marți, 20 septembrie 2022

Активная жизнь и спячка

 Условия среды обитания организмов периодически меняются. Одним из примеров периодичности является смена времен года, связанная с вращ ением нашей планеты вокруг Солнца. В течение года интенсивность солнечного света неодинакова: максимальная интенсивность наблюдается летом, а минимальная — зимой. Аналогично меняется и температура, достигая наиболее высоких значений в ж аркие летние дни и минимальных — в морозные дни зимой. Безусловно, эти изменения влияют на жизнедеятельность и поведение животных (рис. 38). Есть животные, которые зимой могут находить себе пищу и вести активный образ жизни. Некоторые из них (мыши, крысы) в холодное время зависят от продуктов питания, используемых человеком. Как правило, активные зимой животные имеют постоянную температуру тела — теплокровные (гомойотермные) животные. Для этого у этих ж ивотных есть целый ряд приспособлений: толстый слой подкожного жира, густая и длинная шерсть у млекопитающих, перья и пух у птиц и т. д. Зимой шерсть млекопитающих намного гуще, чем летом. У многих позвоночных ж ивотны х температура тела меняется в зависимости от условий среды (пойкилотермные животные). К ним относятся хладнокровные — лягушки, ящерицы, черепахи, змеи и некоторые беспозвоночные организмы (насекомые). Эти животные с наступлением холодов впадают в состояние оцепенения. Осенью, когда температура окружающей среды падает, они находят себе убежище в почве и впадают в зимнюю спячку. В этот период уменьшается активность жизненных процессов в их теле (дыхательный ритм, частота сердцебиений), понижается температура тела, которая зависит от температуры окружающей среды, но всегда поддерживается на уровне выше нуля градусов. Таким образом, состояние оцепенения характеризуется временной потерей активности организма. Г Л етом • высокая температура окружающей среды • обилие пищи ПРИСПОСОБЛЕНИЯ З и м о й • низкие температуры в окружающей среде • отсутствие пищи А к т и в н а я ж и з н ь С п я ч к а 5. Биоритмы А Л 9 9 Для ряда млекопитающих — летучая мышь (рис. 38), сурок, еж, медведь — характерна глубокая спячка, или гибернация. Гибернация — это состояние организма животного, когда температура его тела значительно понижается, и все обменные процессы протекают очень медленно. Во время зимней спячки животные используют энергию, запасенную в подкожном жире в теплое время года. Иногда они могут несколько раз просыпаться во время спячки, и в это время температура их тела и интенсивность жизненных процессов возвращаются к обычным значениям. Некоторые из них на время выходят из своих убежищ (например, медведь) в поисках пищи, а другие (хомяки) — используют заготовленные летом запасы. В отличие от млекопитающих, пойкилотермные животные (лягушка, ящерица, некоторые насекомые) не выходят из состояния спячки на протяжении всего зимнего периода. В это время активность их (как мышечная, так и нервная) практически прекращается. Эстивация, или летняя спячка, свойственна некоторым животным жарких тропических зон и позволяет им выживать в засушливый период года, количество пищи резко сокращается. Кроме того, эстивация встречается у некоторых представителей земноводных и рептилий. Крокодилы, например прячутся под камнями и остаются там до 3-5 месяцев. арких когда ется у имер, 1___« Перечерти схему в тетрадь. Вместо вопросительных знаков запиши состояние сурка, используя представленную информацию. • Температура тела: 37°С. • Частота сердцебиений: 120 ударов в минуту. • Дыхательный ритм: 16 вдохов в минуту. ? • Температура тела: 10°С. • Частота сердцебиений: 2-5 ударов в минуту. • Дыхательный ритм: 2 вдоха в минуту. ? 2 * Опиши изменения в физиологических процессах и поведении сурка в период спячки, используя предложенный график. 3 * П р о в е д и э к с п е р и м е н т п о п р е д л о ж е н н о м у а л гор и тм у. ✓ Надень майку, рубашку и свитер. ✓ Измерь температуру свитера, держа термометр на его поверхности. Запиши показания в тетрадь. ✓ Измерь температуру между свитером и рубашкой. ✓ Запиши показания в тетрадь. ✓ Измерь температуру между рубашкой и майкой. ✓ Запиши показания в тетрадь. ✓ Измерь температуру тела. ✓ Запиши показания в тетрадь. ✓ Напиши в 5-7 предложениях свои рекомендации относительно того, как нужно одеваться зимой, чтобы чувствовать себя комфортно и не переохладиться. 4 * Н а о с н о в а н и и и з о б р а ж е н и й о б ъ я с н и п р о ц е с с ы а д а п т а ц и и к о ш к и к т ем п ер а т у р е о к р у ж а ю щ е й ср ед ы . Т еп л о е в р е м я го д а В начале эксперимента температура воды 70°С. Волоски шерсти прижаты к телу Поверхность контакта с воздухом =:— ] / / вода (20 см3) пт Кровеносные сосуды расширены Х о л о д н о е в р ем я го д а Волоски шерсти вздыблены Хм. Т П Кровеносные сосуды сужены Поверхность контакта с воздухом вода (20 см3) Изолирующий сосуд Э ___5 П р и д у м а й т ек ст -за г а д к у н а т ем у «Значение лет у ч и х м ы ш ей в т еплое врем я года». 6 __ * Н а й д и и н ф о р м а ц и ю о сп я ч к е у ж и в о т н ы х , о б и т а ю щ и х в р е г и о н е т в о ег о п р о ж и ­ в а н и я и з а н е с е н н ы х в К р а сн у ю к н и г у Р есп у б л и к и М о л д о в а . П о д г о т о в ь п о с т е р н а д а н н у ю т ем у и п р ед ст а в ь ег о классу.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu