marți, 20 septembrie 2022

Опыление у растений

 Плоды и семена образуются в цветке, но для этого необходимо, чтобы произошло оплодотворение, то есть слияние мужской и женской половых клеток. У растений процессу оплодотворения предшествует опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (рис. 31). Часто это происходит на одном растении, в пределах одного цветка, имеющего как тычинки, так и пестик. Такой тип опыления называется самоопылением. Для других видов, у которых женские и мужские цветки расположены на разных особях, пыльцу с одного растения необходимо перенести на пестик другого растения. Этот тип опыления называется перекрестным. Важная роль в перекрестном опылении отводится пчелам, бабочкам, колибри, летучим мышам, ветру и другим ф акторам, способствующим переносу пыльцы. Опыление ветром Опыление при помощи ветра является наиболее распространенным типом опыления у растений. Растения, у которых пыльца переносится при помощи ветра, назы ваются анемофильными, или ветроопыляемыми. Многие опыляемые ветром растения относятся к однодомным или двудомным растениям с раздельными мужскими и женскими цветками. Ц ветки у ветроопыляемых растений обычно мелкие и невзрачные. Они не выделяют нектар и имеют длинные тычиночные нити, в крупных пыльниках которых образуется много сухой и мелкой пыльцы. Пыльца образуется в огромных количествах (например, мужские соцветия кукурузы образуют до 50 000 000 пыльцевых зерен). Опыление ветром характерно для многих травянистых растений, например пш еницы, подорожника, сахарной свеклы, а также для больш инства деревьев — ивы, березы, граба, бука, дуба и др. Как правило, ветроопыляемые растения растут в больших сообществах. Вспомните лиственные леса, заросли кустарников, а также засеянные человеком большие поля злаков. В этих условиях, независимо от направления ветра, пыльца одних растений легТИПЫ ОПЫЛЕНИЯ С а м о о п ы л ен и е П е р е к р е с т н о е о п ы л е н и е Рис. 31 0/1 4 . Разм нож ение в живом мире о о ко р а с п р о с т р а н я е т с я на б о л ь ш и е р а с с т о я н и я и о п л о д о т в о р я е т д р у г и е р а с т е н и я . О д н а ­ ко, х о т я а н е м о ф и л ь н ы е р а с т е н и я о б р а з у ю т о г р о м н о е к о л и ч ест в о п ы л ьц ы , б о л ь ш а я ее ч а ст ь т ер я ет ся в п р о ц е с с е р а с п р о с т р а н е н и я . Опыление насекомыми Р а ст ен и я , о п ы л я ем ы е п р и п о м о щ и н а сек о м ы х , н а зы в а ю т ся э н т о м о ф и л ь н ы м и . Д л я п р и в л еч ен и я н а с е к о м ы х ц в ет к и у э т и х р а с т е н и й и м ею т к р у п н ы е р а зм ер ы и я р к о о к р а ­ ш ен ы . К р о м е т о г о , о н и в ы д ел я ю т н ек т а р и э ф и р н ы е м а сл а с п р и я т н ы м за п а х о м . Э н т о м о ф и л ь н ы е р а с т е н и я о б р а з у ю т н а м н о г о м ен ь ш е п ы л ьц ы , н о о н а б о л ь ш е п о р а з ­ м е р а м и л и п к а я . Э т о с п о с о б с т в у е т б о л е е л е г к о м у ее п р и к р е п л е н и ю к т ел у н а сек о м ы х . Э н т о м о ф и л ь н ы е р а с т е н и я как бы с о р е в н у ю т с я д р у г с д р у г о м в к р а со т е с тем , ч т о б ы п р и в л еч ь как м о ж н о б о л ь ш е н а сек о м ы х . Д л я э т о г о у н и х ест ь ц ел ы й р я д п р и с п о с о б л е ­ н и й . Я р к и е ц в ет к и в ф о р м е ч а ш и , как н а п р и м е р у м а р г а р и т о к и л ю т и к о в , н е м о г у т н е п р и в л еч ь п р о л е т а ю щ е г о м и м о н а сек о м о г о . Н ек о т о р ы е и з э н т о м о ф и л ь н ы х р а с т е н и й п р и в л ек а ю т о п р е д е л е н н ы й в и д н а сек о м ы х , с п о с о б н ы х п е р е н о с и т ь п ы л ь ц у и о б е с п е ч и т ь о п л о д о т в о р е н и е . Н а п р и м е р , ц в е т о к н и - гр и тел л ы к р а с н о й и м е е т о ч ен ь и н т е р е с н о е с т р о е н и е . Н а сек о м ы е са д я т ся на н и ж н и е л е ­ п ест к и , и ты ч и н к и и п е с т и к п о д т я ж ест ь ю тела н а с е к о м о г о о к а зы в а ю т ся с н а р у ж и , ч то с п о с о б с т в у е т л у ч ш е м у р а с п р о с т р а н е н и ю п ы л ьц ы и о п ы л ен и ю . Д р у г и е р а с т е н и я , н а о б о р о т , м о г у т о п ы л я т ь ся т о л ь к о н а сек о м ы м и , и м е ю щ и м и х о б о ­ то к , н а п р и м е р п ч ел а м и и б а б о ч к а м и . П ч ел а, в ы б р а в р а с т е н и я к р а п и в ы д л я с б о р а н е к т а ­ ра, п р о н и к а е т г л у б о к о в и х ц в ет к и . П р и э т о м л и п к а я п ы л ьц а с т ы ч и н о к п р и к р е п л я е т с я к т ел у пчелы . Т аким о б р а з о м , н а сек о м ы е п е р е н о с я т п ы л ь ц у с о д н о г о р а с т е н и я на д р у г о е , в н о ся с в о ю л е п т у в б у д у щ и й у р о ж а й . П о э т о м у р е к о м е н д у е т с я во в р ем я ц в е т е н и я п л о д о в ы х д е р е в ь е в р а сп о л а га ть в с а д а х ул ья с п ч ел ам и . О п ы л ен и е м о ж е т о с у щ е с т в л я т ь и ч ел о в ек д л я п о л у ч е н и я н о в ы х с о р т о в р а с т е н и й и л и д л я д о п о л н е н и я е с т е с т в е н н о г о о п ы л ен и я . Т акой т и п о п ы л ен и я н а зы в а ет ся искусственным. Ч и сл о о б р а зу ю щ и х ся я й ц ек л еток у р азл и ч н ы х р а ст ен и й н ео д и н а к о в о и м о ж ет д ости гать до 3 м лн, как н ап р и м ер у о д н о го и з ви дов орхидей. 1 • Перепиши текст, используя слова из списка справа. П ер ен о с пы льцы с пы льников ты чинки на п ести к завязи назы вается ... . И н огд а оп ы л ен и е п р о и сх о д и т в п р ед ел ах о д н о г о цветка, когда ... п оп адает на п ести к того ж е цветка. Э тот ти п оп ы л ен и я назы вается ... . О п ы лен и е, п р и к о т о р о м пы льца о д н о г о р астен и я п оп адает на п ести к другого ... того ж е ви да, назы вается ... . оп ы л ен и е, п ер ек р естн ое оп ы л ен и е, сам ооп ы л ен и е, цветки , пы льца 4. Размножение в живом мире Л 87 2 * Опиши особенности опыления, показанные на рисунке справа. 3 * Представь в виде наглядного плаката особенности перекрестного опыления при помощи ветра или насекомых. 4 * Перечисли отличия в особенностях строения цветков анемофильных и энтомофильных растений. 5 _2 Обобщи описанные в тексте биологические процессы одним понятием или выражением. Запиши в тетрадь. Укажи напротив каждого из них выражения из текста, характеризующие каждый процесс. С реди лесны х кустарников лещ ина (Согу1ш ауе11апа) выделяется своим ранним цветением . Готовится она к этом у с осени. Н екоторы е ее почки более длинны е и покрыты мелкими защ итны ми чеш уйками. П од щ итом чеш уек застыли в ож идании м уж ские цветки. С первы ми лучами весеннего солнца, не дож идаясь, пока исчезнет снеж ная ш уба с ветвей, чеш уйки раскрываются, освобож дая ты чинки с пы льниками, которы е уж е полны пыльцы и начинают выбрасывать ее в неограниченном количестве. Даж е при сам ом слабом покачивании гибких ветвей вокруг куста возникает облако золотистой пыли. Кажется, что идет дож дь из пыльцы. Ветер уносит пыльцу на ж енские цветки, которы е нетерпеливо ож идаю т этой встречи, незам етно располагаясь на соседних ветвях. Едва ли и х увидиш ь. Н о вот на конце одн ой из набухш их почек показы вается пучок ярко-красны х волосков, тонких и неж ны х, как ш елковые нити. Ж енские цветки как будто ж дут благословения на соединен ие своей судьбы с пыльцой. Лес кажется безм олвны м , поля застыли в оцепенении, а в м олоды х подлесках кусты лещ ины праздную т свои свадьбы. В то время как другие цветки не реш аются состязаться с при родой , муж ские цветки лещ ины в повислы х сережках, извергнув всю пы льцу из своих закром ов, устало падают на землю. Растения сбрасывают их, не видя больш е смысла в том, чтобы питать. Судьба их схож а с участью трутней в пчелином улье после того, как матка выбрала только одного из них в качестве своего избранника. П осле оплодотворения ж енские цветки теряют рум янец своего пушка и укутываются в несколько густых покрывал, ож идая распускания листьев, которы е будут трудиться для них и накапливать питание для будущ его потом ства — плодов. Когда ореш ки созрею т, проворны е белки соберут их на зим у. Часть из них они съедят, а часть — уронят на землю. Из них впоследствии прорастут новы е растения лещ ины, которы е будут расти и превратятся во взрослы е раскидисты е кусты с длинны ми гибким и ветвями. Встретить их м ож н о будет и на опуш ке леса, и в глубине лесной чащи, где деревья растут р еж е и м еж ду н им и больш е света. (И . С и м и о н е с к у , Ф лора Р ум ы н и и ) 6 __* Приведи аргумент, доказывающий правоту следующего утверждения: И скусст венное опы ление вносит свой вклад в р еш ен и е продовольст венной проблемы.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu