Я не знаю в нашей поэзии другого поэта, который с такой проникновенной задумчивостью остановился бы перед самим понятием природы, перед её бесконечно многообразным воплощением, перед теми сложными, подчас поразительными отношениями, которые возникают год за годом между нею и человеком… …Человек с его надеждами, стремлениями, несчастьями, любовью поздно появился в стихах Заболоцкого. Этой теме его научила сама жизнь… В. Каверин Николай Алексеевич Заболоцкий, выдающийся представитель русской философской лирики XX века, прожил жизнь трудную, полную противоречий, моментов самоотрицания. Призыв – «душа обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь!..» – поэт относил прежде всего к себе. Этого классика русской поэзии XX века, успевшего при всём трагизме судьбы реализоваться, осуществиться, невозможно представить величаво-торжественным, спокойным ни в один момент его жизни. «Быстро бегут дни. Работа гонит их вперёд с неудержимой силой», – напишет он в одном из писем. Заболоцкий умер в 55 лет. Внезапно остановилось сердце, измученное каторжным трудом в Сибири, на Дальнем Востоке после ареста и суда в 1938 году. «Здоровье моего сердца осталось в содовой грязи одного сибирского озера», – с грустной иронией скажет он в конце жизненного пути.
сборник «столбцы» (1929) – дебют мастера Сборник «Столбцы» – в лучших стихотворениях, составивших его, – это, конечно, фантасмагоричная картина Ленинграда, поданного с изнанки, с нарочитой, обывательски-нэповской стороны. Здесь царствует густой, мещанский быт, стихия чревоугодничества, рынка, пивных. Эта стихия сплющила, сдавила человека, сузила его кругозор. В «Столбцах» вечерний бар превращается в «глушь бутылочного рая», где официантка или певица – «сирена бледная за стойкой / Гостей попотчует настойкой», в нём живёт «бедлам с цветами попо
николай Алексеевич ЗАБолоЦКИЙ (1903–1958)
84
Русская литературa XX века лам». Здесь «новый быт» осознаёт свою новизну в таких приметах свадьбы, как явление председателя жилкома (или профсоюза) вместо попа с крестом: И, принимая красный спич, Сидит на столике Ильич. Вскоре после «Столбцов» поэт нашёл и с тех пор не утрачивал своё место в мире природы, в царстве растений и животных. Нашёл его вовсе не через рынок, не через обжорный ряд и прилавки с битой птицей, мясом. В 1929–1930 годах он напишет натурфилософскую поэму «Торжество земледелия», затем поэмы «Безумный волк», «Деревья», «Венчание плодами». Это был его поэтический проект установления единства мироздания, объединения живых и неживых форм материи, умножения чистоты и гармоничности отношений человека с природой. Природа и человек в ней должны выйти из состояния «вековечной давильни» – это ключевой образ всей поэзии Заболоцкого, – когда сильные пожирают более слабых, но и сами затем становятся добычей сильнейших. В 1934 году поэт опять создаст образ мира, где слабые существа поедаются другими, более сильными, а эти сильные становятся кормом для ещё более сильных: это процесс бесконечный, соединяющий бытие и смерть. В марте 1938 года Заболоцкий был арестован. В тюрьме и лагерях Заболоцкий пробыл с 1938 по 1944 год. После возвращения в Москву, в Тарусу, где он подолгу жил, начался самый плодотворный период его творческой жизни. Поэт перевёл «Слово о полку Игореве» (уже в 1945 году), поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», создал целую антологию переводов грузинской лирики. Но самое главное – он раскрыл потенциальные богатства человеческой души как высшего проявления всей, и духовной в том числе, жизни природы. Это очень драматичная страница его лирики. В ней, как заметил учёный В.П. Смирнов, поэт не только «стремился постичь противоречия, но и брал самого себя как элемент противоречия». • Какие стихотворения Николая Заболоцкого вы читали или знаете наизусть? • Определите ключевой образ всей поэзии Н. Заболоцкого. Подтвердите цитатами из его стихотворений. «Что есть красота?» – вечный вопрос и завещание заболоцкого В 1957 году Заболоцкий напишет стихотворение «Гроза идёт» – удивительный по концентрации мысли и чувства очерк своей биографии, лирический высокоторжественный рассказ о развёртывании таланта, о сходстве жизни с деревом, которое гроза расщепляет, но оно остаётся жить: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, её увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он – кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплён...
85
Николай Алексеевич Заболоцкий Как всегда у Заболоцкого, предметный образ предельно отчётлив, резок, вещественен: молния – это вольтова дуга, кедр не просто расщеплён, но «сквозь живое сердце древесины пролегает рана от огня». Свою мечту юности – увидеть мир «голыми глазами», без шелухи фраз, красивостей – поэт не забыл, не оставил. Но сейчас он ищет у кедра, «дерева печали», слишком высоко взлетевшего в небо, ответа на свой вопрос: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнём сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе всё тот же лютый голод, И любовь, и песня до конца! Заключительные строки – это одна из многих замечательных вопрошающих концовок, характерных для всего позднего Заболоцкого. Их очень много рассеяно – нередко даже в самом начале стихотворений, в их середине: Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. («Завещание») Горит весь мир, прозрачен и духовен. («Вечер на Оке»)
Ну, а что же с тобой приключилось, Что с душой приключилось твоей? («Облетают последние маки») Я разве только я? Я – только краткий миг Чужих существований... («Во многом знании – немалая печаль...») Можно вспомнить и зазвучавшее в песне слово Заболоцкого – его чудесное «Признание» (1957), в котором чувство благодарности любимой («ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая») вновь увенчивается, замыкается, растворяется в труднейшем вопросе, на который нет ответа: Что прибавится – не убавится, Что не сбудется – позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится? Нет, это не чудится поэту, т.е. не упрощается, не сливается с чем-то однозначным. Всё дело в том, что он верит: «Душа, увы, не выстрадает счастья, / Но может выстрадать себя». А поскольку этот процесс создания, «выстрадывания» души бесконечен, прерывист, чреват опасностями измены самому себе, то нота тревоги, интонация вопроса должна всегда сопровождать человека, лишать его пустой самоуверенности. В особенности перед лицом природы. Н.А. Заболоцкий с женой и сыном. 1935 г.
86
Русская литературa XX века Лавина вопросов порождает в поэзии Заболоцкого целую серию настоятельных советов, размышлений-предписаний. Как же металась душа поэта перед неразрешимыми проблемами просветления человеческой души, установления теснейших взаимосвязей и с «деревом печали», и с миром природы, который горит, «прозрачен и духовен»! Перечитайте эти наставления-повеления поэта, вновь переходящие в вопросы или скрывающие их: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
(«Портрет») Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. («О красоте человеческих лиц») Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь... («Не позволяй душе лениться») В поэзии Николая Заболоцкого всегда взаимодействоали два начала в пространственной схеме: верх-низ, близь-даль, простор-теснота, гармония-хаос. Существует прекрасное исследование Ю.М. Лопатина (со схемами, вычислениями в духе структурализма) этой стороны его поэтики. Но ведь и без подсказки любой читатель обнаружит наличие этой пространственной схемы, вертикальной оси, которая организует все противостояния зла и добра, движения и неподвижности, свободы и рабства, скажем, в гениальном стихотворении «Где-то в поле возле Магадана» (1956), отразившее лагерный опыт поэта. «Внизу» окружают двух стариков-зеков, замерзающих в тундре, «испарения мёрзлого тумана», «лужёные глотки бандитов» в лагере… А на вершине вертикали, в небе – северное сияние, симфония огней, блистаний, «театр северных светил»: Жизнь над ними в образе природы Чередою двигалась своей. Только звёзды, образы свободы, Не смотрели больше на людей. Можно обнаружить присутствие этой же амплитуды, схемы «верха» и «низа» и в других стихах поэта. И в замечательном его «Признании» («Зацелована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана…»), ставшем песней. В нём образ любимой женщины («ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая») соединяет всё, открывает пути к небесной бесконечности. Николай Заболоцкий не был экологом, он не употреблял ещё этого слова, но его предупреждение – «как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как её разум, её мысль?» (из письма 1958 г.) – значительно
87
Николай Алексеевич Заболоцкий глубже чисто научных рассуждений о спасении природы. И не природу надо совершенствовать, воспитывать, а своё представление о красоте, о безграничности души, не скованной эгоизмом, потребительством, чёрствостью. Опыт анализа стихотворения «Некрасивая девочка» (1955). Прежде всего обратите внимание на предельно активное начало стихотворения, сопряжённое с обострённой наблюдательностью, с непрерывно идущим в душе раздумьем о красоте. Это тема всех «портретов» Заболоцкого. Из стайки играющих, внешне таких одинаковых детей сразу выхватывается эта девочка: Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей... Поэт успевает заметить среди «других», т.е. одинаковых, ничем не выделяющихся, средних (а может быть, и красивеньких?), детей её особенность: она играет не своими игрушками, она не имеет подарков вроде велосипеда у мальчишек. И рубашонка у неё – «худая», т.е. скромная, бедная, о ней нечего сказать. Эта девочка ещё не понимает резкой границы между тщеславием богатства и своей бедностью, между чужим и своим: Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся... Поэт предчувствует, что жестокий мир скоро напомнит ей и об этой худой рубашонке, и о чужом и своём, и о чертах лица, которые «остры и некрасивы». Он обидит бедную дурнушку и едва ли пощадит – сломает, как игрушку, её сердце. Вера поэта, что младенческая грация души перетопит тяжкий камень неуважения, надменности, недоброты, что чистый пламень огня спасёт и её, совершенно не имеет оттенка назидательности, упрёка красивым. Это всё сплошное предположение, надежда. Поэт помнит о высшей красоте – огне, который принёс людям Прометей, помнит о том, что и в природе, как в сосуде, всего прекраснее, важнее всего то, что «Горит весь мир, прозрачен и духовен, / Теперь-то он поистине хорош...» («Вечер на Оке») Но все ли мыслят так возвышенно? Все ли способны отрешиться от идеала плотской, земной, даже грубоватой красоты? Все ли способны оценить даже то слово «мерцает», которое Заболоцкий выбрал для концовки? А оно не заменимо словами «сверкает», «блистает», «играет светом»: ...что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
88
Русская литературa XX века «Сверкает» всё искусственное, сверкает холодная поверхность, порой самоварное «золото», а мерцает, т.е. рождает тепло и свет, всё живущее, естественное, небесное, выстраданное. Оно не яркое, но волшебное. И как всегда у поэта – целых два вопроса, уходящих в вечность, не разрешённых до конца, – в финале стихотворения. Это не философский комментарий, вкраплённый в него (чаще всего эти вкрапления, афоризмы только и замечаются в Заболоцком!), а итог многих раздумий без окончательного ответа, выходивших на поверхность печатной страницы. Как соединить форму (сосуд) и волшебное мерцание, не обесценив оба лика Красоты? Как «расправится» жизнь с доверчивой душой этой некрасивой девочки, едва она покинет детство? «Мерцание» как вид особого свечения привлекал Заболоцкого всегда. В стихотворении «Портрет» (портрет А. Струйской кисти Ф.С. Рокотова) красота предстаёт как загадка, приблизившаяся к людям, «мерцающая» из тьмы былого: Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач... Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза.
Обратите внимание на два слова – «полуплач» и «мерцают». Лирика для Заболоцкого – не обильные слёзы, лирика – это сдержанные слёзы. И замена слова «сверкают» на «мерцают», да ещё «со дна души», – тоже не случайна. В «Некрасивой девочке» прямого выхода к глубинам души, к небесным высотам, к божественной родине истинной красоты, к той красоте, рядом с которой находится добро («нравственная красота»), нет. Здесь всё как будто – в пределах детской площадки, ничто не уходит за пределы земного времени: и тревоги, и надежды. Но в финале поэт как бы вырывается из тесного круга, преодолевает земное (и бытовое) притяжение, напоминает о том, что душа человеческая, сотворённая Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, «в прелести которой очищается и просветляется вся скорбь бытия». И ведь не столь уж важно, красив ли был внешне Моцарт, через «музыку которого мы становимся причастниками детской игры неких ангельских существ», глух ли (т.е. обижен судьбой) был угрюмый часто Бетховен, замкнут ли
И. Бах, музыка которого «как бы отверзает нам небеса» (С.Л. Франк «Духовные основы общества»).Н.А. Заболоцкий. Таруса. 1947 г.
89
Николай Алексеевич Заболоцкий
Размышляем над прочитанным
Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и высказывание учёного о нём, ответьте на вопросы и выполните задания. Литературовед А.И. Павловский писал: «В стихотворении «Некрасивая девочка» и других психологизм в обрисовке человека уже не носит учебного характера, он развёрнут с большим мастерством и оригинальностью. Это стихотворение держится у Заболоцкого на двух-трёх выразительных деталях, которые служат для поэта как бы отправными точками для «домысливания» человеческой судьбы». 1. Что, на ваш взгляд, мог иметь в виду учёный, говоря о некоем «учебном характере» психологизма в ранней лирике Заболоцкого? Можете ли вы согласиться с тем, что в этом стихотворении «психологизм в обрисовке человека уже не носит учебного характера»? Обоснуйте свой ответ. 2. В чём, на ваш взгляд, заключаются мастерство и оригинальность развёртывания психологической характеристики человека в стихотворении «Некрасивая девочка»? 3. Прокомментируйте утверждение А.И. Павловского о «выразительных деталях» в психологической обрисовке персонажей лирики Заболоцкого. Аргументируйте своё понимание этого утверждения примерами из стихотворения.
ОбОбщим изученнОе
1. Почему Заболоцкому казался неправильным, антиприродным тот мировой порядок, при котором слабое пожирается более сильным, а сильное – сильнейшим? Тот порядок, который он называл «природы вековечная давильня»? О каком союзе человека и животных, растений мечтал он в «Торжестве земледелия»? 2. Почему весь мир для поэта «прозрачен и духовен»? О чём поэт говорит с «деревом печали», растущим и после удара молнии? *3. На каком контрасте построено стихотворение «Где-то в поле возле Магадана…»? 4. Какие человеческие ценности утверждает Н. Заболоцкий в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана…»? Почему это стихотворение можно отнести к трагической лирике?
Приглашаем в библиотеку
Заболоцкий Н.А. Огонь, мерцающий в сосуде...: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Воспоминания современников. М., 1995. Македонов А.В. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л., 1987.
сборник «столбцы» (1929) – дебют мастера Сборник «Столбцы» – в лучших стихотворениях, составивших его, – это, конечно, фантасмагоричная картина Ленинграда, поданного с изнанки, с нарочитой, обывательски-нэповской стороны. Здесь царствует густой, мещанский быт, стихия чревоугодничества, рынка, пивных. Эта стихия сплющила, сдавила человека, сузила его кругозор. В «Столбцах» вечерний бар превращается в «глушь бутылочного рая», где официантка или певица – «сирена бледная за стойкой / Гостей попотчует настойкой», в нём живёт «бедлам с цветами попо
николай Алексеевич ЗАБолоЦКИЙ (1903–1958)
84
Русская литературa XX века лам». Здесь «новый быт» осознаёт свою новизну в таких приметах свадьбы, как явление председателя жилкома (или профсоюза) вместо попа с крестом: И, принимая красный спич, Сидит на столике Ильич. Вскоре после «Столбцов» поэт нашёл и с тех пор не утрачивал своё место в мире природы, в царстве растений и животных. Нашёл его вовсе не через рынок, не через обжорный ряд и прилавки с битой птицей, мясом. В 1929–1930 годах он напишет натурфилософскую поэму «Торжество земледелия», затем поэмы «Безумный волк», «Деревья», «Венчание плодами». Это был его поэтический проект установления единства мироздания, объединения живых и неживых форм материи, умножения чистоты и гармоничности отношений человека с природой. Природа и человек в ней должны выйти из состояния «вековечной давильни» – это ключевой образ всей поэзии Заболоцкого, – когда сильные пожирают более слабых, но и сами затем становятся добычей сильнейших. В 1934 году поэт опять создаст образ мира, где слабые существа поедаются другими, более сильными, а эти сильные становятся кормом для ещё более сильных: это процесс бесконечный, соединяющий бытие и смерть. В марте 1938 года Заболоцкий был арестован. В тюрьме и лагерях Заболоцкий пробыл с 1938 по 1944 год. После возвращения в Москву, в Тарусу, где он подолгу жил, начался самый плодотворный период его творческой жизни. Поэт перевёл «Слово о полку Игореве» (уже в 1945 году), поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», создал целую антологию переводов грузинской лирики. Но самое главное – он раскрыл потенциальные богатства человеческой души как высшего проявления всей, и духовной в том числе, жизни природы. Это очень драматичная страница его лирики. В ней, как заметил учёный В.П. Смирнов, поэт не только «стремился постичь противоречия, но и брал самого себя как элемент противоречия». • Какие стихотворения Николая Заболоцкого вы читали или знаете наизусть? • Определите ключевой образ всей поэзии Н. Заболоцкого. Подтвердите цитатами из его стихотворений. «Что есть красота?» – вечный вопрос и завещание заболоцкого В 1957 году Заболоцкий напишет стихотворение «Гроза идёт» – удивительный по концентрации мысли и чувства очерк своей биографии, лирический высокоторжественный рассказ о развёртывании таланта, о сходстве жизни с деревом, которое гроза расщепляет, но оно остаётся жить: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, её увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он – кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплён...
85
Николай Алексеевич Заболоцкий Как всегда у Заболоцкого, предметный образ предельно отчётлив, резок, вещественен: молния – это вольтова дуга, кедр не просто расщеплён, но «сквозь живое сердце древесины пролегает рана от огня». Свою мечту юности – увидеть мир «голыми глазами», без шелухи фраз, красивостей – поэт не забыл, не оставил. Но сейчас он ищет у кедра, «дерева печали», слишком высоко взлетевшего в небо, ответа на свой вопрос: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнём сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе всё тот же лютый голод, И любовь, и песня до конца! Заключительные строки – это одна из многих замечательных вопрошающих концовок, характерных для всего позднего Заболоцкого. Их очень много рассеяно – нередко даже в самом начале стихотворений, в их середине: Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. («Завещание») Горит весь мир, прозрачен и духовен. («Вечер на Оке»)
Ну, а что же с тобой приключилось, Что с душой приключилось твоей? («Облетают последние маки») Я разве только я? Я – только краткий миг Чужих существований... («Во многом знании – немалая печаль...») Можно вспомнить и зазвучавшее в песне слово Заболоцкого – его чудесное «Признание» (1957), в котором чувство благодарности любимой («ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая») вновь увенчивается, замыкается, растворяется в труднейшем вопросе, на который нет ответа: Что прибавится – не убавится, Что не сбудется – позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится? Нет, это не чудится поэту, т.е. не упрощается, не сливается с чем-то однозначным. Всё дело в том, что он верит: «Душа, увы, не выстрадает счастья, / Но может выстрадать себя». А поскольку этот процесс создания, «выстрадывания» души бесконечен, прерывист, чреват опасностями измены самому себе, то нота тревоги, интонация вопроса должна всегда сопровождать человека, лишать его пустой самоуверенности. В особенности перед лицом природы. Н.А. Заболоцкий с женой и сыном. 1935 г.
86
Русская литературa XX века Лавина вопросов порождает в поэзии Заболоцкого целую серию настоятельных советов, размышлений-предписаний. Как же металась душа поэта перед неразрешимыми проблемами просветления человеческой души, установления теснейших взаимосвязей и с «деревом печали», и с миром природы, который горит, «прозрачен и духовен»! Перечитайте эти наставления-повеления поэта, вновь переходящие в вопросы или скрывающие их: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
(«Портрет») Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. («О красоте человеческих лиц») Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь... («Не позволяй душе лениться») В поэзии Николая Заболоцкого всегда взаимодействоали два начала в пространственной схеме: верх-низ, близь-даль, простор-теснота, гармония-хаос. Существует прекрасное исследование Ю.М. Лопатина (со схемами, вычислениями в духе структурализма) этой стороны его поэтики. Но ведь и без подсказки любой читатель обнаружит наличие этой пространственной схемы, вертикальной оси, которая организует все противостояния зла и добра, движения и неподвижности, свободы и рабства, скажем, в гениальном стихотворении «Где-то в поле возле Магадана» (1956), отразившее лагерный опыт поэта. «Внизу» окружают двух стариков-зеков, замерзающих в тундре, «испарения мёрзлого тумана», «лужёные глотки бандитов» в лагере… А на вершине вертикали, в небе – северное сияние, симфония огней, блистаний, «театр северных светил»: Жизнь над ними в образе природы Чередою двигалась своей. Только звёзды, образы свободы, Не смотрели больше на людей. Можно обнаружить присутствие этой же амплитуды, схемы «верха» и «низа» и в других стихах поэта. И в замечательном его «Признании» («Зацелована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана…»), ставшем песней. В нём образ любимой женщины («ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая») соединяет всё, открывает пути к небесной бесконечности. Николай Заболоцкий не был экологом, он не употреблял ещё этого слова, но его предупреждение – «как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как её разум, её мысль?» (из письма 1958 г.) – значительно
87
Николай Алексеевич Заболоцкий глубже чисто научных рассуждений о спасении природы. И не природу надо совершенствовать, воспитывать, а своё представление о красоте, о безграничности души, не скованной эгоизмом, потребительством, чёрствостью. Опыт анализа стихотворения «Некрасивая девочка» (1955). Прежде всего обратите внимание на предельно активное начало стихотворения, сопряжённое с обострённой наблюдательностью, с непрерывно идущим в душе раздумьем о красоте. Это тема всех «портретов» Заболоцкого. Из стайки играющих, внешне таких одинаковых детей сразу выхватывается эта девочка: Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей... Поэт успевает заметить среди «других», т.е. одинаковых, ничем не выделяющихся, средних (а может быть, и красивеньких?), детей её особенность: она играет не своими игрушками, она не имеет подарков вроде велосипеда у мальчишек. И рубашонка у неё – «худая», т.е. скромная, бедная, о ней нечего сказать. Эта девочка ещё не понимает резкой границы между тщеславием богатства и своей бедностью, между чужим и своим: Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся... Поэт предчувствует, что жестокий мир скоро напомнит ей и об этой худой рубашонке, и о чужом и своём, и о чертах лица, которые «остры и некрасивы». Он обидит бедную дурнушку и едва ли пощадит – сломает, как игрушку, её сердце. Вера поэта, что младенческая грация души перетопит тяжкий камень неуважения, надменности, недоброты, что чистый пламень огня спасёт и её, совершенно не имеет оттенка назидательности, упрёка красивым. Это всё сплошное предположение, надежда. Поэт помнит о высшей красоте – огне, который принёс людям Прометей, помнит о том, что и в природе, как в сосуде, всего прекраснее, важнее всего то, что «Горит весь мир, прозрачен и духовен, / Теперь-то он поистине хорош...» («Вечер на Оке») Но все ли мыслят так возвышенно? Все ли способны отрешиться от идеала плотской, земной, даже грубоватой красоты? Все ли способны оценить даже то слово «мерцает», которое Заболоцкий выбрал для концовки? А оно не заменимо словами «сверкает», «блистает», «играет светом»: ...что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
88
Русская литературa XX века «Сверкает» всё искусственное, сверкает холодная поверхность, порой самоварное «золото», а мерцает, т.е. рождает тепло и свет, всё живущее, естественное, небесное, выстраданное. Оно не яркое, но волшебное. И как всегда у поэта – целых два вопроса, уходящих в вечность, не разрешённых до конца, – в финале стихотворения. Это не философский комментарий, вкраплённый в него (чаще всего эти вкрапления, афоризмы только и замечаются в Заболоцком!), а итог многих раздумий без окончательного ответа, выходивших на поверхность печатной страницы. Как соединить форму (сосуд) и волшебное мерцание, не обесценив оба лика Красоты? Как «расправится» жизнь с доверчивой душой этой некрасивой девочки, едва она покинет детство? «Мерцание» как вид особого свечения привлекал Заболоцкого всегда. В стихотворении «Портрет» (портрет А. Струйской кисти Ф.С. Рокотова) красота предстаёт как загадка, приблизившаяся к людям, «мерцающая» из тьмы былого: Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач... Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза.
Обратите внимание на два слова – «полуплач» и «мерцают». Лирика для Заболоцкого – не обильные слёзы, лирика – это сдержанные слёзы. И замена слова «сверкают» на «мерцают», да ещё «со дна души», – тоже не случайна. В «Некрасивой девочке» прямого выхода к глубинам души, к небесным высотам, к божественной родине истинной красоты, к той красоте, рядом с которой находится добро («нравственная красота»), нет. Здесь всё как будто – в пределах детской площадки, ничто не уходит за пределы земного времени: и тревоги, и надежды. Но в финале поэт как бы вырывается из тесного круга, преодолевает земное (и бытовое) притяжение, напоминает о том, что душа человеческая, сотворённая Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, «в прелести которой очищается и просветляется вся скорбь бытия». И ведь не столь уж важно, красив ли был внешне Моцарт, через «музыку которого мы становимся причастниками детской игры неких ангельских существ», глух ли (т.е. обижен судьбой) был угрюмый часто Бетховен, замкнут ли
И. Бах, музыка которого «как бы отверзает нам небеса» (С.Л. Франк «Духовные основы общества»).Н.А. Заболоцкий. Таруса. 1947 г.
89
Николай Алексеевич Заболоцкий
Размышляем над прочитанным
Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и высказывание учёного о нём, ответьте на вопросы и выполните задания. Литературовед А.И. Павловский писал: «В стихотворении «Некрасивая девочка» и других психологизм в обрисовке человека уже не носит учебного характера, он развёрнут с большим мастерством и оригинальностью. Это стихотворение держится у Заболоцкого на двух-трёх выразительных деталях, которые служат для поэта как бы отправными точками для «домысливания» человеческой судьбы». 1. Что, на ваш взгляд, мог иметь в виду учёный, говоря о некоем «учебном характере» психологизма в ранней лирике Заболоцкого? Можете ли вы согласиться с тем, что в этом стихотворении «психологизм в обрисовке человека уже не носит учебного характера»? Обоснуйте свой ответ. 2. В чём, на ваш взгляд, заключаются мастерство и оригинальность развёртывания психологической характеристики человека в стихотворении «Некрасивая девочка»? 3. Прокомментируйте утверждение А.И. Павловского о «выразительных деталях» в психологической обрисовке персонажей лирики Заболоцкого. Аргументируйте своё понимание этого утверждения примерами из стихотворения.
ОбОбщим изученнОе
1. Почему Заболоцкому казался неправильным, антиприродным тот мировой порядок, при котором слабое пожирается более сильным, а сильное – сильнейшим? Тот порядок, который он называл «природы вековечная давильня»? О каком союзе человека и животных, растений мечтал он в «Торжестве земледелия»? 2. Почему весь мир для поэта «прозрачен и духовен»? О чём поэт говорит с «деревом печали», растущим и после удара молнии? *3. На каком контрасте построено стихотворение «Где-то в поле возле Магадана…»? 4. Какие человеческие ценности утверждает Н. Заболоцкий в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана…»? Почему это стихотворение можно отнести к трагической лирике?
Приглашаем в библиотеку
Заболоцкий Н.А. Огонь, мерцающий в сосуде...: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Воспоминания современников. М., 1995. Македонов А.В. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л., 1987.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu