е с т в а и о б р а зу е т п о ч к и , и з к о т о р ы х в ы р а с т у т н о в ы е р а с т е н и я , н а п р и м е р , к а р то ф е л ь . Размножение животных. У ж и в о т н ы х , к а к и у р а с т е н и й , в с т р е ч а е т ­ ся б е сп о л о е и п о л о в о е р а зм н о ж е н и е . Б е сп о л о е р а з м н о ж е н и е п р о и с х о д и т в о д н о м о р га н и з м е , б ез у ч а ­ с т и я р а з н о п о л ы х о с о б е й - м у ж с к и х и ж е н с к и х . О с у щ е с т в л я е т с я п ря м ы м д ел ен и ем м а т е р и н с к о й к л е т к и н а две д о ч е р н и е (у п р о ­ с т е й ш и х ); п о ч к о ва н и ем (у г и д р ы );р е ге н е р а ц и е й (у д о ж д ев о го ч е р ­ вя и д р у ги х в и д о в ); сп о р о о б р а зо ва н и ем (у п р о с т е й ш и х ). Н а и б о л е е р а с п р о с т р а н е н о п о л о в о е р а зм н о ж е н и е , в к о то р о м у ч а с т в у е т м у ж с к а я и ж е н с к а я о с о б и . О н о н а и б о л е е с о в е р ш е н н о , т а к к а к н о вы е о с о б и н а с л е д у ю т о т о б о и х р о д и те л е й ч е р ты , о б е ­ с п е ч и в а ю щ и е и х в ы ж и в а н и е . П о л о в ы м с п о со б о м р а з м н о ж а е т с я б о л ь ш и н с т в о б е с п о з в о н о ч н ы х (ч е р в и , м о л л ю ск и , р а к и , н а с е к о ­ м ы е) и в се п о зв о н о ч н ы е . М у ж с к и е га м е ты - сперматозоиды о б р а з у ю т с я в с е м е н н и к а х са м ц о в , а женские яйцеклетки - в я и ч н и к а х сам о к. Луковица жёлтого нарцисса Луковица на срезе Придаточные корни Короткий и толстый стебель листья растение Усы Клубень картофеля С л и я н и е сп е р м а то з о и д о в с я й ц е к л е тк а м и н азы в а е тся оплодотворением, к о то р о е у ж и в о тн ы х д е л и тся на наружное и внутреннее. Рис. 2. Вегетативное размножение цветковых растений при помощи: а - луковиц; б - корневища; в - усов; г - клубней глава IV! П рактические советы "> Самыми распространённы ми искусственными методами вегетативного размножения, которые ты можешь применить на комнатных или садовых растениях, являются разведение отводкам и и прививка. "> Разведение отводкам и - ср езают часть стебля с материнского растения (отводку) и высаживают в землю. Отводка растёт, превращ аясь в новое растение. Иногда отводку помещают в воду для прорастания корней. "> Прививка - срезается часть стебля одного растения и сбоку прикрепляется к другому. Срезанная часть называется привоем, а растение, к которому его прикрепили, - подвоем. ~> П рививка при помощи почек - тип прививки, при котором почка с частью стебля одного растения прикрепляется к другому. Рис. 3. Наружное оплодотворение у зелёной жабы Молдовы (а) и защита оплодотворённых яиц западноевропейской жабой (б) Наружное оплодотворение состоит в выделении сперматозоидов и яйцеклеток во внешнюю среду - в воду, где происходит их слияние и образование новой клетки - зи го т ы , из которой развивается новая особь. Оно встречается у некоторых беспозвоночных (моллюсков, раков) и низших позвоночных (рыб, земноводных, рис. 3). Этот вид оплодотворения приспособлен к водной среде, потому что обеспечивает перемещение сперматозоидов к яйцеклетке, а также потому, что в воде условия (температура, количество кислорода) благоприятствуют развитию оплодотворённой яйцеклетки. Наружное оплодотворение считается примитивным, несовершенным, так как часть гамет погибает, не дав начала новым особям. Внутреннее оплодотворение наиболее совершенно, так как слияние гамет происходит внутри тела самки, что благоприятно для образования новых особей. Оно характерно для сухопутных животных - насекомых (рис. 4, ), пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Внутри тела самки условия оптимальны для выживания яйцеклеток, а также есть жидкая среда для передвижения к ним сперматозоидов и оплодотворения. Эти животные проявляют заботу о потомстве. Насекомые закапывают яйца в землю, прячут в воде, в теле растений и даже охраняют их. Пресмыкающиеся откладывают крупные яйца, которые охраняют (самки некоторых змей, например, обвиваются вокруг них). Из этих яиц вылупляются абсолютно развитые особи (ри с. 4 , б). Птицы откладывают относительно крупные яйца в специальные гнёзда, защищающие их от холода, зноя и врагов, а затем высиживают их (ри с. 4 , в). Рис. 4. Размножение животных: а - спаривание и внутреннее оплодотворение яиц у бабочки-Махаон; б - крупное яйцо болотной черепахи, из которого вылупляются полностью развитые черепаш ки; в - самка большой синицы высиживает яйца [ Размножение живых организмов Проверь свои знания П е р е п и ш и т а б л и ц у в т е т р а д ь и с о е д и н и с т р е л к а м и п о н я т и я и з п е р в о й к о л о н к и с и х о п р е д е л е н и я м и в о в т о р о й . Мужская гамета Женская гамета Тычинка Пыльник Бесполое размножение растений Половое размножение Опыление мужской половой орган цветка. орган, в котором находятся семязачатки. образование новой особи в результате слияния мужской и женской гамет. орган, в котором находятся пыльцевые зёрна. мужская клетка у растений и животных. которое может быть прямым и перекрёстным. женская клетка у растений и животных. процесс, в результате которого из части растения (луковицы, корневища) развивается новое растение. женский половой орган цветка. а) П о д б е р и и н ф о р м а ц и ю о р а з м н о ж е н и и р ы б , л я г у ш е к , я щ е р и ц , з м е й , п т и ц , д л я т о г о ч т о б ы о т в е т и т ь н а в о п р о с ы . • У к а к и х из п е р е ч и с л е н н ы х ж и в о тн ы х о п л о д о тв о р е н и е н а р у ж н о е , а у ка к и х - в н у тр е н н е е ? • П о ч ем у ж и в о тн ы е с н ар уж н ы м о п л о д о тв о р е н и е м о тк л а д ы в аю т б о л ь ш е яи ц (карп - 100 ты ся ч и к р и н о к ), чем ж и в о тн ы е с в н у тр е н н и м о п л о д о тв о р е н и е м (синица - 9-14 яиц )? • В о зм о ж н о л и н а р у ж н о е о п л о д о тв о р е н и е у ж и в о тн ы х, я й ц а ко то р ы х им ею т ж ёстк ую о б о л о ч к у (ящ ер и ц ы , зм еи , ч е р е п а х и , птиц ы )? П о ч ем у? • П о ч ем у н а р у ж н о е о п л о д о тв о р е н и е п р о те к а е т, как п р а в и л о , в в о д н о й с р е д е ? б) П р и в е д и п р и м е р ы ж и в о т н ы х с в н у т р е н н и м и н а р у ж н ы м о п л о д о т в о р е н и е м . П е р е н е с и к р о с с в о р д в т е т р а д ь , р а з г а д а й и п о в е р т и к а л и п р о ч и т а е ш ь н а з в а н и е о д н о ­ го и з м е т о д о в р а з в е д е н и я р а с т е н и й . 1. С ам ы й со в е р ш е н н ы й сп о со б в о сп р о и з в е д е н и я р а с те н и й и ж и в о тн ы х. 2. О р га н в е ге та ти в н о го р азм н о ж ен и я м яты . 3. М уж ская гам е та. 4. О р га н р азм н о ж ен и я р а с те н и й . 3. 5. М уж ско й п о л о в о й о р га н ц в етк а. 6. Ч а сть п е с ти к а с се м я за ч а тк а м и и я й ц е к л е тк а м и . 7. О р га н в е ге та ти в н о го р азм н о ж ен и я тю л ь п ан а. 8. С р е д а , в ко то р о й п р о и с х о д и т н а р у ж н о е о п л о д о тв о ­ р е н и е у ж и в о тн ы х.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu