marți, 20 septembrie 2022

Форма в природе и искусстве

 Окружающая природа радует нас разнообразием ландшафтов и растительности (ил. 2 ). любой предмет или явление природы можно художественно воспроизвести и распознать лишь в том случае, если точно передана его форма. Форма ограничена линиями и точками, создающими силуэт. слово форма подразумевает внешний облик предмета, существа или явления, ограниченного контуром. Художественные формы состоят из точек и линий, к которым добавляем цвет или объём. В изобразительном искусстве различают два типа форм - плоские (ил. 1) и пространственные (ил. 3). 5.1. Плоскостные формы Плоскостные формы создаются на плоских поверхностях и имеют два измерения - длину и ширину, поэтому они называются двухмерными. Генри Мур. Формы Запомни! В изобразительном искусстве плоские формы могут быть спонтанными, управляемыми или разработанными. С понтанны е формы получаются случайно, но иногда, по желанию автора, могут иметь эффект сюрприза. Управляемые формы возникают вследствие наклона инструмента, разбрызгивания и применения других технических приёмов. Разработанные формы продуманы, прорисованы и завершены в соответствии с этапами выполнения работы и заранее подготовленными схемами. Технические приёмы получения разработанных форм 1. Наброски абстрактных или реалистических форм выполняются лёгкими тонкими линиями для обозначения общей формы (ил. 4). 2. Разделение и передвижение формы состоит в воображаемом разрезании изображения с целью понимания его внутренней структуры. Иногда можно перемещать части разделённой формы для получения разработанных пластических форм (ил. 5). Спонтанная плоская форма получается случайно, благодаря контакту цветового пятна с бумагой. Р а з д е л II Приёмы получения спонтанных и управляемых форм 1. М онотипия получается при оттиске цветового пятна на бумажном листе при его складывании вдвое (ил. 8 а) или наложением листа на цветовые пятна на палитре. 2. Соединение - наложение цветовых пятен (красок) на влажную или сухую бумагу (ил. 8 б). 3. Разбрызгивание цветов кисточкой или другим инструментом производится по влажной или сухой бумаге (ил. 8 в). 4. Свободное вы ливание. На влажную или сухую бумагу из какого-либо сосуда выливаются жидкие краски (ил. 8 г). 5. Свободное дуновение. На жидкую краску, предварительно нанесённую на бумагу, можно подуть в разных направлениях. Чтобы получить спонтанные формы, можно использовать любую трубочку, например, пустой корпус шариковой ручки. 6 . М онотипия, полученная с помощью цветовой н ити . Н итка, пропитанная краской, фиксируется на бумаге, которая потом складывается. Конец нитки остаётся за пределами сложенной бумаги, а при вытягивании оставляет цветовой след на её поверхности (ил. 6 ). 7. Наложение форм на скомканную бумагу, пропитанную краской, производится оттиском (как от печати) на рабочую поверхность (ил. 8 д). Можно научиться лучше воспринимать спонтанные формы, замечая их в природе или создавая, применяя разные художественные приёмы. Это поможет придать экспрессивность и оригинальность твоим композициям (ил. 6 ). Джексон Поллок. Композиция Ш > Назови приёмы получения спонтанных и управляемых форм. Прокомментируй их. > Создай спонтанные и управляемые плоские формы. Самые удачные работы вставь в рамку и повесь в своём классе. > Дополни половинки форм и получи разработанные формы. "Л Узнай больше! Мастером спонтанных форм был художник Джексон Поллок, который экспериментировал, применяя различные приёмы для создания V оригинальных работ (ил. 7). V к л а с с 5.2. Пространственные формы Пространственная или объёмная форма имеет три измерения: длину, ширину и высоту, поэтому она является трёхмерной. Объёмные формы, находящиеся в пространстве, называются пространственными: например, предметы скульптуры, керамики и архитектуры. Объёмные формы, созданные природой, являются спонтанными, а те, что созданы человеком, - разработанными в соответствии с неким замыслом (ил. 1, 4). Декоративные предметы интерьера также относятся к пространственным формам (ил. 2 ). Трон господаря Пространственная форма Узнай больше! Вылепленные или вырезанные скульптуры сохраняют текстуру и цвет использованного материала (камень, дерево). Иногда скульпторы раскрашивают объёмные формы - таким образом получаются многоцветные скульптуры или произведения живописной керамики (ил. 5). Церковь г. Добровэц Технические приёмы получения пространственных форм 1. Создание форм из глины, пластилина, проволоки и т.д. (ил. 4, 5). 2. Моделирование форм из бумаги, картона и т.д. (ил. 3). 3. О ригами - складывание форм из бумаги (ил. 6 - 8 ). Декоративная посуда > Назови различия между плоской и пространственной формами. > Создай пространственную форму из разных материалов - пластилина, глины, мягкой проволоки и т.д. Р а з д е л II Оценивание Для создания пространственн ы х форм на уроке рисования можно использовать технический приём «оригами», известный ещё с начальных классов. О сновны м элементом п л а ­ стического выражения в технике «оригами» является объём. При этом цвет имеет второстепенное значение. В основе создания форм «оригами» обычно лежит квадрат, а складывание производится по определённым правилам. Рабочие термины: Складывание - сгибание углов бумаги, ткани и т.д. для их наложения в определённом порядке. О ригам и (япон.) - искусство складывания бумаги. Спонтанный - случайный, самопроизвольный. > Придумай новые пространственные формы, исходя из заранее созданной формы. 1. Найди точки на изображениях по данной теме. Укажи их типы и назови инструменты, с помощью которых они были созданы. 2. Создай декоративную композицию, в которой линия играла бы роль орнамента. 3. Найди в работах твоих товарищей начальные и бинарные цвета. 4. Назови способы получения спонтанных и управляемых форм. 5. Проанализируй два изображения, нарисованные в тёплых или холодных тонах. 6 . Укажи различия между пространственными и плоскими изобразительными формами. 7. Приведи несколько примеров природных форм, которые ты видел в произведениях искусства. Найди на репродукциях плоские и объёмные формы.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu