marți, 20 septembrie 2022

Связь между типом и скоростью передвижения

 Всё ж ивое находится в движении — рыбы плавают, птицы летают, лягушки прыгают, человек ходит (рис. 15). Для всех форм движения необходима прочная опора. Такой опорой для наземных ж ивотны х и человека является почва, для водных — водная среда, а опорой для летающих служит воздушная среда. Очевидно, что сопротивление воды во время плавания больше, чем сопротивление воздуха при полете. Как следствие, водные животные развиваю т меньшую скорость, чем те, что летают. В то же время, плавая на поверхности воды, животные не прилагают дополнительных усилий для того, чтобы не упасть, а свою мускулатуру используют только для плавания. С опротивление же воды преодолевается благодаря обтекаемой форме тела. Летающим ж ивотным приходится использовать мыш ечную силу не только для передвижения, но и для того, чтобы предотвратить падение. А э р о д и н а м и ч е с к а я форма их тела позволяет преодолевать сопротивление воздуха. Наземные ж ивотные во время передвиж ения преодолевают силу трения с почвой, силу тяж ести своего тела, а также силу сопротивления воздуха в случае, когда они развиваю т высокую скорость. Все эти виды сопротивления они преодолевают посредством различных способов передвижения: ходьбы, бега, прыжков. К примеру, прыгающие животные после серии шагов отталкиваю тся от земли и, тем самым, сводят к м инимуму контакт с ее поверхностью. 2. Опорны е структуры ___________________________________ 3940 При ползании животных трение с почвой представляет собой силу сопротивления. Для того чтобы преодолеть ее, ползающие животные совершают волнообразные движ ения тела, продвигаясь вперед. Следует отметить, что в ходе эволю ции у животных произош ли видоизменения конечностей для каждого из способов передвижения: крылья — для полета, плавники — для плавания и т. д. Хотя, на первый взгляд, эти виды конечностей отличаются друг от друга, все они имеют общее строение. В зависимости от среды обитания и способа передвижения скорость передвижения животных различна. С корость сокращ ения мышц неодинакова у разных животных. Как бы ни хотелось ленивцу слезть с дерева столь же проворно, как белке, ему не удастся это сделать, так как скорость сокращения его мышц намного меньше. 1 * Определи скорость движения изображенных на рисунке «участников забега» и заполни таблицу, перерисовав ее в тетрадь. 40 60 80 140 160 180 200 ЕЫ * 100 120 Название живого существа Скорость движения (км/ч) 2. Опорные структуры 2 __* П е р е п и ш и в тетр адь . П о ст а в ь га л о ч к у в к о л о н к е И , есл и у т в е р ж д е н и е и с т и н н о , и в к о л о н к е Л — есл и о н о , н а т в о й в згл я д , л о ж н о . 1. У п о зв о н о ч н ы х ж и в о тн ы х стр о ен и е в ер х н и х к о н еч н о стей оди н ак ов о. 2. П тицы п о д д ер ж и в а ю т свое тело в в о зд у х е бл агодаря его обтек аем ой ф ор м е. 3. П ри п о л за н и и ж и в о тн ы х тр ен и е с п о ч в о й представл яет с о б о й силу соп р оти в л ен и я . 4. Б ол ьш ую ск ор ость п ер ед в и ж ен и я развиваю т водн ы е ж и в отн ы е. 5. С к орость, с к о т о р о й п ер ем ещ ается ж и в о т н о е, зав и си т от сп о со б а п ер ед в и ж ен и я . И Л 1 2 3 4 5 3 * В ы ч и сл и в р е м я , н е о б х о д и м о е д л я т о г о , ч т о б ы п р е о д о л е т ь р а с с т о я н и е от К и ш и н е в а д о С о р о к и з о б р а ж е н н ы м н а р и су н к е ж и в о т н ы м . 4 Н а п и ш и н еб о л ь ш у ю стать ю н а у ч н о г о х а р а к т ер а и о т р а зи в н е й ф а к т о р ы , от к о т о р ы х за в и с и т с к о р о ст ь п е р е д в и ж е н и я ж и в о т н ы х . 5 _ М еж д у двум я одн ок л ассн и к ам и р азгор ел ся ж ар к и й сп ор . О д и н и з н и х утвер ж дает, что ск ор ость п ер ед в и ж ен и я в о д н ы х ж и в о тн ы х н ам н ого вы ш е, чем у летаю щ их, так как разм еры м и р о в о го ок еана н ам н ого м ен ьш е в о зд у ш н о го простран ства. Д р угой настаивает на д р у го й п р и ч и н е эт о го факта. К то и з с п о р я щ и х прав ? О б о с н у й с в о й отв ет. 6 * С остав ь н о м о г р а м м у , с п о м о щ ь ю к о т о р о й м о ж н о о п р ед ел и т ь в р е ­ м я , н е о б х о д и м о е в са д н и к у дл я т о г о , ч т о б ы п р е о д о л е т ь р а сст о я ­ н и е от К и ш и н е в а д о Х ы н ч еш т , О р х ея , С о р о к , Б ел ь ц , Ч и м и ш л и и . У зн а й и з д о п о л н и т е л ь н ы х и с т о ч н и к о в , к ак со ст а в л я ет ся н о м о г р а м м а .

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu