marți, 20 septembrie 2022

От цветка — к плодам и семенам

 Через несколько дней после оплодотворения лепестки, пестик и завязь увядают и опадают, из оплодотворенных яйцеклеток развиваю тся семена, а завязь разрастается и образует околоплодник, который прикрывает и защ ищ ает семена. Так образуется плод (рис. 33). Как и цветки, плоды отличаются по цвету, размерам и форме (рис. 34). Кроме того, они отличаются по консистенции (сочные и сухие). В зависимости от части растения, из которой они образованы, плоды делят на истинные и ложные. Плоды, образованные в результате разрастания завяРыльце Тычинки Столбик ------Завязь Околоплодник Яйцеклетки Семена (в б) Цветоложе Рис. 33. Цветок и плод груши 90 4. Размножение в живом мире Типы плодов К остянк а — сочны й плод с одним сем енем (абрикос, череш ня) Я года — м ногосем ян- О р ех — сухой ны й плод с сочны м плод, имею щ ий околоплодником одно семя (киви, томаты, см ородина) К ор о б о ч к а — сухой плод со м ногим и сем енам и (мак, колокольчик) Рис. 34 зи и утолщ ения ее стенок, называю тся истинными. К ним относятся плоды черешни, сливы, винограда и др. У других растений в образовании плода принимаю т участие и другие части растения. Такие плоды называю тся ложными и характерны для яблони, груши и айвы — растений, плод которых образован, главным образом, разросш имся цветоложем. У встречающихся в наших лесах прострела пестик остается прикрепленным к плоду и удлиняется, образуя своеобразный киль, который способствует лучш ему распространению семян. У одуванчика пушистый зонтик из тонких белых волосков образован чашелистиками. Плоды состоят из околоплодника (перикарпий) и тонкой кожицы, которая покрывает его (э п и к а р п и й ). В зависимости от консистенции околоплодника различают сочны е и сухи е плоды. К сочным плодам с одним семенем относится к о с т я н к а (например, абрикос, персик, виш ­ ня и др.). М ногосемянный сочный плод называется яго д о й (томаты, смородина и др.). К многосемянным сухим плодам относятся боб (горох, фасоль), с т р у ч о к (капуста) и к о р о б о чк а (мак). После созревания они раскрываются, освобождая семена. Некоторые сухие плоды имеют только по одному семени и не раскрываю тся при созревании. П римерами таких сухих плодов являю тся орех (лещина), семянка (подсолнечник), зерновка (пшеница, кукуруза), крылатка (клен). С ем ен а ц в е т к о в ы х р а ст ен и й О д н о д о л ь н ы е р а с т е н и я Д в у д о л ь н ы е р а с т е н и я Зер н ов к а Б об Э н д о сп ер м К ож ура (тегум ент) Зар оды ш с о д н о й сем я д о л ей К ож ур а Зар оды ш с двум я сем я дол я м и К укуруза Ф асоль Рис. 35 4. Размножение в живом мире А 91 По мере созревания плодов происходит развитие семян. Составными частями зрелого семени являю тся зародыш, эндосперм и кожура (рис. 35). На кожуре многих семян можно увидеть своеобразный рубчик, который представляет собой место присоединения зародышевого мешка к завязи. Зародыш — это жизненно важ ная часть семени, так как именно из него развивается новое растение. Зародыш состоит из корешка, стебля, почки и семядолей. Различают растения, у которых зародыш имеет одну семядолю (однодольные), и растения с двумя семядолями в зародыше (двудольные). Таким образом, количество семядолей представляет собой один из критериев классификации растений (рис. 35). У некоторых растений (например, у фасоли и гороха) питательные вещества хранятся в семядолях, а у других — в эндосперме (у кукурузы, пшеницы). Созрев, плоды способствуют распространению семян вблизи материнского растения. Семена распространяю тся различными способами. Ж ивотные поедают сочные плоды, а вместе с ними — и содержащиеся в них семена. П ройдя через пищ еварительный тракт животных, семена выделяются в окружающую среду. Сухие плоды, имеющие крючки и колючки, цепляются к ш ерсти ж ивотных или одежде человека и могут таким образом переноситься на далекие расстояния. Некоторые сухие плоды снабжены крылышками (например, у клена, платана вяза и др.) или «парашютиками» (у одуванчика, тополя), что способствует быстрому распространению их ветром. Семена многих растений переносятся по водам рек, морей и океанов (например, у тростника, камыша, осоки, кокосовой пальмы). Следовательно, вода, ветер, животные и человек являю тся главными распространителями плодов и семян. В природе есть растения, распространяю щ ие свои плоды и семена самым необычным образом. Например, в плодах бешеного огурца накапливается большое количество жидкости, что способствует повышению осмотического давления. Когда давление достигает критического значения, плоды раскрываю тся, а их содержимое с силой вы ­ брасывается на большое расстояние, иногда до 5-6 м. Стручки фасоли после созревания высыхают и резко лопаются, распространяя семена вокруг растения. Таким образом, в незрелом состоянии плоды защищают семена, а после созревания способствуют их распространению . Следует отметить, что плоды и семена растений играют важную роль в ж изни ж и ­ вотных и человека, служа им пищей. 1 • 2 • Перепиши, вписав пропущенные слова. После оплодотворения ... цветков увядают и опадают, завязь разрастается и превращается в ... , а ... — в семена. Опиши, используя данные изображения, процесс формирования плодов и семян у черешни. к. 92 4. Размножение в живом мире 3 * З а п и ш и в т етр а д ь т и п и н а зв а н и е п л о д а д л я к а ж д о г о и з п р е д с т а в л е н н ы х н а р и су н к е р а ст ен и й . Я блок о П ерси к Т ом аты К укуруза О р ех Ф асоль П о д со л ­ неч н и к М ак Клен 4 * С о б е р и к о л л ек ц и ю п л о д о в и сем я н . Н а п и ш и д л я к а ж д о г о эк с п о н а т а к о л л ек ц и и эт и к ет к у , в к о т о р о й у к а ж и ст р у к ­ т у р н ы е и д р у г и е и н т е р е с н ы е о с о б е н н о с т и д а н н о г о о б ъ ек т а . 5 * Д о п о л н и д и а г р а м м у В е н н а д л я сем я н ф а со л и (а) и п ш е н и ц ы (б). О __ ^ Н а п и ш и тек ст н а 1 /2 с т р а н и ц ы , в к о т о р о м о т р а зи с п о с о б ы р а с п р о с т р а н е н и я п л о д о в и сем я н р а ст ен и й . И с п о л ь зу й д л я э т о г о р а зл и ч н ы е и с т о ч н и к и и н ф о р ­ м а ц и и , в т о м ч и сл е — и н т ер н ет . 7 __* П р ед ст а в ь а р гум ен ты в п о л ь зу сл ед у ю щ ег о у т в е р ж д е н и я : П лоды я вля ю т с я и ст о чн и ко м здоровья.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu