miercuri, 2 octombrie 2019

ион друцэ

Проторенные между русским и молдавским народами многочисленные тропы не должны быть преданы забвению, не должны зарастать, ибо те тропы были от сердца к сердцу, от брата к брату, а братство – это то, что не должно быть подвластно политическим конъюктурам. И. Друцэ ион друцэ – прозаик, драматург, эссеист и публицист Родился 3 сентября 1928 года в селе Хородиште Сорокского уезда. Сын Пантелея Друцэ, иконописца и украинской крестьянки Софии. В 1939 году семья Друцэ обосновалась в селе Гика Водэ возле города Бельцы, где будущий писатель закончил начальную школу. В 1945 году закончил курсы трактористов, а в 1946 году учится в сельскохозяйственной школе. В 1947 г. становится секретарём сельсовета с. Гика Водэ. Вскоре мобилизован в Советскую армию, где пишет свои первые рассказы. В 1956–57 гг. заканчивает Высшие литературные курсы при литературном институте им. М. Горького в Москве. Переезжает жить в 1969 году в Москву, пишет на румынском и русском языках. Литературный дебют состоялся в 1951 году, когда в журнале «Октябрь» опубликована повесть «Проблема жизни», затем следует цикл рассказов «у нас в селе» (1952). В 1954 году выходит сборник произведений «Повесть о любви». В 1957 году публикует в мартовском номере журнала «Нистру» повесть «Листья грусти», вышедшую после многочисленных и напряжённых дискуссий и вызвавшую негодование официальной критики за отсутствие в произведении «социальных мотивов». «Тоска по людям» (1959), «Степные баллады» (1963) – первая часть дилогии «бремя нашей доброты», выдвигают автора в число лучших молдавских писателей. Вторая часть дилогии вышла в 1968 году, сразу вызвав резкую критику официальных кругов. Роман выдвинут на Государственную премию СССР, хотя партийное руководство Молдавии предпринимает ожесточённую атаку на роман и присуждение премии. Другие опубликованные произведения: «недолгий век зелёного листа», «Одиночество пастыря», «белая церковь», «самаритянка», «запах спелой айвы». Пьесы для театра: «каса маре», «дойна», «Птицы нашей молодости», «хория», «краси
ион  друцэ (род. 1928)
146
 Русская  литературa  XX  века вый и святой», «Cervus divinus», которые ставятся в более, чем 400 театрах СССР, а также Румынии, Болгарии, Польши, Франции и др. стран. Друцэ выступил и как сценарист фильма «Последний месяц осени», награждённого на кинофестивалях в Аргентине и в Каннах (Франция). Широкий общественный отклик получили эссе и публицистические статьи Друцэ: «Мир Чехова», «Эминеску, национальный поэт», «Земля, пестициды и знаки препинания», «Кто погасил свет в Румынии» и др. В 1987 году избран почётным председателем Союза писателей Молдавии. Народный депутат СССР в 1989 году. Действительный член Академии наук Республики Молдова (1992). Основатель фонда «Дом святого Апостола Павла» (1997). Произведения Иона Друцэ переведены на русский, французский, немецкий, английский, японский, польский, украинский, болгарский, грузинский, литовский, венгерский, латышский, словацкий, армянский и другие языки. Награждён орденами Трудового Красного знамени (1960), орденом Ленина (1988). Лауреат Госпремии МССР 1967 года, ряда республиканских премий. В произведениях Друцэ, писателя преимущественно деревенской темы, нашёл своё воплощение взволнованный сказ о судьбах простых молдавских крестьян в переломные периоды их жизни, о крутых перевалах его социальноисторического пути – от убогого патриархального уклада (когда хлебопашца изматывали «сборы поземельных налогов», «дикая погоня за землёй», нескончаемые земельные тяжбы, выкармливавшие «до розовых лоснящихся щёк огромное количество адвокатов»; когда весь мир его суживался до двух металлических звуков – «… звона медяков» и «скрипа плуга»), до нового жизнеустройства (когда вчерашний крестьянин осознаёт свою причастность историческому процессу обновления жизни: «Вместе со своими односельчанами мы выбрались из большой бедности, мы перестроили заново поля, деревню и саму крестьянскую жизнь. Каждое утро я просыпался со знанием той новизны, которая нас окружает, и я чувствовал то, что можно назвать счастьем…»). В статьях о Чехове, Паустовском, Солоухине, а также в литературных этю
 «Птицы нашей молодости». 1973 г. Руца – арт. Д. Дариенко., Павел Русу – арт. П. Баракчи.
Кадр из фильма  «Последний месяц осени». 1965 г. Режиссёр В. Дербенев.
147
 Литературный  процесс 50-80-х  годов дах Ион Друцэ не только делится мыслями о творчестве того или иного художника, но и в определённой мере выражает собственное писательское кредо. Оно проступает и в ясном понимании того, что «хлеб искусства не так лёгок, каким он кажется многим. Не всё в мире просто, не всё можно с ходу разгадать и расставить по полочкам»; и в остром осознании, что писатель не может не стремиться к масштабности, к искусству «концентрации большого содержания на маленькой площади», к поиску «наиточнейшей и наикратчайшей формулы человеческой сути»; и в глубокой уверенности, что «…подлинному искусству всегда присущ элемент загадочности», что «сущность красоты» должна оставаться «скрытой, чтобы её искали другие…»; и в неизменности принципу – «чтобы постичь улыбку, надо пройти сквозь слёзы, и сквозь них же лежит обратная дорога»; и в страстной убеждённости, что «…художественная температура письма может самый частный случай, самую незаметную деталь поднять до широчайших обобщений и, наоборот, самое сложное, волнующее огромные массы, если изложить его сухо, покажется очень местным, частным.»; и, наконец, в неотступном желании следовать самому трудному в писательском деле – «найти новое и неповторимое, избежав ремесленничества и штампов». Эти высказывания, естественно, не исчерпывают творческих устремлений и пристрастий писателя. Тем не менее они позволяют лучше понять, что лежит в основе его своеобычной манеры письма, наиболее естественно проявившейся в таких произведениях, как пьесы «Каса Маре», «Святая святых», «Птицы нашей молодости», повести «Последний месяц осени», «Возвращение на круги своя», «Недолгий век зелёного листа», романы «Бремя нашей доброты», «Белая церковь», рассказы «Сани», «По-молдавски», «Бадя Чиреш» и другие. В 1972 году Ион Друцэ заканчивает повесть «запах спелой айвы», в которой ставит актуальные для того времени вопросы: сохранение культурных памятников народа, преподавание истории в школе, воспитание духовных ценностей в подрастающем поколении.  Главный герой повести – сельский учитель, уроженец буковинского села Хория Холбан, который живо интересуется историей родного края и воспитывает в своих учениках такое же отношение к наследию предков. Он вступает в сложные отношения с директором школы, в которой работает учителем истории, пытается защитить от разрушения легендарную Звонницу, помнящую ещё Штефана Великого, защищает души своих учеников от равнодушия и забвения. «Родина учителя есть родина его учеников, и нету другой родины у него», – думает Хория и именно поэтому, пройдя испытание болезнью,  Хория. Худ. Ю. Иванов.
148
 Русская  литературa  XX  века предательством близкого человека, он возвращается в Каприяну, чтобы продолжить своё благородное дело спасения душ человеческих. И хочется верить, что настанет время и сгоревшая Звонница будет восстановлена руками учеников Хории и их будущих детей. Самостоятельно анализируем текст Прочитайте фрагмент повести И. Друцэ «Запах спелой айвы» и ответьте на вопросы. Учитель истории Хория Холбан рассказывает своим ученикам о старой Звоннице, стоящей на Каприянской горе, и о легенде, связанной с ней. – Милая моя Мария... Дело не только в том, что Каприяна одно из самых древних поселений в Молдавии. На этой горе жил когда-то отшельник Даниил в своей лачуге, проводя дни и ночи в молитвах. Когда Штефан Великий, возвращаясь после поражения в Валя Албэ, попросился к нему на ночлег, потому что была ночь и господаря мучила рана на ноге, отшельник не открыл ему, сказав, что покой для воина, потерпевшего поражение, нужно искать на том же поле битвы, где разгромили его армию. Я не знаю, понимаете ли вы сегодня, сколько надо было иметь мужества и смелости, чтобы сказать эти дерзкие слова верховному владыке, воеводе, пред которым падали ниц и которого считали при жизни святым! Штефан вернулся на поле брани и победил. А что же отшельник, спросите вы? Да ничего. В одном из набегов его изрубили саблями не то турки, не то татары. Должно быть, они спрашивали у него дорогу, а язык у бедного отшельника, как мы знаем, был хорошо подвешен. И опустела его лачуга. Много лет спустя однажды во время охоты Штефан снова попал в эти места и содрогнулся от жалкого вида лачуги, прослезился, когда ему рассказали, что стало с отшельником, и он тут же приказал построить на горе Звонницу, назначить туда звонарей из числа самых храбрых и языкастых солдат, платить им жалованье из казны, и несколько столетий в этой Звоннице, сменяясь, служили господарские солдаты; оговаривают даже, что сама эта деревня, Каприяна, основана звонарями, которые, кончив службу, женились и оседали в этих краях. Ваши предки могут не знать истории в деталях, но их почти святое уважение к этой книге из бычьей кожи, в которой были записаны имена всех звонарей, и то, что изредка в той Звоннице нет-нет да и зажгут старушки свечку, всё это знак глубокого уважения к своей героической истории, к той веренице людей, через которых шла жизнь, пока дошла до нас. [...] Часов в десять он вышел из школы, поздоровался с директором, хотя руки ему и не подал. Вышел через калитку на большую дорогу, прошёл по ней до самого конца, затем по узкому переулку стал медленно подниматься в гору. Он помудрел за вчерашний день. Сегодня он уже понимал, что от драмы не нужно убегать наоборот, нужно идти на неё, смотреть ей в самые зрачки. Сгоревшая Звонница всё ещё оставалась его болью, и нужно было видеть скелет, слепок, графические очертания этой боли, посмотреть руинам в глаза, попрощаться с ними и начать жизнь сначала. Он шёл долго, петляя вместе с кривыми переулками, потом, выбравшись в поле, поднял воротник пиджака, потому что было холодновато. Она сгорела вся, до основания, и он стоял в глубокой растерянности, потому что не знал, как себя вести при таких обстоятельствах. Он был человеком села, и он спрашивал свою родную деревеньку с Буковины: как ему быть?

149
 Литературный  процесс 50-80-х  годов Известно, что сёла вырабатывают определённые модули поведения на все случаи жизни. Люди знают, как вести себя на свадьбах, на крестинах, на похоронах. Ну а когда соприкасаешься с тропками твоих предков, когда дело их рук, плод их духа, простоявший много веков на горе, и вдруг превращается в руины как в таком случае быть человеку? Что ж, сказала ему деревня с Буковины, это тот самый редкий, непредвиденный случай, когда каждый поступает сообразно своему уму и своей порядочности. Хория снял берет, поклонился праху древнего памятника и, как это водится среди людей, присел на обожжённых камнях, чтобы приобщить себя к этому горю. Он просидел долго, и эти своеобразные поминки подействовали на него успокаивающе. Какие ценности утверждает Хория Холбан?  Как отношение к Звоннице характеризует жителей Каприяны?  Каким, на ваш взгляд, человеком и учителем был Хория Холбан?  Какие произведения И. Друцэ о родном крае вы читали? Назовите. Как в этих произведениях показан «новый образ деревни и крестьянской души»? Это интересно!! В 1967 году за пьесу «Каса Маре», повесть «Последний месяц осени» и роман «Степные баллады» (1-ю часть дилогии «Бремя нашей доброты») Ион Друцэ получил Государственную премию МССР. В 1987 году он был единогласно избран почётным председателем Союза писателей Молдовы. Друцэ является обладателем многочисленных наград и титула «Народный писатель». Является членом Румынской Академии и Академии Наук Республики Молдова. 26 августа 2008 года Ион Друцэ получил Государственную премию за 2008 г. и титул «Лауреат Государственной премии 2008 г. за вклад в развитие национальной и всемирной литературы». 2008 был объявлен в Молдове Годом Иона Друцэ. знаете ли вы, что...? В 2008 году был снят документальный фильм об Ионе Друцэ, названный «Свеча благодарения». Автор сценария Илие Телешку, режиссёр Рафаэл Агаджанян, композитор Георге Мустя. Фильм снят на киностудии «Молдова-филм». Этот фильм рассказывает о жизни и творчестве живого классика молдавской литературы, авторе многочисленных произведений, широко известных в Молдове и за её пределами. Авторы картины не ограничились формальным пересказом деятельности Друцэ в литературе, театре и кино, а сделали ленту с душой, как и подобает настоящим мастерам. Эпизоды и сцены, казалось бы, разные по характеру, чередуются в плавном ритме и логически обоснованы, а музыка Г. Мусти, в меру лирическая, в меру ностальгическая, подкреплённая великолепно снятыми пейзажами Молдовы молодым оператором Рубеном Агаджаняном, создаёт тот особый настрой и приглашение к размышлению, каким пронизано всё творчество Иона Друцэ. В этом фильме И. Друцэ сам расшифровывает методологию своего творчества, по которой он, живя в Москве, всё же заряжает свои творческие аккумуляторы на родных просторах, общаясь не только с сильными мира сего в Кишинёве, но и на родных просторах бельцких степей, среди своих земляков, вдыхая аромат родного края.
150
 Русская  литературa  XX  века ОбОбщим  изученнОе
1. Какие творческие принципы легли в основу большинства произведений Друцэ? В чём его писательское кредо? 2. Кто является любимыми героями произведений молдавского писателя? 3. Почему судьба молдавского народа, его прошлое, настоящее и будущее тревожили и продолжают тревожить Иона Друцэ? 4. Как в повести «Запах спелой айвы» раскрывается мысль о преемственности поколений, о духовном наследии предков и его сохранении? 5. Почему именно Хория Холбан становится главным героем повести? Перечислите главные качества его личности. 6. Какова смысловая нагрузка в повести образа любимой ученицы Хории Марии Москалу? Почему именно её голос слышит Хория в поезде? 7. Как вы думаете, что именно послужило причиной его возвращения в Каприяну? 8. Звонница, украшавшая село, бывшая его главной духовной ценностью, сгорела. Но финал повести, несмотря ни на что, кажется оптимистическим. Согласны ли вы с таким утверждением? 9. Напишите эссе «Уроки Хории Холбана», выскажите в нём своё отношение к прочитанному.
ПРОВеРЬТе 

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu