luni, 30 septembrie 2019

Русские народные хороводные и плясовые песни

В русском музыкальном народном творчестве занимают видное место песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них – хороводные и плясовые песни. В старину у восточных славян хороводные песни входили в календарный земледельческий песенный цикл, являясь разновидностью весенних песен. Позднее хороводы и хороводные песни выделились из календарного весеннего цикла и их стали водить на протяжении почти всего теплого времени года, а по большим праздникам даже и зимой. По характеру движений хороводы можно разделить на две основные группы: круговые и некруговые хороводы-игры. Круговые хороводы в большинстве случаев сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни. Для некруговых хороводов-игр характерно разделение участников на две группы и движение, образно называемое «стенка на стенку». По характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов хороводные песни можно разделить на медленные лирические и быстрые – комедийно-бытовые, шуточные. Медленные хороводные песни близки протяжным лирическим песням. Широкому и плавному напеву соответствует такое же плавное, неторопливое движение участников хоровода. Для быстрых хороводных песен, как и для плясовых, характерен оживленный и даже весьма быстрый темп. Быстрые, ритмически четкие напевы шуточных хороводных песен часто сопровождаются припляской, притоптыванием, иногда и прихлопыванием в ладоши участников хоровода. Молодая пара в национальных костюмах 67 Наряду с хороводной песней другим широко распространенным песенным жанром является плясовая песня, исполняемая под пляску. «Русская народная хореография характеризуется богатством и разнообразием танцевальных движений, собственно танцевального шага, поступи, жестов, фигур и других элементов мужской и женской пляски. В подвижных и стремительных русских плясках «вприсядку» и с подскоком выражаются такие национальные качества русского характера, как сила, мужество, смелое удальство и – наряду с этим – горделивое сознание собственного достоинства» – отмечает Т.В. Попова в своей работе «Русское музыкальное народное творчество».

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu