vineri, 13 ianuarie 2017

Дорогой друг!

Дорогой друг!
С первых лет жизни ты любовался прекрасным: маминым лицом, солнечным рассветом или закатом, деревьями в весеннем цвету или в золоте осени, травой, цветами...
Ты не раз пытался изобразить увиденное, радуясь своим первым успехам в
рисовании.
Этот учебник поможет тебе развить свои творческие способности. Мы хотим предложить тебе как можно больше полезных и необходимых сведений в области изобразительного искусства, чтобы с их помощью ты развивал свои художественные навыки и повышал свой общий уровень
культуры.
Мы проиллюстрировали страницы книги не только схемами, но и наглядными зарисовками, работами учащихся, репродукциями произведений мирового и национального искусства, чтобы у тебя был свой маленький «учебник по истории искусства».
Мы бы очень хотели, чтобы этот учебник стал твоим близким другом, который будет тебя сопровождать в мире прекрасного.
С ним ты узнаешь много нового и интересного. Больше того, с его помощью ты, как маленький волшебник, сможешь проникнуть в ВЕЛИКИЙ МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Желаем больших успехов!
Авторы
-и класс
Глава 1
Инструменты, материалы и технические приёмы
В этой главе ты узнаешь:
ф какие инструменты тебе понадобятся; ф какие материалы ты будешь использовать в работе; ф какие технические приёмы помогут тебе рисовать лучше.
„шгможно «одазов ^ которые ня„о-
бумагои или кар’ нные материа-
сят различные художес оМОЩЬЮ
лы - “квареЛЬ’гу ™’ как перо, кисть, таких инстрУ^еиНлеПК’е предметов из пла- ручка, стека. Р потуются стекой, стилина или гл
Инструменты и художественные материалы
Для уроков нам понадобятся инструменты и материалы, уже знакомые по предыдущим классам. Выберем инструменты в соответствии с имеющимися в нашем распоряжении материалами.
Кисть - это предмет различных размеров, сделанный из пучка щетины, волокон шерсти, волос или синтетических нитей, прикреплённых к деревянной или металлической рукоятке.
Кисти бывают мягкие и жёсткие, тонкие, толстые и др. Мягкие кисти (рис. 1.1) используют для выполнения работ тушью, акварелью, гуашью и др. Рис. 1.1. Мягкие кисти
3-й класс
Рис. 1.2. Жёсткие кисти
Рис. 1.3. Мазки маслом, нанесённые жёсткой кистью
Правильный выбор бумаги важен так же, как выбор качественных материалов.
Для выполнения работы карандашом, тушью, фломастером используем гладкую бумагу с ровной поверхностью, а для работы акварелью и гуашью - более толстую и шершавую бумагу.
Рис. 1.4. Мазки (акварелью), нанесённые разными кистями
Жёсткие кисти (рис. 1.2) используют для работы масляными красками (рис. 1.3). Для мелких деталей необходимы тонкие кисти с заострённым концом, а для более крупных - широкие (рис.
1.4). Большими кистями легче покрыть большие поверхности.
Палитра (рис. 1.5) - это деревянная дощечка, пластина из пластика или лист белой плотной бумаги (используется только для акварели), на которых смешивают краски.
Рис. 1.5. Палитра
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
Стека - это инструмент различных форм из дерева или пластика, используемый при лепке из глины или пластилина (рис.1.6).
Рис. 1.6. Стеки
Мастихин (рис. 1.7) - это металлический инструмент в форме лопатки, с помощью которого смешивают, соскабливают или накладывают краски, клеи и специальные пасты.
На рабочем столе художника, начинающего или опытного, всегда должен быть ластик, чтобы стирать с рисунка ошибочно нанесённые или лишние линии карандашом.
Традиционные художественные материалы
ти»'и1’Л’ри1
узнт ещё.
„.в Древнем Египте палитрой пользовались при изготовлении грима.
* Пиноккио - очень любознательный литературный герой
Рис. 1.7. Мастихины
Самыми распространёнными в изобразительном искусстве инструментами и художественными материалами являются карандаши с графитовым стержнем, цветные карандаши, уголь, фломастер, акварель, гуашь, глина, пластилин и др.
В начальных классах рекомендуется использовать карандаши с графитовым стержнем (рис. 1.9) средней твёрдости (с пометкой НВ) и мягкие (2В) (рис. 1.8).
Графит - минерал тёмносерого или чёрного цвета, употребляемый для изготовления карандашных стержней.
Рис. 1.8. Маркировка карандашей
Графитовый
стержень
Деревянный футляр (оправа)
Рис. 1.9. Карандаши с графитовым стержнем
3-й класс
Рис, 1.10. Цветные карандаши
Tf.fb'rlrj'S'/’ll
—I ///J*.
узнал еще,
„.до XVI века карандаши изготавливали из серебра или свинца.
С|1 ММ1|МЬ>
Гуммиарабик - это твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акации, произрастающими в южных странах, из которой получают клейкое вещество; используется в живописи;
свинцовые белила - это белая минеральная краска на основе свинца(химического элемента); матовый - лишённый блеска.
У цветных карандашей (рис. 1.10) стержень толще и жирнее, чем у карандашей с графитовым стержнем. При сильном нажатии на цветной карандаш получаем жирный, блестящий след, который труднее стереть ластиком (резинкой).
Уголь (рис. 1.11) получают обжигом дерева. Более практичен прессованный уголь: он реже ломается. Используется уголь для передачи тонов, от серого до насыщенного чёрного.
Фломастер (рис. 1.12) - это тюбик с пористым стержнем внутри, пропитанным красителем (тушью, цветными чернилами и др.). Основой для работы фломастером может быть бумага, картон, пластик и др. Чем поверхность более гладкая, тем легче рисовать.
Линии, нанесённые фломастером, не стираются, поэтому работать им надо очень внимательно.
Рис. 1.12. Фломастеры
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
9
Акварель - это прозрачная краска, легко растворимая в воде. Готовят её в твёрдом виде (брикеты, таблетки; рис. 1.13) или вязком (тюбики, рис. 1.14). Состоит акварель из красителей, смешанных с гуммиарабиком, яичным белком, мёдом.
Гуашь (рис. 1.15) - это непрозрачная краска, легко растворимая в воде. Готовят её в виде густой пасты из клея, смешанного с минеральными красителями и белилами. Представляет собой пасту, налитую в тюбики или баночки. Легко растворяется в воде, но, в отличие от акварели, гуашь не прозрачная, а матовая, может быть и белой. Смешивая белую гуашь с красками другого цвета, можно получить различные тона этих цветов. Прежде чем начать работать, взболтайте содержимое тюбика или баночки. Обычно краску в виде пасты покрывает слой жидкости.
Рис. 1.15. Гуашь
Рис. 1.13. Твёрдая акварель
Рис. 1.14. Акварель в тюбиках
Тон - это оттенок краски, полученный при сочетании её с белой или чёрной, тёмной или светлой красками.
Не советуем пробовать акварель и другие художественные материалы на вкус. Это негигиенично и может повредить здоровью.
Глина (рис. 1.17) - это материал, добытый из земли. Она зеленоватожёлтого цвета, мягкая и легко поддаётся лепке. Используется в керамике (рис. 1.16) и скульптуре.
Рис.1.16. Сергей Чоколов. Домик. Керамика
узнал ещё,
„.глину можно наити во многих местах и в большом количестве. При добавлении в неё воды получают материал для лепки.
Поэтому многие художники лепят свои будущие скульптуры сначала из глины, выполняя модель небольшого размера. Так им легче увидеть недостатки в работе до того, как она будет выполнена в натуральную величину.
Пластилин (рис. 1.18) - это искусственный материал, используемый в лепке. Он состоит из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и красителей. Из этой густой пасты легко можно лепить фигурки птиц и животных, а также овощи, фрукты и др. (рис. 1.19).
Рис. 1.18. Пластилин
Рис. 1.19. Фигурки из пластилина
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
11
Технические приёмы
Существует много приёмов, с помощью которых можно рисовать, писать красками или лепить различные фигурки. Мы выбираем технику в зависимости от материалов, которыми располагаем. Эта техника также должна соответствовать выбранной цели. Это может быть рисунок, картина, коллаж, танграм (сложенные особым образом плоские геометрические фигуры), мозаика и т.д.
Техника рисунка графитовым карандашом
Самой распространённой техникой является работа карандашом (с графитовым стержнем). Им можно проводить различные виды линий (рис. 1.20, 1.21): горизонтальные, вертикальные, наклонные, округлые.
Рис. 1.20. Различные виды штриховки карандашом
Рис. 1.21. Эдуард Мане. Портрет мадам Жюли Гийме
Важно перед началом работы хорошо подточить карандаш (рис. 1.22). Им нужно очень аккуратно вести по бумаге, намечая таким образом подходящий контур. Если мы хотим получить тонкую линию, проводим её заострённым концом. Чем больше наклонять
б)
а)
Рис. 1.22. Карандаш, подточенный точилкой (а) и специальным ножом (б)
3-й класс
Рис. 1.23. Карандашные штрихи разной силы нажима на карандаш
Чтобы рисунок был аккуратным, хорошо подложить под руку лист белой бумаги. Оставшиеся на бумаге крошки от резинки удаляем щёточкой.
Рис. 1.25. Детский рисунок цветными карандашами
карандаш к бумаге, тем толще будет линия (рис. 1.23). Сочетанием более или менее интенсивных штрихов можно передать объём предмета, выделить его освещённые и затемнённые части (рис. 1.24).
Рис. 1.24. Примеры передачи объёма предметов при помощи штрихов
Техника рисунка цветными карандашами
Цветные карандаши - это самый удобный материал для начинающих (рис. 1.25).
Как и карандаши с графитовым стержнем, цветные карандаши нужно хорошо подточить. Чтобы на рисунке получить разные оттенки светлого и тёмного, можно
цветным карандашом заштриховать предмет в разных направлениях или усилить на-
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
жим карандаша на бумагу, а также выполнить штриховку более частыми штрихами (рис. 1.26). Умело пользуясь цветными карандашами, можно создать разные удачные в художественном отношении композиции.
] зШш///
Тіп.игґ^п
узнан еще\
...для создания композиций многие художники делали карандашные наброски главных героев. Завершить эти проекты некоторым так и не удалось. Но их творческие идеи сохранились в набросках.
___________іЛііірЬ
Набросок - быстрый рисунок, передающий основные черты предмета.
Рис. 1.26. Образцы штриховки
Практические упражнения
1. Выполни рисунок карандашом с графитовым стержнем (куб, кувшин, яблоко).
2-
Нарисуй цветными карандашами пейзаж своего любимого времени года. Проанализируй оба рисунка и объясни, чем они похожи и чем отличаются.
Перед началом работы акварелью нужно приготовить стакан с водой, мягкую ткань для вытирания кисти и палитру для смешивания красок.
Рис. 1.29. Получение оттенков цвета путём смешения двух красок
Рис. 1.30. Получение более светлых тонов разбавлением водой
Техника акварели
Акварелью работают по сухой бумаге (рис. 1.27) или по мокрой (рис. 1.28). На сухую бумагу акварель наносят тонкими слоями, ча-
Рис. 1.27. Работа, выпол- Рис. 1.28. Изображение, полу- ненная по сухой бумаге ченное на мокрой бумаге
сто разбавляя её водой. На мокрой поверхности краски очень легко сливаются, получаются различные цветовые смешения. Сочетанием двух-трёх красок можно добиться нужных оттенков (рис. 1.29). Для получения более светлых тонов в акварель добавляют больше воды (рис. 1.30).
Рис. 1.31. Детский рисунок акварелью
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы 15
Рис. 1.33. Анри Кросс. Пейзаж в Лавандо. Акварель по сухой бумаге
„.акварель использовали египтяне при записях на папирусе, китайцы - в росписи по шёлку. Великие художники часто пользовались этой техникой.
Рис. 1.32. Генри Миллер. Морской пейзаж. Акварель по сырой бумаге
Техника гуаши
Гуашью пишут по сухой бумаге. В отличие от акварели, работу, выполненную гуашью, можно исправить, перекрыв нижний высохший слой новым цветом. Можно получить разные тона - более светлые, более тёмные - добавлением белой краски (рис. 1.34, 1.35). После высыхания работа теряет блеск, цвета становятся матовыми.
Гуашью можно работать как на бумаге, так и на картоне.
Рис. 1.34. Игорь Виеру. Иллюстрация к букварю. Гуашь, акварель
Тюбик с гуашью нужно хорошо закрывать после каждого использования, иначе она высохнет. Если гуашь очень сухая, её разбавляют водой.
Рис. 1.35. Детский рисунок гуашью
Практические упражнения
Смочи чистой водой лист бумаги, нанеси акварель кистью, используя несколько красок. Заметь, как они сливаются.
2. На сухой лист нанеси гуашь слоями. Чем отличается работа акварелью от работы гуашью?
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы 17
Нетрадиционные художественные материалы
На уроках художественного воспитания используют как традиционные рабочие материалы (которые мы изучали на первых уроках), так и нетрадиционные (рис. 1.36). Вокруг нас существует большое разнообразие материалов, которые могут предоставить неограниченные возможности для творческой фантазии. Например, природные материалы (соломинки, веточки, листья, лепестки, семена, шишки, жёлуди, каштаны, семена и др.) или разные вышедшие из употребления предметы: пластиковые бутылки, коробки, флаконы, бусинки, спички и т. д.
Подготовка природных материалов
Природа предоставляет неповторимое разноцветье красок и многочисленное разнообразие форм, иногда довольно причудливых. Всё это только нужно разглядеть.
Итак, на прогулке в сквере или парке, во время похода в лес или горы, морской прогулки будем собирать интересующие нас материалы. Чем больше и разнообразнее материалов соберём, тем легче и интереснее будет работать (рис. 1.37).
Как правило, собирать растения для уроков художественного воспитания можно круглый год.
Собранные растения нужно сначала высушить.
Природные материалы обычно хранят в открытых коробках, а листья кладут под пресс между двумя бумажными листами. Прессом может служить внутренняя часть объёмной книги (рис. 1.38), но листья растений и цветы
Рис. 1.36. Этого ежа смастерили из разных нетрадиционных материалов
Рис. 1.37. Из спрессованных и засушенных цветов получаются чудесные композиции!
3-й класс
нельзя раскладывать прямо на странице. Чтобы не запачкать её соком, сначала их перекладывают салфетками. В таком положении растения остаются до полного высыхания.
Шишки хвойных деревьев тоже могут быть замечательным рабочим материалом для уроков по художественному воспитанию (рис. 1.40).
Рис. 1.38. Так можно засушить и спрессовать растения или их части
Рис. 1.39. Композиция из осенних листьев
Рис. 1.40. Умелые руки найдут хорошее применение сосновым шишкам и жёлу- дям
В зависимости от времени сбора размеры и цвет у шишек разные, они могут служить прекрасным материалом для составления разных оригинальных композиций.
Так же успешно можно использовать и дубовые жёлуди. Их собирают в сентябре-октябре, когда плоды становятся сухими и сами падают с дерева. Жёлуди собирают вместе с чашечками, которые тоже можно использовать как рабочий материал. Как и шишки, жёлуди хранят в открытых коробках. Для более лёгкой обработки жёлуди до начала работы держат в воде два-три часа.
Для выполнения интересных художественных работ часто используют и каштаны (рис. 1.41). Твёрдые плоды можно легко резать или прокалывать.
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
Каштаны отличаются по форме и размеру. Из них можно создавать интересные стилистические композиции. Каштаны, как и дубовые жёлуди, перед работой замачивают.
Осенью можно собирать семена деревьев, цветов, фруктов и овощей (рис. 1.42). Для лучшего хранения семена фруктов и овощей нужно вымыть и просушить.
Нетрадиционным материалом для созда-
Рис. 1.41. Каштаны - хороший материал для проявления творческой фантазии
ния разных поделок может служить доступное всем солёное тесто. Его легко замесить, лепить из него несложно. К тому же оно долго хранится в холодильнике (рис. 1.43).
Композиции из нетрадиционных материалов
С древнейших времен наши хозяйки пекли разнообразные кондитерские изделия, укра- ная из разных семян
Рис. 1.42. Бабочка, сделан-
шая их на праздники орнаментами, придавая им форму цветка, зверушки или птицы (голубя, например) (рис. 1.44).
Рис. 1.43. Приготовленное таким образом тесто можно долго хранить в холодильнике
Рис. 1.44. Вылепленная из теста фигурка - голубок
Материалом для изготовления разных нетрадиционных поделок могут служить и самые обычные бумажные столовые салфетки. Из них можно составить разноцветные коллажи (рис. 1.45). Салфетки разного цвета сначала рвут на мелкие части, потом каждую из них
узнал еще,
Начиная с XX века искусство всё заметнее опирается не на признанные правила, материалы и инструменты, а на новые и на свободу воображения. Всё, что нужно, - дать волю своим чувствам и идеям.
сминают. Комочки бумаги смазывают клеем (на небольшом участке) и приклеивают на плотную бумагу, картон и т. д.).
Из листьев, разных по размеру, цвету и форме, можно создать оригинальные композиции, изображающие различных существ. Например, белку (рис. 1.46).
Сначала выбираем цветной картон, на который будут приклеены листья. Цвет картона должен усилить оттенки листьев и подчеркнуть выразительность работы.
Первый этап. Нарисуем на картоне белку (1), сравним затем заранее приготовленные листья с различными частями зверька (2). Для туловища выберем большой берёзоРис. 1.45. Этот оригинальный осенний вый лист и положим его на картон, лист сделан учеником начальных классов не приклеивая. Для хвоста подберём
из обычных столовых салфеток берёзовый лист, а для передних лапок
найдём два небольших рябино-
Рис. 1.46. Этапы создания белки из листьев
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
21
вых листа или разрежем пополам лист акации. Задние лапки смастерим из двух половинок берёзового листа.
Сначала приклеим менее заметную лапку, находящуюся за туловищем зверька, поместив её за большой лист (туловище), а переднюю лапку закрепим на туловище.
Для головы также используем берёзовый лист, но поменьше.
Из других листьев вырежем ушки. А для глаз можем использовать различные семена или горошину чёрного перца, разрезанную пополам.
Рис. 1.47. Скульптура из тыквы Рэя Виллафэйна (см. текст ниже)
ТІ!
1-І г]'*'/•! I Г) !
узнал ещЄ
„.работа с нетрадиционными материалами может превратить любителя в мастера. Так случилось с американцем Рэем Виллафэйном. Родившийся в небогатой семье, ребёнок сам мастерил себе игрушки из... тыквы. Окончив школу искусств, юноша продолжил работать с тем же необычным материалом. В его коллекции собралось множество красочных и выразительных скульптур. В 2010 году Виллафэйна пригласили в Белый дом, чтобы он сделал несколько скульптур из того же, собранного на бахче материала.
Объёмные композиции
Из природного материала можно выполнять разные объёмные работы.
Для этого надо приготовить различные материалы: бумагу, картон, медную проволоку, шерсть, пластик-полистирол, зубочистки и т. д.
Для выполнения объёмных работ из природных материалов сначала проанализируем модель (птица, животное и др.), подбирая материалы, похожие на определённые части туловища.
Например, голова петуха может быть сделана из жёлудя (рис. 1.48), можно также исполь-
Рис. 1.48. Попытайтесь определить, какие материалы использовал юный скульптор в этой работе
\#
Смешанная техника - метод, позволяющий использовать несколько рабочих приёмов. Такие, как например, монотипия в акварели и туши или создание смешанного коллажа при помощи разных материалов.
—1—и.
узнал ещё
В XX веке художники экспериментировали со способами изображения на нетрадиционной основе, начали вводить в живописное полотно материалы и предметы.
Такие смежные техники как введение в живописное полотно куска клеёнки или газеты широко использовали художники Пабло Пикассо и Жорж Брак. У нас эти техники применяли Михаил Греку, Андрей Сырбу и др.
Рис. 1.49. Лебединое озеро.
Коллаж. Чуточку фантазии и терпения - и работа готова!
зовать для этого ягоду шиповника). Для туловища можно подобрать не только шишку, но и заострённый жёлудь или каштан: важно, чтобы он был похож на туловище петуха.
Прикрепим голову к туловищу с помощью заострённой веточки. Также используем веточки, чтобы прикрепить к туловищу лапки из чашечек желудей.
Затем займёмся деталями. Из нескольких маленьких перьев сделаем хвост и гребень.
Клюв можно сделать из двух веточек или вылепить из пластилина.
Смешанные техники
При выполнении работ из нетрадиционных материалов обычно используют смешанные техники. Материалы можно комбинировать самым неожиданным образом (рис. 1.49).
В случае, когда два элемента нужно соединить, можно использовать клей. А если возможно, продырявим их и соединим зубочистками.
Для более сложных работ можно использовать как природные материалы (шишки, листья, кору деревьев, семена ...), так и искусственные (полистирол, проволоку, пуговицы,
Глава 1. Инструменты, материалы и технические приёмы
пластырь, бусы). Разнообразие используемых материалов позволит нам создавать оригинальные работы (рис. 1.50). Важно, чтобы эти материалы сочетались.
В изобразительном искусстве смешанные техники значительно расширяют выразительные возможности, облегчая в то же время создание эффектов, которых невозможно добиться традиционными техниками.
Рис. 1.50. «Виноградная гроздь» из кукурузных зёрен и кленового листа
Практические упражнения
1. Какие нетрадиционные материалы используют на уроках художественного воспитания?
2. Выполни коллаж из столовых бумажных салфеток.
3. Составь коллаж из нетрадиционных материалов на тему «Золотая осень».
4. Из природных материалов (шишек, желудей, каштанов и др.) выполни объёмную работу (птицу, животное).
Разгадывание кроссвордов поможет тебе проверить свои знания по теме, а также будет способствовать развитию твоего воображения.
Попытайся решить данный кроссворд сам или вместе с одноклассниками. Если не удаётся найти правильный вариант, перечитай тему в учебнике. Решив кроссворд, ты прочитаешь в выделенных клеточках название краски и одной из техник.
1. Инструмент, которым рисуют.
2. Инструмент, которым пишут картины.
3. Дощечка

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu