marți, 20 septembrie 2022

Модульная композиция на плоской поверхности

 Художественная композиция представляет собой индивидуальный способ художника структурировать элементы художественного языка так, чтобы они могли создать общий ансамбль, способный вы ­ разить художественную идею. Одним из средств выражения, лежащих в основе создания композиции, является так называемый модуль. Это повторяющийся элемент художественного языка, который лежит в основе изобразительного приёма, называемого модуляцией. В изобразительном искусстве существуют несколько типов модулирования, выразительность которых зависит от области их применения: ■ архитектурная модуляция (ил. 2-4 стр.137); ■ скульптурная модуляция (ил. 1 стр.137 и ил. 7 стр.138); ■ декоративно-прикладная модуляция (ил. 8,10 стр.138); ■ живописная модуляция (ил.6, 9, 11). Любое цветовое смешение (хроматический модуль), состоящее из двух или более цветов, взяты х в разных пропорциях для получения разных оттенков цвета, называется хроматическим модулированием (ил. 2, 3). Художники-неоимпрессионисты часто прибегали в своих работах к хроматической модуляции. Существую т следующие типы хроматической модуляции: • путём прозрачного наложения цвета; • путём разделения цветового мазка; • путём представления цветовых тональных растяжек. 3.1. Модульная композиция, созданная способом прозрачного наложения цвета Этот вид композиции основан на акварельной технике, когда на высохший цветовой слой кладутся следующие мазки, позволяющие разглядеть исходные формы (ил. 4). Вначале наносятся тонкие направленные линии, которые составят общее художественное пространство (ил. 1 а). Выберем в качестве модуля круг (ил. 1 б) и закрасим каждую его часть различным цветом. В завершение нанесём лёгкий слой краски на высохшее изображение, получив модульную композицию путём прозрачного наложения (ил. 1 в). Рабочие термины: Модуль - условная единица измерения для определения пропорций. Неоимпрессионизм - модернистское направление в живописи, основанное французскими и бельгийскими художниками. / VI к л а с с 3.2. Модульная композиция, созданная способом разделения цветового мазка Художественный эф ф ект хроматической модуляции состоит в передаче цветовых вибраций путём наслоения цветовых мазков, которые создают визуальное впечатление объёмности изображаемых форм и общего пространства картины (ил.7,8). В изображениях 6 и 9 мы видим идеальную цветовую гармонизацию, композиционный центр которой выделен контрастирующим модулем. Э та техника использовалась художниками-неоимпрессионистами Жоржем Сёра, Камилем Писсарро и другими. В их картинах нет чётко прорисованных контуров - полотна покрыты маленькими мазками и цветовыми точками. .+ * * * * * * * * * * * * л * * * « * « * » ! ? »*:кнти + *+ **+ + ****+ * Анатол Рурак. Композиция Полезно знать... Многослойная живопись называется (тразХо. Краска накладывается неразбавленной, а композиция состоит из нескольких различных цветовых слоёв. Наложение слоёв друг на друга происходит следующим образом: после того, как первый слой высох, наносится следующий слой до получения желаемого результата (ил. 5 а-в). Василий Кандинский. Абстрактная композиция Раздел I V 3.3. Модуляция цветовых оттенков В изобразительном искусстве есть несколько типов модуляции, выразительные свойства которых зависят от области, в которой они используются. Создание модульной композиции на рабочей плоскости предполагает существование некоего модуля. Этот повторяющийся модуль может быть художественной формой или цветовым пятном (цветовым тоном, ил. 8,10). Повторение на плоской поверхности художественной формы или её фрагментов называется модульной композицией художественных форм (ил. 2, 6, 9). * 1№. Пауль Клее. Композиция Узнай больше! В музыке модуляцией называется гармоничный переход звукового ряда на другую, более высокую тональность. Виктор Вазарели. Композиция Запомни! Моделирование и модуляция в изобразительном искусстве - это два художественных метода, с помощью которых можно получить новые формы в разных видах изобразительного искусства. Художественные и технологические возможности варьируют в зависимости от жанра, в котором применяются эти изобразительные приёмы (живопись, декоративное искусство, скульптура, ил. 6-16). / VI к л а с с Рабочие термины: М одуляция цвета - живописный приём, в котором эффект светотени получается путём приближения холодных тонов к тёплым, отдельными мазками. Моделирование - художественный приём изображения пространственных или живописных форм (ил. 16). Ж ивопись предоставляет множество возможностей для творческого самовыражения. Эффект, полученный с помощью разделения цветовых мазков, во многом зависит от рабочих инструментов и от умения ими пользоваться (ил. 14,16). Помимо кистей различных конфигураций, можно использовать и различные инструменты: мастихин, маленькие кусочки картона и т.д. Гармоничная модульная композиция зависит от умения работать с кистью. Например, цветочную поляну, небо, зеркальную гладь озера можно изобразить с помощью горизонтальных мазков, а траву, высокие дома - нанося вертикальные мазки. т е М одульная композиция на плоской поверхности может быть и ахроматической, а её выразительность достигается в этом случае за счёт светотени, контраста между тёмным и светлым (ил. 13). > Выбери в качестве модуля форму, которая повторяется шаблонно (птица, дерево, животное), и создай модульную композицию. > В этом же модуле попеременно изменяй размер и цвет (например: птица большая, маленькая, синяя, жёлтая и т.д.) и создай композицию, используя размерные модули.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu