Над страной весенний ветер веет, С каждым днём всё радостнее жить. В. Лебедев-Кумач Мы были музыкой во льду. Б. Пастернак Тридцатые годы... Это десятилетие, полное сурового самоограничения, трудового энтузиазма, высокого лирического напряжения, тревог перед «большой войной», до сих пор остаётся объектом споров. В них, 30-х годах, есть всё – и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монолитному индустриальному государству, и срывы, трагедии перенапряжения, страх в душах, бюрократизация многих сфер жизни. Войны – вначале в далекой Испании, затем прямо на границах СССР на озере Хасан, на Халхин-Голе и на Карельском перешейке, с 1939 года в Европе – лишали всех права на расслабленность, беспечность, на жизнь по принципу «моя хата с краю», требовалась централизация власти и железная дисциплина. Искусство не могло быть дискуссионным клубом: порохом пахло ото всех границ. Не случайно, что именно в 30-е годы в России возникло такое явление всемирного значения, как полная оптимизма, заботы о новом поколении литература для детей и юношества. А поэма «Дядя Стёпа» (опубликована в журнале «Пионер» в 1935 году) С.В. Михалкова выражала мечту многих поколений детей о своей защищённости и о подвиге, о герое-образце, о счастье большого дома – Родины. Огромный рост дяди Стёпы (да и молодость этого «дяди») был ненавязчивой, охотно принимаемой всеми гиперболой реальной силы и молодости страны. Кто же, как не дядя Стёпа, может поднять самых маленьких высоко во время парада, Потому что все должны Видеть армию страны! Ярким образом-обобщением созидательного духа эпохи 30-х годов стала знаменитая скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» для советского павильона Международной выставки в Париже в 1937 году. Задумайтесь над её символикой, вовсе не вульгарно-социологической, не производственной: фигуры женщины в русском сарафане с зажатым в руке, отлетающим назад шарфом и рабочего в спецовке с рукой, передающей движение развёрнутого крыла, – это не тяжёлая грузная поступь, а полёт, всесокрушающий порыв, лёгкость, стремительность. В.И. Мухина очень гордилась своей счастливой находкой – шарф передавал движение, встречный ветер, «снимал» даже тяжесть пьедестала, завершал идею движения, полёта. Но не следует упрощать многое в этом времени, забывая о репрессиях 1937 года, о бюрократизации власти, о том жестком идеологическом давлении, которому подчас подвергались литература и искусство.
18
Русская литературa XX века В годы репрессий погибли такие известные прозаики 20–30-х годов, как Артём Весёлый, Борис Пильняк, Исаак Бабель и др., молодые поэты Павел Васильев, Борис Корнилов, разделившие печальную участь старших своих наставников Николая Клюева и Сергея Клычкова и др. Ещё страшнее был, пожалуй, массовый надлом в сознании художников. Ольга Берггольц с болью и горечью сказала об этом времени: Нет, не из книжек наших скудных, Подобья нищенской сумы, Узнаете о том, как трудно, Как невозможно жили мы. И в духоте бессонных камер, Все дни и ночи напролёт, Без слёз разбитыми губами Шептали: «Родина... Народ». В этих условиях многие поэты и писатели обращались к работе в сфере художественного перевода (Н. Тихонов, Б. Пастернак, Н. Заболоцкий) или создавали как главное своё творение дневники, опубликованные после смерти (М.М. Пришвин, А.А. Первенцев и др.). Вместе с тем глубочайшие изменения – тематические, концептуальные, нравственные – сказались на всех уровнях литературного процесса 30-х годов. Выделим лишь самые кардинальные: 1) рождение новой песенно-лирической ситуации, появление героини, символизирующей величие и лирическую красоту России-родины («Стихи в честь Натальи» Павла Васильева и «Катюша» Михаила Исаковского); 2) приход писателей на рубежи индустриализации, коллективизации, в сферы рождения нового человека, нового народа («Поднятая целина» М. Шолохова, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Как закалялась сталь» Н. Островского); 3) расцвет исторического романа; 4) новый характер мировосприятия писателей эмиграции, новые взаимосвязи, литературные системы «метрополии» и эмиграции. Тридцатые годы – это время сотворения биографий, новых героев, новых сюжетов судьбы: этот процесс и запечатлели романы и очерки 30-х годов. О сложности, многомерности последнего предвоенного десятилетия говорит и эволюция драматургии. Не случайно после своеобразного засилья производственной темы в начале 30-х годов такой большой успех выпал на долю комедии-мистификации «Чужой ребёнок» (1933) В.В. Шкваркина (1894–1967), шедшей во множестве театров страны, в трёх парижских театрах, и лирической мелодрамы А.Н. Арбузова (1908–1986) «Таня» (1938). В дальнейшем Алексей Арбузов – создатель пьес «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Мой бедный Марат» (1965) – окончательно утвердил в русской драматургии тип светлой лирической драмы... Его театр порождал множество сложных вопросов: разве герои не совершают ошибок, не делают плохих дел, не остаются наедине с бедой – своей и чужой? Почему так сложна конечная оценка героев? Создатель пьесы «Таня» отвечал на подобные
19
Литературный процесс 30– 40-х годов вопросы так: «Как только я начинал понимать его (героя), я прощал ему грехи, а прощённый, он переставал быть отрицательным». Человеческий и творческий подвиг Николая Островского (1904–1936), создателя романа «Как закалялась сталь» (1932–1934), был также непростым продолжением 20-х годов в утверждении гуманистического смысла революции и ответом на многие запросы 30-х годов как времени предвоенного, полного сверхнапряжения в труде, в воспитании нового человека. Тема коллективизации в литературе. Что такое коллективизация в деревне? Почему она так противоречиво отразилась в прозе и поэзии начала 30-х годов? Коллективизация, предпосылкой которой был кризис хлебозаготовок зимой 1927/28 года, своего рода «крестьянский бунт», нежелание везти хлеб в государственные закрома по низким ценам, – это способ предельной централизации производства сельхозпродуктов, сосредоточения его в хозяйствах-гигантах. Колхозы были созданы для надёжности хлебозаготовок (чтобы обеспечить материальную базу индустриализации). Решено было вместо сотен тысяч мелких клочковатых хозяйств создать тысячи колхозов с общей пашней, едиными фермами, твёрдым планом по вывозу зерна осенью и т.п. На деле установки на «раскулачивание» и «обобществление» обернулись для крестьянства тяжкими страданиями и жертвами. «Поднятая целина» (1932–1960) М.А. Шолохова. Михаил Шолохов писал о событиях коллективизации, не просто наблюдая эти события с очень близкого расстояния, но деятельно участвуя в них. Уже в 1929 году он сообщает своему другу в Москве Е.Г. Левицкой о ходе хлебозаготовок: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен». Он предлагает: «Надо на густые решета взять всех, вплоть до Калинина (М.И. Калинин – «Всесоюзный староста» в те годы); всех, кто лицемерно, по-фарисейски вопит о союзе с середняком и одновременно душит этого середняка». Е.Г. Левицкая нашла способ передать копию этого – а затем и других тревожных писем этих лет Шолохова – И.В. Сталину. По его письмам-сигналам на Дон выезжали комиссии для обуздания ретивых администраторов, завозился хлеб в помощь обобранным крестьянам, вновь разбирались дела репрессированных. Приведём одно признание Шолохова: «На название («Поднятая целина») до сей поры смотрю враждебно. Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит». Но восстановить первоначальное, отвергнутое и редакцией «Нового мира», и друзьями в Вёшенской («С потом и кровью»), не смог. «Поднятая целина» была завершена и опубликована (в 2-х книгах) в 1960 году и стала – в особенности 2-я книга – крайне важным звеном всей «деревенской прозы». Первый съезд Союза писателей СССР. Съезду предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», которым упразднялись многие литературные организации – и прежде всего РАПП (Российская ассоциация пролетарских писа
20
Русская литературa XX века телей) и создавался единый Союз писателей. Культура выдвигалась на первый план как самый надёжный бастион в борьбе против бесовщины фашизма. В это время появилась знаменитая статья М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», обращённая к писателям мира, к их разуму и совести: она легла в основу многих решений конгресса писателей в защиту культуры (Париж, 1935), в работе которого среди других участвовал Б.Л. Пастернак. Съезд писателей был открыт 17 августа 1934 года в Колонном зале в Москве вступительной речью М. Горького, в которой прозвучали слова: «Мы выступаем в стране... где неутомимо работает железная воля Иосифа Сталина... С гордостью и радостью открываю первый в истории мира съезд литераторов». В дальнейшем чередовались писательские доклады – самого М. Горького,
С.Я. Маршака (о детской литературе), А.Н. Толстого (о драматургии) – и партийных функционеров Н.И. Бухарина, К.Б. Радека, А.А. Жданова и др. Из всех вариантов определения творческого метода новой литературы, выработанных ещё в 20-е годы, – «монументальный» реализм, «героический», «динамический», «романтический» – съезд выбрал наиболее скромный, близкий эпохе и одновременно связывающий её с классической эпохой реализма – социалистический реализм. Согласно главнейшему требованию этого метода, уточнённому Горьким, советский писатель не иллюстратор заданных истин: «это живое лицо, энергичный участник всего того, что творится в стране, он должен быть вездесущим, всепонимающим… титул «инженер человеческих душ» у нас относится к литератору». На практике же литература и искусство оказались подчинены принципам идеологии и политики, что привело к запретам, на долгие годы устранявшим из духовной жизни народа талантливые произведения.
ОбОбщим изученнОе
1. Тридцатые годы – молодость будущего фронтового поколения. Какие песни, кинофильмы этого времени вам известны, какое настроение в них преобладает? 2. Как отразился в литературе 30-х годов процесс коллективизации? Какие произведения на эту тему вы читали?
Приглашаем в библиотеку Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996). М., 1998. Голубков М. Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2004. История советской литературы: новый взгляд. М., 1999. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ в
18
Русская литературa XX века В годы репрессий погибли такие известные прозаики 20–30-х годов, как Артём Весёлый, Борис Пильняк, Исаак Бабель и др., молодые поэты Павел Васильев, Борис Корнилов, разделившие печальную участь старших своих наставников Николая Клюева и Сергея Клычкова и др. Ещё страшнее был, пожалуй, массовый надлом в сознании художников. Ольга Берггольц с болью и горечью сказала об этом времени: Нет, не из книжек наших скудных, Подобья нищенской сумы, Узнаете о том, как трудно, Как невозможно жили мы. И в духоте бессонных камер, Все дни и ночи напролёт, Без слёз разбитыми губами Шептали: «Родина... Народ». В этих условиях многие поэты и писатели обращались к работе в сфере художественного перевода (Н. Тихонов, Б. Пастернак, Н. Заболоцкий) или создавали как главное своё творение дневники, опубликованные после смерти (М.М. Пришвин, А.А. Первенцев и др.). Вместе с тем глубочайшие изменения – тематические, концептуальные, нравственные – сказались на всех уровнях литературного процесса 30-х годов. Выделим лишь самые кардинальные: 1) рождение новой песенно-лирической ситуации, появление героини, символизирующей величие и лирическую красоту России-родины («Стихи в честь Натальи» Павла Васильева и «Катюша» Михаила Исаковского); 2) приход писателей на рубежи индустриализации, коллективизации, в сферы рождения нового человека, нового народа («Поднятая целина» М. Шолохова, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Как закалялась сталь» Н. Островского); 3) расцвет исторического романа; 4) новый характер мировосприятия писателей эмиграции, новые взаимосвязи, литературные системы «метрополии» и эмиграции. Тридцатые годы – это время сотворения биографий, новых героев, новых сюжетов судьбы: этот процесс и запечатлели романы и очерки 30-х годов. О сложности, многомерности последнего предвоенного десятилетия говорит и эволюция драматургии. Не случайно после своеобразного засилья производственной темы в начале 30-х годов такой большой успех выпал на долю комедии-мистификации «Чужой ребёнок» (1933) В.В. Шкваркина (1894–1967), шедшей во множестве театров страны, в трёх парижских театрах, и лирической мелодрамы А.Н. Арбузова (1908–1986) «Таня» (1938). В дальнейшем Алексей Арбузов – создатель пьес «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Мой бедный Марат» (1965) – окончательно утвердил в русской драматургии тип светлой лирической драмы... Его театр порождал множество сложных вопросов: разве герои не совершают ошибок, не делают плохих дел, не остаются наедине с бедой – своей и чужой? Почему так сложна конечная оценка героев? Создатель пьесы «Таня» отвечал на подобные
19
Литературный процесс 30– 40-х годов вопросы так: «Как только я начинал понимать его (героя), я прощал ему грехи, а прощённый, он переставал быть отрицательным». Человеческий и творческий подвиг Николая Островского (1904–1936), создателя романа «Как закалялась сталь» (1932–1934), был также непростым продолжением 20-х годов в утверждении гуманистического смысла революции и ответом на многие запросы 30-х годов как времени предвоенного, полного сверхнапряжения в труде, в воспитании нового человека. Тема коллективизации в литературе. Что такое коллективизация в деревне? Почему она так противоречиво отразилась в прозе и поэзии начала 30-х годов? Коллективизация, предпосылкой которой был кризис хлебозаготовок зимой 1927/28 года, своего рода «крестьянский бунт», нежелание везти хлеб в государственные закрома по низким ценам, – это способ предельной централизации производства сельхозпродуктов, сосредоточения его в хозяйствах-гигантах. Колхозы были созданы для надёжности хлебозаготовок (чтобы обеспечить материальную базу индустриализации). Решено было вместо сотен тысяч мелких клочковатых хозяйств создать тысячи колхозов с общей пашней, едиными фермами, твёрдым планом по вывозу зерна осенью и т.п. На деле установки на «раскулачивание» и «обобществление» обернулись для крестьянства тяжкими страданиями и жертвами. «Поднятая целина» (1932–1960) М.А. Шолохова. Михаил Шолохов писал о событиях коллективизации, не просто наблюдая эти события с очень близкого расстояния, но деятельно участвуя в них. Уже в 1929 году он сообщает своему другу в Москве Е.Г. Левицкой о ходе хлебозаготовок: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен». Он предлагает: «Надо на густые решета взять всех, вплоть до Калинина (М.И. Калинин – «Всесоюзный староста» в те годы); всех, кто лицемерно, по-фарисейски вопит о союзе с середняком и одновременно душит этого середняка». Е.Г. Левицкая нашла способ передать копию этого – а затем и других тревожных писем этих лет Шолохова – И.В. Сталину. По его письмам-сигналам на Дон выезжали комиссии для обуздания ретивых администраторов, завозился хлеб в помощь обобранным крестьянам, вновь разбирались дела репрессированных. Приведём одно признание Шолохова: «На название («Поднятая целина») до сей поры смотрю враждебно. Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит». Но восстановить первоначальное, отвергнутое и редакцией «Нового мира», и друзьями в Вёшенской («С потом и кровью»), не смог. «Поднятая целина» была завершена и опубликована (в 2-х книгах) в 1960 году и стала – в особенности 2-я книга – крайне важным звеном всей «деревенской прозы». Первый съезд Союза писателей СССР. Съезду предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», которым упразднялись многие литературные организации – и прежде всего РАПП (Российская ассоциация пролетарских писа
20
Русская литературa XX века телей) и создавался единый Союз писателей. Культура выдвигалась на первый план как самый надёжный бастион в борьбе против бесовщины фашизма. В это время появилась знаменитая статья М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», обращённая к писателям мира, к их разуму и совести: она легла в основу многих решений конгресса писателей в защиту культуры (Париж, 1935), в работе которого среди других участвовал Б.Л. Пастернак. Съезд писателей был открыт 17 августа 1934 года в Колонном зале в Москве вступительной речью М. Горького, в которой прозвучали слова: «Мы выступаем в стране... где неутомимо работает железная воля Иосифа Сталина... С гордостью и радостью открываю первый в истории мира съезд литераторов». В дальнейшем чередовались писательские доклады – самого М. Горького,
С.Я. Маршака (о детской литературе), А.Н. Толстого (о драматургии) – и партийных функционеров Н.И. Бухарина, К.Б. Радека, А.А. Жданова и др. Из всех вариантов определения творческого метода новой литературы, выработанных ещё в 20-е годы, – «монументальный» реализм, «героический», «динамический», «романтический» – съезд выбрал наиболее скромный, близкий эпохе и одновременно связывающий её с классической эпохой реализма – социалистический реализм. Согласно главнейшему требованию этого метода, уточнённому Горьким, советский писатель не иллюстратор заданных истин: «это живое лицо, энергичный участник всего того, что творится в стране, он должен быть вездесущим, всепонимающим… титул «инженер человеческих душ» у нас относится к литератору». На практике же литература и искусство оказались подчинены принципам идеологии и политики, что привело к запретам, на долгие годы устранявшим из духовной жизни народа талантливые произведения.
ОбОбщим изученнОе
1. Тридцатые годы – молодость будущего фронтового поколения. Какие песни, кинофильмы этого времени вам известны, какое настроение в них преобладает? 2. Как отразился в литературе 30-х годов процесс коллективизации? Какие произведения на эту тему вы читали?
Приглашаем в библиотеку Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996). М., 1998. Голубков М. Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2004. История советской литературы: новый взгляд. М., 1999. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ в
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu