luni, 30 septembrie 2019

Николай Андреевич Римский-Корсаков Симфоническая картина «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Николай Андреевич Римский-Корсаков Симфоническая картина «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Николай Андреевич Римский-Корсаков был мастером оркестровых красок. Композитор Сергей Рахманинов отмечал, что партитуры Римского-Корсакова не оставляют никаких сомнений в том, какую «метеорологическую картину они призваны передать. Когда метет, снежинки как будто кружатся и бьются в стекло, но скрипки затихают, как только солнце появится на небосводе, и все инструменты сверкают вместе с ним почти в каждом такте; когда речь идет о воде, в оркестре вздымаются и пляшут волны... Звук становится холодным, стеклянным, когда описывается тихая морозная ночь с небом, усыпанным звездами. Это был великий мастер оркестровой живописи…». Оперы-сказки, сочиненные Римским-Корсаковым, открывают перед слушателем неведомый, пленительный мир фантастики и чудес. Музыка оперы «Сказка о царе Салтане» вдохновила художника Михаила Врубеля на создание картины «Царевна-Лебедь», которая изображает сказочную героиню с удивительно нежным и грустным лицом. В опере «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков создает изумительную музыкальную картину, рисующую полет шмеля. Для этого композитор использует такие Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) Михаил Врубель. Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» 90 Николай Андреевич Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» Будучи курсантом Морского кадетского корпуса (1862–1865 гг.), Н.А. Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание. Впечатления от этого путешествия композитор выразил в нескольких своих сочинениях, среди которых наибольшей популярностью пользуются опера «Садко» и симфоническая сюита «Шехеразада». Красивейшая музыка четырехчастной сюиты «Шехеразада» описывает сюжеты из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита начинается грозной музыкальной фразой, которую играют тромбоны, труба, контрабасы и другие инструменты оркестра. Это первая тема пролога сюиты, рисующая облик беспощадного царя Шахрияра. Когда оркестр умолкает, появляется тема Шехеразады, представленная нежным, чистым, немного печальным тембром солирующей скрипки. Так происходит завязка сюжетной нити произведения. Музыка переносит слушателя на просторы южного моря. Спокойное плавание Синдбадаморехода омрачено внезапно разыгравшейся бурей. Громадные, страшные волны одна за другой набрасываются на корабль путешественника. Борьба с разъяренными волнами рисуется с помощью всего арсенала звуковых средств оркестра. Но разбушевавшаяся стихия царствует недолго. Море успокаивается, и корабль Синдбада продолжает свой путь по просторам моря, сверкающего в солнечных лучах. Картины моря музыкальные средства, как повторение звуков одной высоты, быстрый темп, динамические оттенки, тембр струнных инструментов, особенно виолончелей.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu