miercuri, 2 octombrie 2019

Борис леонидович ПАсТернАК

Искусство не просто описание жизни, а выражение единственного бытия… Я утверждаю, что искусство не равно самому себе и себя не исчерпывает, а что оно обязательно значит нечто большее. Б.Л. Пастернак
искусство активного понимания поэзии бориса пастернака Борис Леонидович Пастернак всегда был поэтом чрезвычайно сложным для полного понимания всех граней его исключительно своеобразного дарования. На слуху у множества читателей отдельные его афористические строки, образы: «И дольше века длится день» (строка даже стала названием известного романа Ч. Айтматова); «Ты – вечности заложник / У времени в плену»; «Быть знаменитым некрасиво, / Не это подымает ввысь» и «Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех»; «Во всём мне хочется дойти / До самой сути» и т.д. С определением сущности поэзии, данным В. Маяковским («Поэзия вся – езда в незнаемое»), может соперничать почти афористичное обозначение Пастернаком пути поэта: И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги. Невольно закрадывается мысль: а может быть, это гений строки, творец самоценных метафор, ювелир, антиквар, превращающий жизнь в особый каталог метафор, в россыпь предметов, сентенций? И может быть, прав Андрей Вознесенский, сказавший, что всё подвижное царство вещей, голосов, красок в поэзии Пастернака – это «благие вести от Бога», «благовещизм», свидетельство всегда «спасительного Божьего присутствия» в мире? Весть – вещь... Рассматривайте вместе с поэтом его яркий метафорический мир: и сиреневую ветвь после дождя («намокшая воробышком сиреневая ветвь»), любуйтесь каплями («у капель – тяжесть запонок»), задумывайтесь, видя вокзал, хранилище воспоминаний («вокзал – несгораемый ящик / Разлук моих, встреч и разлук»)... Но не ищите какой-то общей идеи. Доверяйте, как сказал сам поэт, «всесильному богу деталей» (он же бог любви). Поэт действительно приглашает к путешествию сквозь свой предельно ме
73
 Борис   Леонидович  Пастернак тафоризированный мир. Он рассыпает целые гирлянды впечатляющих, ошеломляющих образов, сопровождая свои предметные ряды, благие вести-вещи музыкой рефренов, повторов. Вы видели шторм на море, набеги и откаты волн и пучки тины у стен набережной, мола? Всмотритесь в игру словесных аккордов Пастернака: Допотопный простор Свирепеет от пены и сипнет. Расторопный прибой Сатанеет От прорвы работ. Всё расходится врозь И по-своему воет и гибнет, И, свинея от тины, По сваям по-своему бьёт.                           («Девятьсот пятый год») И всё же главное достоинство поэзии и прозы Пастернака, в особенности зрелого периода, когда он всем ходом эволюции шёл к «неслыханной простоте», – в цельности, в глубине и мощи гуманистической мысли его лирики. Перечитаем и попробуем понять, пролагая путь в сердцевину поэзии Пастернака, одно из лучших стихотворений из заключительной части («Стихотворения Юрия Живаго») романа «Доктор Живаго» – стихотворение «Зимняя ночь». Оно известно больше всего своим настойчиво повторяемым рефреном: «свеча горела на столе, свеча горела». В первой строфе это, казалось бы, вполне материальная, восковая, теряющая обычные капли воска свеча. В заключительной строфе эта же свеча превратилась в символ. На самом деле всё очень непросто даже в самом начале. Какая-то влекущая таинственность, загадочность есть не в рефрене: сразу заявленном, выдвинутом вперёд, а уже в самом соседстве свечи и метели за стенами! Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме... Вроде бы границу дома – оконную раму – эта вселенская метель не преодолевала. Но в финале этот рефрен звучит иначе: «И то и дело / Свеча горела на столе». Что значит странное выражение – «и то и дело»? Требуется некоторое, впрочем очень отрадное для читателя, усилие, чтобы понять: свеча, конечно, не гасла, но она трепетала, испытывала угрожающее минутное бессилие перед напором вьюги, метели, которая бьёт в стены, в
74
Русская  литературa  XX века окно, в самую душу человеческую. Образ у Пастернака, как заметил Д. Лихачёв, «иногда пересиливает реальность». Далее мы узнаём, что «на свечку дуло из угла», что «всё терялось в снежной мгле, седой и белой». Перед нами разыгрывается своеобразный поединок слабого, но упорного огонька свечи, огонька прерывистого, пульсирующего, упрямого, как человеческое сердце, теряющего жаркий растопленный воск («и воск слезами с ночника / На платье капал»), и почти беспредельной вселенской бури («мело весь месяц в феврале»). Самое удивительное – в этом поединке крошечного света, жара свечи, освещающей «грешную любовь людей» (В. Баевский), «скрещенья рук, скрещенья ног, / Судьбы скрещенья», то, что этот огонёк в состоянии противостоять силам стихии. Этот жар свечи, жар любви в известном смысле превосходит вселенскую круговерть! Метель всесильна, она «лепит на окне кружки и стрелы» (знаки мужского и женского начал), топит всё в снежной мгле. Но и свеча побеждает тьму, запечатлевает тени, «судьбы скрещенья», озаряет вечный жар соблазна, жар молодости, упрямство любви, волю женщины «сводить с ума». Свет опять («то и дело») прорывается из тьмы, пульсирует во мгле, порой поглощается тьмой, но вновь возрождается. Венчает этот гимн возрождающейся жизни, свету, горящему словно и не в доме, а прямо в мировом пространстве метели, всё тот же чудесный рефрен. Но здесь свеча уже не только материальна, она наделена идеальной волей к торжеству, к спору с вечностью: Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Не вселяет ли это соперничество свечи и метели и совсем уж неожиданную, но правомерную догадку: может быть, есть кто-то выше всего, кто управляет и скрещеньями людских судеб? Во всяком случае, герой романа Юрий Живаго – автор стихотворения – свою судьбу явно связывает с этой Высшей волей, которая безмерно больше его. А преднамеренное чередование в стихотворении длинных и усечённых строк, четырёхстопного и двухстопного ямбов резко усиливает музыкальное звучание философско-поэтической мысли. Вероятно, это только одна из версий активного понимания, домысливания стихотворения. Вспомните мнение самого поэта: «Образ в поэзии почти никогда не бывает только зрительным, но представляет собой некоторое смешанное жизнеподобие, в состав которого входят свидетельства всех наших чувств и все стороны нашего понимания». Марина Цветаева, ещё не зная «Зимней ночи», проницательно оценит всю поэзию Бориса Пастернака как «световой ливень», яркость которого усилена музыкальностью строк.
75
 Борис   Леонидович  Пастернак • Вспомните наиболее известные стихотворения Бориса Пастернака. Какое из стихотворений вам ближе и почему? • Как вы думаете, в чём главное достоинство поэзии Бориса Пастернака? жизненный и творческий путь поэта Борис Пастернак родился в Москве в печально знаменательный день
 29 января (10 февраля) 1890 года, т.е. ровно 53 года спустя после гибели
 А.С. Пушкина. Отец его Л.О. Пастернак (художник-импрессионист, создатель классических иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Воскресение») и мать Р.И. Кауфман (талантливая пианистка, ценимая композитором А.Н. Скрябиным) принадлежали к узкому кругу утончённейших людей, часто смотревших на мир только сквозь призму культуры. Поэт признаётся в 1927 году: «Искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме» (письмо к М.А. Фроману 17 июня 1927 года). В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он перешёл на философское отделение историко-филологического факультета, славившегося своими традициями: здесь читали лекции выдающиеся философы С.Н. и Е.Н. Трубецкие, профессор И.В. Цветаев (отец М.И. Цветаевой). За год до окончания университета, в 1912 году, поэт, в порядке усовершенствования, слушал курс лекций в Германии, в Марбурге, у философа Германа Когена. Настоящим своим поэтическим успехом Пастернак считал книгу «Сестра моя – жизнь», созданную летом 1917 года, но вышедшую в 1922 году. Её своеобразно дополнила в 1923 году книга «Темы и вариации», в которую вошли стихи 1916–1922 годов. В этих книгах Борис Пастернак, пришедший в литературу в союзе с футуризмом (он входил в группу «Центрифуга»), но преклонявшийся и перед Блоком, определился как поэт лирический, но «тоскующий по эпосу... по прозе... по обыденности» (Д. Лихачёв). Поэт – «вечности заложник», но он у «времени в плену». После Октября 1917 года Пастернак оказался в литературной группе ЛЕФ, Левом фронте искусства: его влекла поэтическая дерзость, личность Маяковского. Но, в сущности, он всегда был независим от групп, школ и течений. В 20–40-е годы наряду с новыми книгами стихов и поэтических циклов – «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Земной простор» (1945) – поэт создаёт целую серию прозаических произведений преиБ. Л. Пастернак и В.В. Маяковский. Фото.1924 г.
76
Русская  литературa  XX века
мущественно автобиографического характера: «Письма из Тулы», «Детство Люверс» (оба – 1922), «Воздушные пути» (1924) и историкореволюционные поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» (обе – 1927), роман в стихах «Спекторский» (1925–1931). В 20-е годы поэт ведёт активную переписку с М.И. Цветаевой. Встретив в 1935 году в Париже Цветаеву, отговаривает её от возвращения на Родину. В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создаёт 
 новую семью с Зинаидой Нейгауз. Процесс этот был мучительно трудным.
 «И всё-таки, – писал тогда поэт, – это не драма, потому что радости здесь больше, чем вины и стыда». О том, что это было именно так, свидетельствуют стихи, вошедшие в книгу «Второе рождение», которые позволяют ощутить и силу и боль разрыва, «страданий на грани сумасшествия и самоубийства», как напишет позднее сын поэта Е.Б. Пастернак. И тем не менее обстоятельства личной жизни, факты бытовые, реальные – лишь отправная точка создавшейся тогда любовной лирики поэта. По словам современного исследователя, «читателя, который увлечётся биографическим комментарием, интерес к бытовой стороне может увести на ложный путь, создаст обманчивую иллюзию «понятности» без проникновения в поэтическую суть». «Стихи Пастернака – это поэзия близлежащего и конкретного. Он изибражает только то, что сам видит. Но увиденное им обычно имеет расширительное значение, и какие-то частности постоянно переводятся в более общий план. Обыкновенные, окружающие нас предметы становятся воплощением добра, любви, красоты и других вечных категорий. Объединяя конкретное и отвлечённое, единичное и всеобщее, временное и вечное, поэт создает как бы идеальное изображение реального факта или лица» (А. Синявский). Поэт в военные годы был в эвакуации в Чистополе, недалеко от Елабуги, где покончила с собой М.И. Цветаева, но в 1943 году выезжал и на Брянский фронт. После Великой Отечественной войны Пастернак начал создавать главную свою книгу – роман «Доктор Живаго» (предварительное название «Мальчики и девочки»). «Хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие... Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие», – писал он в 1946 году двоюродной сестре О.М. Фрейденберг. В романе о судьбах интеллигенции в годы революции Пастернак как бы вернулся, но в ином качестве, с новым историческим багажом к романтическому представлению о жизни человека как жизни гения, творца: главный герой Б. Пастернак и К. Чуковский на I съезде писателей. 1934 г.
77
 Борис   Леонидович  Пастернак
доктор Живаго ещё и поэт, «нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским» (признание самого Пастернака). Роман «Доктор Живаго» был удостоен в 1958 году Нобелевской премии («за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы»), но в атмосфере незаслуженных обвинений в антипатриотизме, после исключения из Союза писателей, угроз лишения советского гражданства, поэт не смог поехать в Стокгольм, чтобы получить премию. Он перенёс инфаркт (после требований о высылке его из России). Свои чувства по этому поводу Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия»: Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу хода нет.
Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба, верю я, придёт пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра. Слова о гробе оказались пророческими. Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался и был похоронен в Переделкине под Москвой. Земная жизнь поэта завершилась, начиналась – вечная. • Назовите книги стихов и поэтических циклов Бориса Пастернака. • Как вы думаете, за что поэт удостоен Нобелевской премии? • Какие конкретные факты из жизни Пастернака отразились в стихотворении «Нобелевская премия»? Самостоятельно анализируем текст Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Никого не будет в доме…», ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Как в стихотворении «Никого не будет в доме…» сквозь обычное, будничное «просвечивает» самое главное, самое важное в жизни? 2. Какую роль играют в стихотворении образы природы?
Б. Л. Пастернак в Чистополе. 1942 г.
78
Русская  литературa  XX века *3. Исследователь З.З. Паперный пишет: «Многие стихи строятся так: поэт один в своей комнате, в доме, отделённый от мира, и вдруг стены начинают «сквозить», падают перегородки, восстанавливается связь дома и мира. Снег здесь не начало «вседвиженья», его мельканье только подчёркивает одиночество поэта, уныние зимнего дня, когда в доме нет никого, «кроме сумерек». Что вы можете сказать о пространственновременных границах мира, которые открываются в стихотворении «Никого не будет в доме…»? *4. С помощью каких образных деталей передаётся в этом стихотворении чувство, которое всецело владеет лирическим героем? «существованья ткань сквозная» Принцип «случайности», текучести впечатлений, врывающихся в сознание, определил и поэтическую систему Пастернака... Как много восклицаний, вопросов, интонации удивления, восторга! Поистине всё творится «навзрыд», в состоянии молитвы благодарения... Поэт порой спрашивает себя: Чьи стихи настолько нашумели, Что и гром их болью изумлён? И не находит ответа. Даже в стихах самых громких лириков. Книга «Сестра моя – жизнь», посвящённая восемнадцатилетней Е.А. Виноград, в целом напоминает необычайнейший любовный роман, поражающий грандиозностью метафор, мощью союзника влюблённых – природы. Природа вообще призывается поэтом, чтобы «досказать», дополнить, укрупнить высокое чувство. Поэт вспоминает лермонтовского Демона, обещая любимой: «Клялся льдами вершин: / Спи, подруга, – лавиной вернуся...» («Памяти Демона»). Страсть поэта губительна своей природностью: он «таянье Андов вольёт в поцелуй», «глаза ему тонны туманов слезят», «и хаос опять выползает на свет»... Даже в поздней лирике, когда поэт осознал, что надо разрядить тесноту, толкотню вещей, предметов, «влезающих» без спроса в стихи, дать простор человеческим переживаниям, сохраняется преобладающее звучание голосов природы, их метафорический язык. Прочитайте стихотворение «Снег идёт» (1957). Оно всё построено на повторении слов, вынесенных в заглавие. И звучат они не ради описания какойто ситуации зимы, осени. В этом повторе – прямое обращение природы, её приглашение к диалогу: Снег идёт, снег идёт, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.
79
 Борис   Леонидович  Пастернак Лирического героя вновь как будто нет... Но кто так взбудоражен снегопадом, кто задумывается о самом ритме падения-полёта снежинок? Холодный созерцатель не мог бы создать таких догадок об уходящей жизни, о полёте времени, то спешном, то ленивом. Не одно зрение созерцателя творит мир: Снег идёт, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идёт, Или как слова в поэме? Снегопад «рассказал» многое о душевном состоянии человека, вовлёк его в пространство метели, где «сходит наземь небосвод», поверг в смятенье – счастливое, печальное? – весь мир. Как всегда, границы между природой, живущей вне замыслов, претензий человека, «пишущей» свою жизнь, и лирическим героем, всё же овладевающим реальностью, провести трудно. Не я пишу стихи. Они как повесть пишут Меня. И жизни ход сопровождает их – так, по-пастернаковски, перевёл поэт фрагмент поэзии грузинского поэта Тициана Табидзе. Мотивы полного единства творчества (губки, вбирающей краски, голоса природы, истории) и вечно творящей жизни получили предельно завершённое воплощение в лирике 1956–1959 годов, собранной в книге «Когда разгуляется». Среди шедевров этого лирико-философского цикла – стихотворение «Быть знаменитым некрасиво...» (1956), строки из которого приводились выше. Это подлинный апофеоз живого творчества, не раздавленного никаким нормативом, стандартом. Здесь же и стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (1956) с таким творческим самопризнанием: В стихи б я внёс дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Решая, казалось бы, самые отвлечённые философские вопросы, Пастернак строит стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» на образе, а не на логических формулах. Предельно конкретные вещи, те что окружают человека ежеминутно, входя в стихотворение, получают образное воплощение и становятся олицетворением вечных Б. Л. Пастернак. 1959 г.
80
Русская  литературa  XX века истин. Обыденное в лирике Пастернака обнажает присутствие значительного и вечного, о чём постоянно свидетельствует искусство, рождаясь из самой жизни. Прочитайте стихотворение «В больнице» (1958). Оно предельно точно передаёт печальную атмосферу приёмного покоя, ситуацию заполнения опросного листа, расспросов сиделки, мрачных догадок пациента («он понял, что из переделки / Едва ли он выйдет живой»). Оно поражает пылкой, искренней благодарностью свету в окне, клёну, что «отвешивал веткой корявой / Больному последний поклон». Словно сам Бог склонился над этим человеком: Я принял снотворного дозу И плачу, платок теребя. О Боже, волнения слезы Мешают мне видеть Тебя. Мне сладко при свете неярком, Чуть падающем на кровать, Себя и свой жребий подарком Бесценным Твоим сознавать. Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук Твоих жар. Ты держишь меня, как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр. Какое кроткое, христианское смягчение ужаса смерти: ушедший человек и его последнее прибежище (гроб, вечная обитель – могила) уподоблены перстню и футляру... • Прочитайте стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» и сформулируйте основную мысль стихотворения. Запишите её.
«гамлет» и «гефсиманский сад»  из «стихотворений юрия живаго» Борис Пастернак прекрасно знал тот узловой момент в скитаниях, муках, сомнениях и решениях библейского Христа, который предшествовал его аресту, суду Пилата и крестному распятию на Голгофе. Из свидетельств апостолов, написавших о Тайной вечере, особенно выразителен рассказ о ночных молениях о чаше в Гефсиманском саду Иерусалима. Прежде всего в этот миг среди апостолов нет Иуды, страшного призрака предательства, измены. Его присутствие вводило всех в оцепенение: его уход просветлил души всех. Но Христос уже знает, что его ждёт, он намёками, с дивной смесью скорби и радости, говорит апостолам, называя их «малыми детьми», что скоро уйдёт от них. Уйдёт так далеко, что они за ним не смогут последовать! Он просит их не спать, пока он в одиночестве будет беседовать с никому не видимым Богом-отцом. Но эти вчерашние рыбаки, ещё никому не известные за пределами своих деревень, не понимают трагизма минуты, скорби Христа и, конечно, засыпают. Вся драма Христа – в полнейшем непонимании апостолами его грядущей судьбы, его прихода в мир в человеческой плоти, его ухода и последующего воскрешения. Они готовы умереть вместе с ним, но разве он идёт только уми
81
 Борис   Леонидович  Пастернак рать? Они, как апостол Пётр, готовы с мечом стоять за него, но не знают меры своей слабости, способности трижды отречься от него же. Как «распорядился» Борис Пастернак этой вечной, наглядной ситуацией? Прежде всего он сообщает в «Гамлете» о страшной всеобъемлющей тишине: весь мир охвачен ею и «слышимость» мира резко возросла. Подмостки здесь – возвышение, отделяющее Гамлета-Христа от учеников, от гудящего мира: «Гул затих. Я вышел на подмостки... / На меня наставлен сумрак ночи...». Любопытно, что в первом варианте «Гамлета» (1946) Гамлет был действительно больше похож на датского принца, героя Шекспира, а не на Христа: Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Для завершённого характера Гамлета этих пяти действий уже не понадобилось. И шум не нужен. Важна – тишина, гулкая и пронзительная. «И неотвратим конец пути...» Это крайне важные детали: только в такой абсолютной тишине и можно уловить ..в далёком отголоске, Что случится на моём веку. Предсказаний, правда, не последовало. Да они были бы излишними. Но поэт почувствовал, видимо, что не всё уместилось в 16 строках «Гамлета»: хотя сказано и о молении («чашу эту мимо пронеси»), и о конечном приятии своего крестного пути, Голгофы. В заключительном же стихотворении цикла – «Гефсиманский сад» – Христос является уже без тени Гамлета, вне дверного косяка и подмостков, намекающих на сцену. Описывается и приход в Гефсиманский сад, и сон учеников, и моления о чаше, и вторжение толпы. Сцена – весь мир. Тут-то, после появления Иуды, и пришло к ученикам истинное запоздалое изумление: почему он, Христос, сдался так легко? В какую же «даль» он уходит? Какую ношу грехов, беззакония, лживости, фарисейства он, Христос, взялся искупить? Здесь уже не «гул затих», здесь вся вселенная застыла в ожидании своей новой судьбы: Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь... Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
82
Русская  литературa  XX века Как вы думаете? • Почему стихотворение «Гамлет» так называется? Кто является его лирическим героем? • О каких «подмостках» идёт речь в стихотворении? • Как в стихотворении «Гамлет» осмыслены уже известные вам темы творчества Пастернака? Это интересно!! Первые стихи написаны Пастернаком летом 1909 года, но будущий поэт не придавал им серьёзного значения. Впоследствии в автобиографической повести «Охранная грамота» он так оценил их: «В то время и много спустя я смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал».
ОбОбщим  изученнОе
1. Какие наиболее меткие, лаконичные образно-поэтические формулы Пастернака-поэта вам нравятся? Почему они так легко запоминаются? «Образ мира, в слове явленный» или «это было при нас, это с нами вошло в поговорку» – почему мы не всегда помним, что у этих строк есть автор? *2. Каким вы видите «образ мира, в слове явленный» в таких шедеврах лирики Пастернака, как «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Снег идёт», «В больнице»? 3. В чём смысл пастернаковского определения поэзии как «губки», впитывающей поэзию жизни, природы? Что означало слово «навзрыд» в его определении творчества: И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд? 4. Что привлекало молодого Пастернака в раннем Маяковском? Как это отразилось в пастернаковской лирике? 5. Почему серия «Стихотворений Юрия Живаго» начинается с «Гамлета» – беглой зарисовки пути Христа – и кончается «Гефсиманским садом» – полным изложением Евангельской истории? 6. Сделайте выводы об особенностях художественной манеры Бориса Пастернака и запишите их.
Приглашаем в библиотеку Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. Быков Д. Борис Пастернак. М., 2005 («ЖЗЛ»). Пастернак Е. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989. Синявский А. Поэзия Пастернака // Пастерн

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu