marți, 20 septembrie 2022

Приспособления к полету

 Ж ивотные, способные летать, обладают различными приспособлениями к полету. Например, у птиц в ходе эволюции передние конечности преобразовались в крылья, состоящие из костей, мышц и перьев. Перья представляют собой роговые образования, которые очень эластичны и способны двигаться в различных направлениях. При взмахе крыльями перья образуют непроницаемую для воздуха преграду, а когда крылья опускаются, они складываются и располагаются одно за другим, позволяя воздуху свободно циркулировать между ними. Различают три типа перьев: контурные, маховые и пуховые (рис. 9). Особое расположение перьев на теле птицы придает ему обтекаемую форму. Перья приводятся в движение мышцами, самыми развиты ми их которых являю тся грудные мышцы. Они прикрепляю тся одним концом к килю и грудине, а другим — к плечевой кости крыла. Скелет птиц очень легкий, но в то же время прочный. Это достигается за счет того, что м ногие кости внутри полые. Поэтому они называю тся полыми костями (рис. 9). Кроме того, у птиц есть воздушные мешки — специальные образования дыхательной системы, приспособленные к полету. У летучих мышей крылья образованы тонкими кож ными мембранами (перепонками), натянутыми между верхними, нижними конечностями и хвостом (рис. 10). М ышцы, участвующие в полете (грудная мускулатура), очень сильные. О ни крепятся с одной стороны к килю (срединный выступ) и грудине, а с другой — к плечевой кости. Конечность с редуцированными пальцами К р ы л о I Маховое I перо Контурное перо мешки Пред1 (радиальная 1 и локтевая 2 кости) Плечо (плечевая кость 3) Полая кость ' М , Грудина Рис. 9. Структуры, адаптированные Киль к полету, у птиц 26 ^ Грудина Плечо Рис. 10. Структуры, адаптированные к полету, у летучих мышей Хвост Пальцы Тонкая мембрана У насекомых крылья представляют собой пластинчатые выросты покровов и являются придатками туловища. В типичных случаях у насекомых по две пары крыльев. У ряда насекомых (бабочки, пчелы) крылья очень тонкие и перепончатые, у других (майский жук, жук-олень) наружные крылья (надкрылья) очень жесткие и толстые. Тонкие, хрупкие и прозрачные крылья бабочек поддерживаются многочисленными хитиновыми ж илками (рис. 11). Некоторые насекомые имеют только одну пару крыльев (например, мухи), а другие и вовсе их лишены (клопы). Грудные мышцы, задействованные в полете, способствуют таким движениям, как поднятие, опускание и раскрытие крыльев. Перепончатые крылья Жесткие крылья Перепончатые крылья Хитиновые жилки Рис. 11. Структуры, адаптированные к полету, у насекомых Вес взрослой особи королевского альбатроса может достигать 11-ти кг, а его скелет при этом весит всего 120-150 г. 1 • П е р е ч и с л и п р и с п о с о б л е н и я п т и ц к п о л ет у . 2. Опорны е структуры ___________________________________ 9 7 27 2 * Разгадав ребус, ты узнаешь названия некоторых приспособлений к полету у птиц. 1) 2) 4) ^ зд у ш н ы й ^ 3 • Р а ссм о т р и р и су ­ н о к сп р а в а и о п и ш и д в и ж е н и я п е р ь е в в о в р ем я м а ш у щ его п о л ет а п т и ц . У к а ж и з н а ч и ­ м о ст ь д а н н о г о п р и с п о с о б л е н и я . ааааасаааааааааааааа К р ы л ь я о п у ск а ю т ся К р ы л ь я п о д ы м а ю т с я Направление Движение Направление вращения воздушного крыльев перьев под действием потока давления воздуха. Воздух может циркулировать между перьями 4 • 5 • П р о в е д и э к с п е р и м е н т , в р езу л ь та т е к о т о р о г о д о к а ж и н е п р о н и ц а е м о с т ь п е р а дл я в о з д у х а . Д л я этого: а) п о м е с т и с в еч у в стакан; б ) з а ж г и свечу; в ) н а к р о й стак ан п ер ь я м и . П р ед ст а в ь р езу л ь та ты н а б л ю д е н и й , указав : а) с ф о р м у л и р о в а н н у ю г и п о т езу ; б ) р езу л ь та ты эк сп ер и м ен т а ; в ) в ы в о д ы . П р о а н а л и зи р о в а в р а с п о л о ж е н н ы й н и ж е р и с у н о к , п е р е ч и с л и о т л и ч и я м е ж д у к р ы л ь я м и п т и ц ы и л ет у ч ей м ы ш и . 28 2. Опорные структуры 6 __ • Н а сх ем а х (А, Б и В) п о к а за н ы р а зл и ч н ы е п о л о ж е н и я к р ы л ь ев н а сек о м ы х . Д о п о л н и с х е м у В о т су т ст в у ю щ и м и эл ем ен т а м и . А р г у м ен т и р у й с в о й о тв ет. 7 ___• Р а сп р ед ел и и з о б р а ж е н н ы х н и ж е н а с е к о м ы х п о г р у п п а м . У к а ж и к р и т е р и й , п о к о т о р о м у ты р а сп р ед ел и л н а сек о м ы х . 8 * П р и в е д и а р гу м ен т в п о л ь зу сл ед у ю щ ег о у т в е р ж д е н и я : Положение крыльев определяет эффективность полета у перелетных птиц.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu