marți, 20 septembrie 2022

Искусство средневековья

  Византийское искусство Одним из важнейших центров средневековой культуры была В и ­ зантийская империя, возникшая в IV в. н. э. в восточной части Римской империи. Столица Византии была основана Константином Великим, в честь которого её назвали Константинополем (сегодня Стамбул). Византийское искусство является результатом сочетания эллинистических традиций и многочисленных элементов египетского, сирийского искусства и культов Малой Азии. У эллинов византийцы позаимствовали чёткую, уравновешенную композицию в живописи и строительстве архитектурных сооружений. Появились новые образы, которые, согласно христианской религии, стали радикально отличаться от античных моделей. В архитектуре возникли новые эклектичные сочетания культурных стилей и традиций (ил. 2 ). Л1ИШЬЯИЯ1ЯЯВ1 :0 :'г'5Х^ ШШДЩЦЦДОЛцУ'И' ‘ У * - Мозаика в церкви Сан Витале Раздел V Мозаика в церкви Сан Витале (деталь) Полезно знат ь... Важным центром средневековой культуры был итальянский город Равенна, прославившийся своей церковью Сан Витале (ил. 4). В ней сохранилась мозаика, на которой представлены религиозные процессии и сцены (ил. 1,3). Запомни! В Византийской империи преобладало христианство, поэтому здесь возникло христианское религиозное искусство. Собор Св. Софии в Константинополе Церковь Сан Витале / VI к л а с с 6.2. Романское искусство Романский стиль появился в X в. н.э. и просуществовал в западно-европейских странах вплоть до X II века. Он возник под влиянием искусства Древнего Рима и включал в себя элементы восточного искусства. Романское искусство имело глубоко религиозный характер и находилось под сильным влиянием церкви. С особой силой это проявилось в архитектуре при строительстве монастырей, соборов, замков и т.д. (ил.1-3). Романская архитектура. В X -X I вв. феодалы стали строить замки, окружённые высокими стенами и рвами, заполненными водой. Это было продиктовано тревожной обстановкой, царившей в эпоху раннего Средневековья, когда частые набеги на чужие территории были обычным делом. В целом, монастыри и соборы той эпохи отражали архитектурный характер романского стиля. Монастыри представляли собой архитектурные комплексы, сохранившие черты древнеримских зданий. Внешне они напоминали крепости, окружённые толстыми стенами с узкими окнами и многочисленными сторожевыми башнями. В X I-X П вв. монастыри были важнейшими религиозными центрами, способствовавшими укреплению феодального строя. Например, епископату Клуни подчинялись более 2 000 монастырей и церковных приходов Франции, Германии и Италии (ил. 2). Самым известны м сооружением романского сти ля является архитектурный ансамбль в Пизе, состоящий из собора и башниколокольни, которая со временем стала наклоняться из-за оседания почвы (ил. 4). Фасады этих сооружений украшены колоннами из белого мрамора. Римско-католический собор в г. Алба-Ю лия (Румыния) также построен в романском стиле (ил. 3). Монастырь в Клуни Римско-католический собор в Алба-Юлии ■.■.; | м и и .Ч ' . , Полезно знать... В Х1-Х11 вв. получил развитие «культ мощей» - преклонение перед останками канонизированных христианских святых. Этот культ породил паломничества, так как места, где хранились мощи, считались чудотворными. Собор Св.Лазаря в Отуне (Франция) Архитектурный ансамбль в Пизе I День Страшного суда. Собор Св. Лазаря в Отуне Романская скульптура предназначалась для внутреннего и внешнего украшения соборов (ил. 8 ). Скульптурные композиции изображали библейские сюжеты, при этом человеческие фигуры ваялись схематично, чтобы подчеркнуть христианский аскетизм. Романская скульптура радикально отличалась от античной тем, что человеческие фигуры изображались условно, зато особо подчёркивался моральный облик изображаемых святых (ил. 9). Порталы базилик были богато украшены скульптурными барельефами (ил. 5). В скульптурных и живописных композициях этого периода появляются изображения фантастических птиц и животных. Романская ж ивопись, подчинённая архитектуре, изображала библейские сцены в виде фресок на стенах соборов. Образы святых, их одежда были написаны очень тщательно, в соответствии с цветовыми канонами того времени, поэтому фигуры столь похожи друг на друга. Романская миниатю ра - это композиции малых размеров, представляющие библейские сцены, либо заглавные буквы, виньетки, орнаменты, которыми украшались церковные манускрипты (ил. 7). Декоративное искусство того периода проявилось в ткачестве (ил. 6 ), инкрустировании по дереву и металлу и др. областях. Вышивка в церкви Байон (деталь) Раздел V 171 Романская миниатюра Романские капители Романский барельеф Рабочие термины: Базилика - храм эпохи раннего христианства, возведённый по образцу римских общественных зданий. Миниатюра - живописный рисунок малых размеров. 1 / VI к л а с с 6.3. Готическое искусство Готика, пришедшая на смену романскому стилю, зародилась в X II в. на севере Франции, а в X III в. распространилась по всей Западной Е в ­ ропе. В те времена культура сильно зависела от церкви, которая доминировала практически во всех сферах социальной жизни. Бурно развивались города, становясь центрами духовной и культурной жизни. А рхитектура В архитектуре романский стиль постепенно утратил своё значение, так как мастера-архитекторы стремились к воплощению новых идей. Новый готический стиль стал развиваться так бурно, что к концу X II в. дошёл до Трансильвании и Молдовы. В готическом искусстве, как и в романском, архитектура продолжала подчинять себе остальные виды и жанры искусства (скульптуру, живопись, декоративное искусство). В отличие от романских храмов и монастырей, которые строились в отдалённых местах за чертой города, готические соборы возводились в самом центре города, символизируя его богатство и величие (ил. 1, 2 ). С помощью новых технологий готические соборы с их тонкими и высокими арками приобретают более величественный облик. По сравнению с романскими, готические окна значительно расширяются, пропуская больше света через цветные витражи. Фасад готического собора представляет собой большой монументальный вход, по обе стороны которого стоят две башни-колокольни. Он имеет следующую структуру: а) портал; б) розетка; в) галерея башенок. Готический интерьер Рабочие термины: Купол - выпуклая крыша, свод в виде полушария. Розетка - большое круглое окно на фасаде готического собора. Собор Нотр-Дам в Париже Готические соборы имеют высокие заострённые башни со шпилями. Интерьер впечатляет своим большим светлым пространством, украшенным статуями и барельефами. Новым элементом в готической архитектуре стала декоративная розетка с витражом, которая помещалась над главным входом - порталом. Самые известные готические соборы находятся во Франции в Реймсе, в Париже (Нотр-Дам), в Германии (Собор в Кёльне), в Италии (Собор Спасителя в Милане), в Румынии (Бисерика Нягрэ в Брашове, ил. 3). Бисерика Нягрэ в Брашове Раздел V Готическая скульптура предназначалась для украшения как внешней части собора, так и его интерьера. По сравнению с романскими скульптурами, готические приобретают более правильные пропорции, что хорошо видно на барельефах собора в Шартре. Лица изображённых святых выражают смирение и набожность, что является одной из отличительных черт готической скульптуры (ил. 4, 5). V Я Г 4 ' > Сделай набросок готческой розетки на основе представленных в данной теме изображений. > Пополни своё портфолио дополнительными сведениями о романском и готическом стилях.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu