marți, 20 septembrie 2022

Ориентация и общение у животных и человека

 Какой удивительный мир окружает нас, и как много ощущений он дает нам: восприятие света и тени, звуков и цветов, ароматов, прикосновения и боли, холода и тепла. Природа очаровывает нас неповторимой зеленью весенних лугов, бездонной синевой неба, изумрудными переливами морей, звонкими соловьиными трелями, таинственным шелестом листвы, ароматом свежеиспеченного хлеба, тонким ароматом ландышей, сладостью свежесобранного меда, перезвоном мартовской капели... П о с р е д с т в о м П о зв е зд а м э х о л о к а ц и и П о за п а х у 4 А ОРИЕНТИРОВАНИЕ Кора головного мозга Нервные окончания П о н а п р а в л е н и ю к и с т о ч н и к у т еп л а __ 4 ОБЩЕНИЕ 1 П е н и е м С в еч ен и ем П о л о ж е н и е м х в о ст а П р и к о с н о в е н и е м Рис. 16. Способы ориентирования и общения среди животных к. 42 42 ^ Человек воспринимает и познает окружающий его мир благодаря совместной слаженной работе органов чувств (рецепторов), коры головного мозга (центра нервной системы) и нервных окончаний. (Последние обеспечивают связь между органами чувств и корой головного мозга.) Каждый из органов чувств воспринимает определенные стимулы. Например, глаз воспринимает форму, размеры и цвет окружающих нас объектов; ухо — звуки и шум; нос — запахи; кожа — прикосновение, боль, температуру. Кроме того, органы чувств способны отличать различные нюансы стимулов, например: красное и зеленое, горячее и холодное, горькое и сладкое и др. Этот процесс называется анализом, а органы, вовлеченные в процесс анализа (орган чувств, нервные пути и кора головного мозга) образуют систему, которая называется анализатором. При помощи анализаторов живые организмы воспринимаю т информацию, необходимую для ориентирования и общения, а в конечном итоге — для лучшей их адаптации и интеграции в среду обитания (рис. 16). Ориентирование — это присущее ж ивотны м и человеку свойство определять свое положение в пространстве на основе распознавания определенных аспектов окружающей среды. Посредством ориентации животные узнают пути миграции, дорогу к своему убежищу, свою территорию, находят пищ у и защищаю тся от врагов. Многие животные могут общаться друг с другом, посылая и воспринимая сигналы о свойствах окружающих предметов и явлениях природы, важных для ж изни данного организма. Общение помогает ж ивотны м привлекать особей противоположного пола, извещать о приближении врагов, выражать страх и гнев, разграничивать территории, сообщать о местонахождении пищи и т. д. Человек, в отличие от животных, использует в процессе общ ения не только жесты, но и речь. Речь позволяет заменить все прочие сигналы, используемые в ж ивой природе. Слово обладает значительной силой, при этом важно не только само значение слова, но и то, как это слово произносится. Словесное (вербальное) общение возможно благодаря языку, и трудно переоценить его роль в интеграции человека в среду. Н и одно ж ивотное не может общаться словами: роль слов у них выполняют различные сигналы. В общении с человеком животные воспринимаю т не значение слова, а его звучание. Некоторые птицы, например зарянка (она же малиновка), способны ориентироваться даже в ночной мгле. Ученые считают, что они ориентируются по магнитному полю Земли с помощью светочувствительных клеток глаза. 1 * Начерти в тетради аналогичную схему и впиши в прямоугольники названия составных частей анализатора. 3. Системы координации и интеграции организмов 2 * Н а ч е р т и в т ет р а д и сх ем у , а н а л о г и ч н у ю и з о б р а ж е н н о й н а р и су н к е Б. В п и ш и в м ест о ц и ф р и бук в н а з в а н и я со о т в е т с т в у ю щ и х п о н я т и й . И с п о л ь зу й д л я в ы п о л н е н и я з а д а н и я и н ф о р м а ц и ю р и су н к а А . орган глаз орган вкуса цвет запах вкус ф°р] 3 • П р и в е д и в с о о т в е т с т в и е у т в е р ж д е н и я (к о л о н к а А ) и н а зв а н и я ж и в о т н ы х (к о ­ л о н к а Б). А 1) Э то ж и в о т н о е м ен я ет ок раск у в за в и си м о ст и от усл о в и й среды . В за в и си м ости от тем пературы , осв ещ ен и я и л и ак тивн ости окраска его тела м о ж ет м еняться от св ет л о -зел ен о й д о си н ей . 2) В к о ж е н ек о т о р ы х зем н о в о д н ы х есть ж ел езы , сек рети рую щ и е ядови ты е вещ ества. Э ти вещ ества вы деляю тся как защ и тная реакци я орган и зм а п роти в врагов. 3) Э то ж и в о т н о е х о р о ш о п р и сп о со б л ен о к п е р е ­ п адам тем пературы . Т ело его п ок р ы то д л и н н о й ш ерстью ; вы деляем ая м оч а со д ер ж и т вы сокую к он ц ен тр ац и ю м оч ев и н ы и м ало воды . К ол и ­ чество воды в теле р егули руется н ал и ч и ем гор ба (хран и ли щ а ж и р а). 4) Б удучи п о й м а н н о й , он а теряет хв ост. О тпавш ий хв ост п р о д о л ж а ет биться, вв одя х и щ н и к а в за б л у ж д ен и е и давая ж и в о т н о м у в о зм о ж н о ст ь скры ться. Б а) б) в) г) 4 * П о д г о т о в ь д л я с о с е д а п о п а р т е у ч е б н у ю к а р т о ч к у , в к о т о р о й о т м еть о д и н и з а н а л и за т о р о в ж и в о т н о г о , в о с п р и н и м а е м ы е си гн а л ы и з н а ч е н и е э т о г о а н а л и ­ за т о р а в ж и з н и ж и в о т н о г о . 3. Системы координации и интеграции организмов 5 * Н а р и су н к е п р ед ст а в л ен а и е р а р х и я в о л к о в в стае. Н а р и с у й в т ет р а д и п р я м о у г о л ь н и к и в н ем — н е д о с т а ю щ е е и з о б р а ж е н и е . К а к о в , п о -т в о е м у , статус в стае к а ж д о г о и з о б р а ж е н н о г о зв ер я ? • С гр у п п и р у й п р ед ст а в л ен н ы е в ы р а ж е н и я п о 3. Н а з о в и к р и т е р и и , н а о с н о в а ­ н и и к о т о р ы х ты о б р а зо в а л к а ж д у ю г р у п п у . 1. Е ж сворач ивается в клубок. 2. А исты отп равл яю тся в теплы е края. 3. З еб р а и здает звук, п р ед у п р еж д а ю щ и й об оп асн ости . 4. С ол ов ей заливается трелью . 5. Зм ея п одстер егает свою д о б ы ч у во тьме. 6. П авлин распускает хвост. 7. Л иса п р и тв ор я ется м ер твой . 8. О л ен и устраиваю т м е ж д у с о б о й турниры . 9. К ош кам п р и сущ и н сти н к т возв р ащ ен и я д о м о й . 7 • О п и ш и о д н и м п р е д л о ж е н и е м п о в е д е н и е п и н г в и н о в , о п и р а я с ь н а д а н н ы е р и су н к и . V 4И» СТАРТ Ш г 1?\ КОЛОНИИ 8 Р оди тел и п о д а р и л и тебе на ден ь р о ж д ен и я щ енка. К ак ты б у д еш ь ф о р м и р о в а т ь у н е г о н а в ы к и , н е о б х о д и м ы е д л я ж и з н и в т в о ем д о м е? О б о с н у й с в о й о т в ет в в и д е н е б о л ь ш о г о р а сск а за н а 1 /2 с т р а н и ц ы .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu