marți, 20 septembrie 2022

Кожа и осязание

 Кожа представляет собой наружный покров организма и состоит из трёх слоев — эп и д ер м и са , дерм ы и гиподерм ы . Э п и д ер м и с — это верхний (наружный) слой, состоящий из ороговевшего эпителия (ткани, выстилающей поверхность тела). В эпидермис входят волосы, свободные нервные окончания, каналы сальных желез. Следующий слой — дерм а — является самым толстым, и пронизан он многочисленными кровеносными сосудами. Здесь также расположены кожные рецепторы. 3. Системы координации и интеграции организмов Глубоко под дермой находится третий слой — подкож но-ж ировая клетчатка. Он называется гиподермой и богат ж ировы ми клетками. Кожа выполняет множество разнообразны х функций: - защ ита организма от воздействия вредных факторов среды (бактерий, токсичных веществ, радиации); - регуляция температуры тела; - выведение из организма излишков солей и некоторых токсичных веществ; - осязание (здесь находятся тактильные, болевые, температурные и другие рецепторы). Кожа — это самый обширный орган, который у взрослого человека может занимать поверхность до двух квадратных метров (рис. 26). При помощи кожи мы ощущаем изменения температуры (холод, тепло), давление и боль. Ощупывая предметы, мы можем сделать вывод об их форме, упругости, характере поверхности (гладкой или шершавой). Для того чтобы обеспечить такое разнообразие ощущений, кожа обладает огромным количеством специальных рецепторов. Различают рецепторы прикосновения (тактильные), болевые рецепторы, терморецепторы. Самое простое строение имеют рецепторы боли. Они состоят из свободных нервных окончаний. У других рецепторов кожи нервные окончания покрыты капсулой. Следует отметить, что болевые рецепторы есть не только в коже, но и в мышцах, связках, суставах, при этом в коже их больше всего (до 50 на 1см3 кожи). Ощущение боли может быть вызвано любым сильным раздраж ением (механическим, температурным, химическим). Но даже легкое прикосновение или надавливание на кожу мы легко ощущаем, и это имеет важное значение в повседневной ж изни чеВолос Эпидермис - Дерма Гиподерма Кровеносные - — ^ сосуды Жировые клетки Сальные железы Рис. 26. Строение кожи у человека Свободные нервные окончания (рецептор болевых ощущений) Тактильные (осязательные) рецепторы (давления и вибрации) Тактильные рецепторы (прикосновения) Рецепторы холодовой чувствительности Рецепторы тепловой чувствительности 3. Системы координации и интеграции организмов 6969 л о в ек а . Б л агод ар я р а б о т е т а к т и л ь н ы х и б о л е в ы х р е ц е п т о р о в м ы о с о з н а е м , у д о б н а л и н о в а я о б у в ь ; п р а в и л ь н о л и м ы д е р ж и м л о ж к у , руч к у; х о р о ш о л и бы л п е р е д а н м я ч во в р ем я ф у т б о л ь н о г о м атча; п о к р ы т а л и н аш а г о л о в а и т. д. К о л и ч ест в о т а к т и л ь н ы х р е ц е п т о р о в в с р е д н е м со с т а в л я е т 25 на 1 с м 1 2, п р и ч е м р а с ­ п р ед ел ен ы о н и н е о д и н а к о в о . Н а п р и м е р , н а к о н ч и к а х п а л ь ц ев , н о с а , г у б а х и х н а м н о г о б о л ь ш е (д о 100 на 1 с м 2), и э т и у ч а ст к и о б л а д а ю т п о в ы ш е н н о й ч у в с т в и т е л ь н о с т ь ю по с р а в н е н и ю с к о ж е й на к о л ен я х , с п и н е , в о б л а с т и ж и в о т а , где и х н е б о л е е 10 на 1 см 2. Т ем п ер а т у р н ы е р е ц е п т о р ы р а сп о л а г а ю т ся в д е р м е и р е а г и р у ю т на т е п л о и л и х о л о д . С о о т в е т с т в е н н о , р а зл и ч а ю т т еп л о в ы е и х о л о д о в ы е р е ц е п т о р ы . Р ец еп т о р ы к х о л о д у н а х о д я т с я в в е р х н и х сл о я х , в т о в р ем я как т еп л о в ы е р е ц е п т о р ы п р е о б л а д а ю т в б о л е е г л у б о к и х с л о я х к о ж и . Б ол ьш е в сег о т е м п е р а т у р н ы х р е ц е п т о р о в на п о в е р х н о с т и л и ц а и л а д о н е й , и о н и за щ и щ а ю т н аш о р г а н и зм о т о ж о г о в и п е р е о х л а ж д е н и я . Т ем п ер а т у р н а я ч у в с т в и т е л ь н о с т ь х а р а к т е р и зу е т с я в ы со к о й а д а п т и в н о с т ь ю , и э т о х о р о ш о в и д н о на сл е д у ю щ е м п р и м е р е . В ж а р к и й л е т н и й д е н ь , в о й д я в м о р е , ты о щ у щ а ­ еш ь о ч ен ь х о л о д н у ю в о д у , н о ч е р е з н е к о т о р о е в р ем я о н а к а ж ет ся т е б е т еп л о й . К о ж а ж и в о т н ы х т а к ж е и м е е т о г р о м н о е к о л и ч е с т в о р е ц е п т о р о в , н о , в о т л и ч и е о т ч е ­ л о в ек а , ж и в о т н ы е м о г у т и с п о л ь зо в а т ь и д р у г и е с т р у к т у р ы , н а п р и м е р чувствительные волоски. С и х п о м о щ ь ю киты , н а п р и м е р , н а х о д я т п л а н к т о н н е т о л ь к о д н е м , н о и н о ч ь ю , а м о р ж и и т ю л ен и и с п о л ь зу ю т и х д л я п о и ск а п и щ и на д н е ок еан а. К о ш к и и д р у г и е н о ч н ы е ж и в о т н ы е и с п о л ь зу ю т ч у в ст в и т ел ь н ы е в о л о с к и и усы дл я о р и е н т а ц и и в т е м н о т е . П р ы гая с д е р е в а н а д е р е в о , б ел к и о р и е н т и р у ю т с в о е т ел о в п р о с т р а н с т в е п р и п о м о щ и сп е ц и а л ь н ы х ч у в ст в и т ел ь н ы х в о л о ск о в , р а с п о л о ж е н н ы х в б р ю ш н о й о б л а ст и . Ры бы в о с п р и н и м а ю т к о л е б а н и я и н а п р а в л токов воды п р и п о м о щ и боковой линии. О н а пом огает и м к оорди н и ровать свои д в и ж ен и я , искать п и щ у и д а ж е р а зл и ч а т ь т е к т о н и ч е с к и е к о л е б а н и я . Зн ая эт о , учены е п редл агаю т и сп ол ьзовать ры б в качестве п р едв естн и к ов зем л етр я сен и й . 1 » Перечисли составные части и функции кожи. 2 __• Перепиши в тетрадь и дополни текст словами из правого столбца. С а м ы м ... о р г а н о м ч у в ст в ч ел о в ек а я в л я ет ся ..., которая о т н о с и т с я к о р г а н а м ... и в о с п р и н и м а е т ... , д а в л ен и е, ... . О щ у п ь ю м ы м о ж е т о п р е д е л и т ь п р е д м е т ы и и х о с о б е н н о ­ ст и , н а п р и м е р ... , ... , ... . В се э т и о с о б е н н о с т и п р е д м е т о в м ы в о с п р и н и м а е м п р и п о м о щ и сп е ц и а л ь н ы х ... к о ж и . касания (п р и к о сн о в ен и е), боль, чувства, обш и р н ы й , ф орм а, р ец еп тор ы , к ож а, р азм ер, тем пература 3. Системы координации и интеграции организмов 3 • Н а й д и и за п и ш и в т етр а д ь со о т в е т с т в и я м е ж д у т и п а м и р е ц е п т о р о в к о ж и (А ) и в и д а м и о щ у щ е н и й (Б). 4 * О п р е д е л и п о с р е д с т в о м о с я з а н и я св о й с т в а л ю б ы х т р ех п р е д м е т о в и за п и ш и и х н а зв а н и я . Д е й с т в у й со г л а сн о сл ед у ю щ ем у ал гор и тм у. О ✓ З ак р ой глаза. ^ ✓ О щ уп ай каж ды й п р ед м ет (предм еты вы ставлены на столе од н ок л ассн и к ом и л и уч и тел ем ). ^ ✓ З ап и ш и в т абл и ц у свой ств а и н азв ан и я к аж дого а предм ета. 5 * О п и ш и о щ у щ е н и я , в о з н и к а ю щ и е п р и п р и к о с н о в е н и и к о н ч и к о м и гл ы к с о ч л е ­ н е н и ю к и ст и р у к и с п р ед п л еч ь ем (см о т р и р и с у н о к ) и с ф о р м у л и р у й в ы в о д ы . О __ • П р ед ст а в ь , ч т о м о ж е т сл у ч и т ь ся с г р ен л а н д ск и м т ю л ен ем , есл и о н о к а ж е т с я б ез р е ц е п т о р о в , р е а г и р у ю щ и х н а х о л о д . З а п и ш и с в о и р а с с у ж д е н и я в в и д е р е зю м е (з а к л ю ч е н и я и в ы в о д о в ). 7 ___* П р и в е д и а р гу м ен ты , д о к а зы в а ю щ и е п р а в о т у с л е д у ю щ и х у т в е р ж д е н и й : а) р ец еп то р ы х о л о д о в о й ч ув ств и тел ьн ости р а сп о л о ж ен ы в п о в ер х н о стн ы х сл оя х к о ж и , а р ец еп тор ы т еп л о в о й чув ств и тел ьн ости — бол ее глубоко; б) н а и б о л ее м н о го ч и сл ен н ы м и и з в сех р ец еп т о р о в к о ж и являю тся бол евы е р ец еп ­ торы .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu