marți, 20 septembrie 2022

Пищеварительная, ательная, кровеносная и выделительная ■ системы человека

 пищеварительная система дыхательная система кровеносная система выделительная система Рис. 1. Пищ еварительная система Рис. 2. Дыхательная система Вспомни • Для чего ж ивотны м п ищ евари тельная, ды хательная, кр о в е н о сная и вы делительная систем ы ? • М о гут ли эти систем ы о р ган ов ф ункц и они ровать незави си м о д р уг о т д р уга? Почему? 1 Используя схемы и пояснения к ним, познакомься с пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной системами человека. Пищеварительная система (рис. 1) Ротовая полость (©) служит для начальной обработки и проглатывания пищи. Глотка (@) - отдел в задней части ротовой полости, связывающий её с пищеводом (©). Через глотку проходит как пища, так и воздух. Желудок (©) - расширенный мешкообразный мышечный отдел пищеварительного тракта, в котором пища расщепляется на питательные вещества. Полупереваренная пища поступает в тонкий кишечник. Тонкий кишечник (©) - самый важный в пищеварении отдел. Переваренная пища через стенки кишечника всасывается кровеносными сосудами. Полужидкая смесь непереваренных остатков переходит в толстый кишечник. Толстый кишечник (© ) - расширенный отдел, в который поступают непереваренные остатки пищи из тонкого кишечника. Здесь происходит обратное всасывание воды и образование полутвёрдой массы (фекалий), выделяющихся наружу через анальное отверстие. Дыхательная система (рис. 2) Носовые отверстия (© ) и носовая полость (©) согревают, увлажняют и очищают вдыхаемый воздух. Отсюда воздух поступает в глотку. Трахея (® ) - трубчатый орган, по которому воздух из гортани попадает в лёгкие. Гортань (@) - голосовой орган, расположенный в верхней части трахеи. Он состоит из голосовых связок, воспроизводящих звуки и обеспечивающих речь. Первичные бронхи (©) - две ветви трахеи, по которым воздух поступает в лёгкие. [ Системы жизнедеятельности Б рон хи ол ы ( © ) - м и л л и о н ы м е л к и х т р у б о к , о б р а з о в а н н ы х в л ё гк и х в р е з у л ь та те р а з в е т в л е н и й п е р в и ч н ы х б р о н х о в . Б р о н х и о ­ лы о т к р ы в а ю т с я в ал ьв ео л ы . А л ь вео л ы ( © ) - м и л л и о н ы м е ш о ч к о в , о к р у ж ё н н ы х к р о вен о сн ы ­ м и к а п и л л я р а м и ( © ) . С ю д а п о п а д а е т в д ы х а е м ы й в о зд у х . В а л ь в е ­ о л ах п р о и с х о д и т га з о о б м е н : и з к р о в и в ал ь в ео л ы п о п а д а е т у гл е ­ к и с л ы й га з , а и з ал ь в ео л в к р о в ь - к и сл о р о д . Кровеносная система (рис. 3) К р о в ь - о ч е н ь ц е н н а я д л я о р га н и з м а ж и д к о с т ь , ц и р к у л и р у ю ­ щ а я п о к р о в е н о с н ы м со су д а м . В о р га н и з м е в з р о сл о го ч е л о в ек а око л о 5,5 л и т р о в к р о в и . К р о в ь р а с п р е д е л я е т те п л о , д о с т а в л я е т к к л е тк а м п и т а т е л ь н ы е в е щ е с тв а , а к п о ч к а м п р о д у к т ы р а сп а д а . С ер д ц е ( © ) - м ы ш е ч н ы й о р га н , п р о т а л к и в а ю щ и й к р о в ь в к р о ­ в ен о сн ы е со суд ы . С о с т о и т из ч е ты р ё х кам ер - д в у х предсердий (© ), п р и н и м а ю щ и х к р о в ь о т о р га н о в , и д в у х ж елудочков ( © ) , в ы т а л ­ к и в а ю щ и х к р о в ь к о р га н а м . А р т е р и и (© ) - ш и р о к и е к р о в е н о с н ы е с о су д ы с т о л с т ы м и с т е н ­ к а м и , о б р а зу ю щ и е а р те р и а л ь н у ю с и с т е м у и н е с у щ и е к р о в ь о т сер д ц а к о р га н а м . В ены (© ) - ш и р о к и е к р о в е н о с н ы е с о су д ы с т о л с т ы м и с т е н к а ­ м и , о б р а зу ю щ и е в е н о з н у ю с и с т е м у и п е р е н о с я щ и е к р о в ь о т о р га ­ н о в к сер дц у. К а п и л л я р ы я в л я ю т с я са м ы м и у з к и м и , т о н к о с т е н н ы м и с о с у д а ­ м и , р а з в е т в л е н и я м и а р т е р и й и в ен . Ч е р е з к а п и л л я р ы о с у щ е с т ­ в л я е тс я о б м ен в е щ е с т в м е ж д у к р о в ь ю и к л е т к а м и тела. Выделительная система (рис. 4) П очк и (© ) - д в а о р га н а , и м ею щ и е ф а со л е в и д н у ю ф о р м у. Р а с ­ п о л о ж е н ы в н и ж н е й ч а с т и б р ю ш н о й п о л о с т и , п о д р ё б р а м и . П о ч ­ к и я в л я ю т с я о с н о в н ы м и о р га н а м и в ы д е л е н и я , ф и л ь т р и р у ю щ и м и п р о д у к т ы р а с п а д а и з к р о в и . Н е п р о ф и л ь т р о в а н н а я к р о в ь п о с т у п а е т в п о ч к и п о п оч еч н ой а р ­ т ер и и (© ), а п р о ш е д ш а я ч ер ез п о ч е ч н ы й ф и л ь тр к р о в ь в ы х о ­ д и т по п оч еч н ой вен е (@ ). М о ч ет о ч н и к и ((©) - д в а т р у б ч а т ы х о р га н а , п е р е н о с я ­ щ и х м о ч у о т п о ч е к к м о ч е в о м у п узы р ю . М о ч ев о й п узы р ь (© ) - м е ш ­ к о о б р а з н ы й о р га н , с о б и р а ю ­ щ и й м очу. М о ч еи сп уск а т ел ьн ы й к а ­ н а л (© ) - т р у б к а , п о к о т о р о й м о ча и з м о ч е в о го п у з ы р я в ы ­ д е л я е тся н а р у ж у . Э т о т п р о ц е с с н а з ы в а е тс я м о ч еи с п у с к а н и е м . Рис. 4. Выделительная система Рис. 3. Кровеносная система глава |Ш| З н а е ш ь л и т ы , ч т о ...? Рассмотри схему и сделай соответствующие выводы о взаимосвязях четырёх перечисленных систем органов. Мочевина - это продукт распада, содержащий азот, образующийся в результате расщепления белков в клетках. Из клеток мочевина с кровью доставляется к почкам. "> Моча - жидкость, содержащая продукты распада, выделяющаяся почками наружу. Моча состоит из большого количества воды, мочевины и солей. Благодаря гармоничной взаимосвязи п и щ ев ар и те л ь н о й, д ы х а те л ь н о й , кр овен осн о й и вы д ел и тел ь н о й си стем , человеческий организм функционирует и гармонично взаимодействует со своей средой обитания. З а п о м н и ! ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА обеспечивает организм питательными веществами. д ы х а т е л ь н а я с и с т е м а обеспечивает организм кислородом, используемым при расщеплении питательных веществ и образовании энергии, необходимой для жизни (движения, роста, развития). КРОВЕНОСНАЯ с и с т е м а переносит питательные вещества от пищеварительных органов и кислород от дыхательных органов к клеткам. От клеток к почкам доставляет мочевину, а к лёгким - углекислый газ. в ы д е л и т е л ь н а я с и с т е м а преобразует и выделяет из организма продукты распада, доставленные к почкам кровью. ^ ^ П р о в е р ь с в о и з н а н и я ^ — Ш^1 П е р е п и ш и п р е д л о ж е н и я в т е т р а д ь , з а п о л н я я п р о б е ­ л ы п о д х о д я щ и м и п о с м ы с л у с л о в а м и . Ф ункц и я ... - собирать мочу, стекающ ую по ... . ... система обеспечивает связь между ... , ... , и ... системами. Кровь к органам течёт по ... , а от органов к сердцу по . . Кровь из тела человека накапливается в ... . Кровь из ... проталкивается в кровеносные сосуды, которые . . [ Системы жизнедеятельности О б ъ я с н и , ч т о и з о б р а ж е н о н а к а ж д о й и з с х е м . Лёгкие Ч 1 Кровеносная система \ 1 Органы Кишечник Кровеносная система 4 Почки Органы О П е р е н е с и в т е т р а д ь к р о с с в о р д , р а з г а д а й и п о в е р т и ­ к а л и п р о ч и т а е ш ь н а з в а н и е в а ж н о г о о р г а н а п и щ е в а ­ р е н и я . 1. О д н а из п и щ е в а р и те л ь н ы х ж ел ёз. 2. Р асп о л о ж ен м еж д у гл о тко й и ж ел уд ко м . 3. О тд е л , в ко то р ы й п о п а д а е т пищ а из р о то в о й п о л о сти . 4. О р га н , им ею щ ий ф о р м у ... . 5. О р га н ы , по ко то р ы м ц и р к у л и р у е т кр о в ь . 6. О р га н ы в ы д е л е н и я . 7. Ж и д к о сть , уч а ств у ю щ а я в п и тан и и и д ы хан и и кл ето к. В ы б е р и п р а в и л ь н ы й о т в е т и д о п о л н и п р е д л о ж е н и я . З а п и ш и в т е т р а д ь . Выделительная система состоит из ... • почек; • почечной артерии; • мочевого пузыря; • мочеточников; • почечной вены; • мочеиспускательного канала. Кровеносная система выполняет следующие функции: • доставляет углекислый газ к органам; • доставляет кислород к органам; • переносит продукты распада к почкам; • переносит углекислый газ к лёгким; • переносит необходимые вещества к органам. О б ъ я с н и : • как п р о и с х о д и т о б е с п е ч е н и е к л е то к ч е л о в е ч е с к о го о р га ­ н и зм а к и сл о р о д о м ; • каким о б р а зо м о с у щ е с тв л я е тс я в ы д е л е н и е у гл е к и сл о го га ­ за из о р га н и зм а ч е л о в ек а. 5. 1. 2. 3. [А 4. _ 6.н _ 7. У з н а й б о льш е! "> В переваривании пищи у человека принимают участие слюнные железы и две крупные пищ еварительные железы - печень и поджелудочная железа. По специальным протокам, открывающимся в тонкий кишечник, печень выделяет желчь, а поджелудочная железа - поджелудочный сок. Желчь и поджелудочный сок участвуют в расщеплении жиров, белков и углеводов.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu