Питательная ценность продуктов П и щ е в ы е п р о д у к т ы о со б е нно в а ж н ы д л я зд оровья чел овека. О н и я в л я ю тся не т о л ь ко и с т о ч н и к о м энерг и и для о р га н и зм а , н о и м а те р и а л о м для р о с та и восста н о в л е н и я к л е т о к и т ка н е й . П о т о м у н е о б хо д и м о и сп о л ь зо в а ть в п и т а н и и п р о д у к т ы к а к ж и в о т н о го , т а к Вспомните, что вы выучили на уроках «Технологического воспитания» в 4-м классе о правильном и здоровом питании. и р а с ти те л ь н о го п р о и с х о ж д е н и я . К о л и ч е с т в о п и та т е л ь н ы х вещ еств, н е о б х о д и м ы х д л я о р га н и зм а , кол еб л ется в за в и си м о сти о т возраста, п о л а чел овека, п о тр е б л е н и я и м э н е р ги и , врем ени го д а . Э н е р ги я , поставл я ем ая п р о д у к т а м и , изм еряется в к а л о р и я х и назы вается к а л о р и й н о с т ь ю . П р и опред ел ен ии состава п и щ и у ч и ты в а е тс я не т о л ь ко ка л о р и й н о с т ь , н о и ко л и ч е с тв о п р о те и н о в , со д е р ж а щ и х с я в п ищ е. ------------------------- Протеины называют биологическими кирпичиками, из которых построено человеческое тело. Ежедневно человек должен потреблять 80-100 г протеинов. Схема 3.1. Состав пищи 47 КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО И ЗДОРОВЬЕ Ключевые слова я Калория Калорийность Углеводы Липиды Витамины Минеральные вещества Н е д о с т а т о к п р о т е и н о в в о р г а н и з м е р е б е н к а з а м е д л я е т р а з в и т и е р е ч и и р о с т а к о с т е й . Д е ф и ц и т ж и р о в в о р г а н и з м е в е д е т к а т е р о с к л е р о з у и з а б о л е в а н и я м п е ч е н и . Н е д о с т а т о к у г л е в о д о в в о р г а н и з м е в ы з ы в а е т г о л о в н ы е б о л и , г о л о в о к р у ж е н и е , п о н и ж е н и е т р у д о с п о с о б н о с т и . Д л я у с т р а н е н и я э т и х с и м п т о м о в д о с т а т о ч н о с ъ е с т ь л о ж е ч к у м ё д а и л и н е с к о л ь к о к у с о ч к о в с а х а р а . Рис. 3.1. Молочные продукты — источник кальция ------------------------ Для роста костей детям ежедневно необходим кальций. Кальций содержится в молочных продуктах, орехах, фасоли и т. д. Лучший источник кальция — рыба. ------------------------ В любое время года рекомендуется употреблять овощи и фрукты. Витамины р е г у л и р у ю т д е я т е л ь н о с т ь н е р в н о й с и с т е м ы , у в е л и ч и в а ю т с о п р о т и в л я е м о с т ь о р г а н и з м а к и н ф е к ц и о н н ы м з а б о л е в а н и я м . В а ж н е й ш и м и д л я о р г а н и з м а ч е л о в е к а я в л я ю т с я в и т а м и н ы А , В , С , В . Г л а в н ы е минеральные вещества д л я р а з в и т и я о р г а н и з м а — к а л ь ц и й , ж е л е зо , й о д . Кальций с о д е й с т в у е т ф о р м и р о в а н и ю к о с т н о й с и с т е м ы . Железо в х о д и т в с о с т а в к р а с н ы х к р о в я н ы х т е л е ц . Йод — о с н о в н о й э л е м е н т д л я о б р а з о в а н и я г о р м о н о в . Учимся, играя Найдите ключ к решению ребуса, и вы прочтёте в нитке бус название веществ, очень необходимых нашему организму. 48 КЛАСС 5 Б. Правильное питание в зависимости от времени года В е с н о й о р г а н и з м и с п ы т ы в а е т н е д о с т а т о к в и т а м и н о в . В э т о в р е м я г о д а р е к о м е н д у е т с я у п о т р е б л я т ь л и м о н ы , с о л е н и я , о в о щ и , зе л е н ь ( ш п и н а т , к р а п и в у , л у к , з е л ё н ы й ч е с н о к , у к р о п , п е т р у ш к у , щ а в е л ь ). Л е т о м о с о б о р е к о м е н д у е т с я е с т ь м о л о ч н ы е п р о д у к т ы , о в о щ и и ф р у к т ы , п о с к о л ь к у о н и л у ч ш е у с в а и в а ю т с я о р г а н и з м о м . О с е н ь ю б у д е м г о т о в и т ь б л ю д а и з м я с а , м о л о к а , р ы б ы , я и ц , б р ы н з ы , р а з н ы х о в о щ е й , м у ч н ы е и з д е л и я . З и м о й п и т а н и е д о л ж н о с о д е р ж а т ь б о л ь ш е е к о л и ч е с т в о п и т а т е л ь н ы х в е щ е с т в , о б р а з у ю щ и х т е п л о ( с л и в о ч н о е м а с л о , с м е т а н а , м о л о к о , м я с о ), п р о д у к т ы , с о д е р ж а щ и е в и т а м и н С ( ф р у к т ы , о в о щ и , ш и п о в н и к ) . 3 ) ---------------- Овощи, которые можно употреблять в сыром виде, и фрукты — исключительный источник витаминов и минеральных веществ. Избегайте употребления жареного. Ш Работа в группе______________________________ Составьте на листе бумаги схемы списков продуктов, содержащих: а) протеины, б) углеводы, в) липиды, в) минеральные вещества. Представьте постеры. 1. Объясните значение продуктов питания для человеческого организма. 2. Какие пищевые продукты составляют основной источник витаминов для организма? Как, по вашему мнению, следует употреблять эти продукты? 3. Почему правильное питание зависит и от времени года? *• Нормы гигиены и безопасности труда на кухне: • к у х н я , её о б о р у д о в а н и е и и н в е н т а р ь д о л ж н ы с о д е р ж а т ь с я в ч и с т о т е и п о р я д к е ; • п о с у д у , в ы м ы т у ю с п е ц и а л ь н ы м м о ю щ и м с р е д с т в о м , с л е д у е т х о р о ш о п р о п о л о с к а т ь в о д о й ; • к у х н ю п е р и о д и ч е с к и п р о в е т р и в а ю т , с л е д я з а т е м , ч т о б ы н е б ы л о с к в о з н я к а ; • п и щ е в ы е о т х о д ы с о б и р а ю т в ё м к о с т и с к р ы ш к о й , в н у т р и к о т о р ы х н а х о д и т с я п о л и э т и л е н о в ы й п а к е т ; п а к е т с о т х о д а м и з а в я з ы в а ю т , з а т е м о т н о с я т в о т в е д ё н н о е д л я м у с о р а м е с т о ; • п р е ж д е ч е м н а ч а т ь р а б о т у , н а д е н ь т е ф а р т у к (рис. 3.2, а), в о л о с ы у б е р и т е п о д к о с ы н к у и л и к о л п а к ; • з а к а т а й т е р у к а в а о д е ж д ы , ч т о б ы о н а н е к а с а л а с ь п и щ е в ы х п р о д у к т о в и п о с у д ы ; а б Рис. 3.2. Фартук (а); варежка-прихватка для горячей посуды (б) 49 • в ы м о й т е р у к и с м ы л о м ; • н е л ь з я з а с т е г и в а т ь о д е ж д у б у л а в к а м и ; • э л е к т р о б ы т о в ы е п р и б о р ы и у с т р о й с т в а м о ю т т о л ь к о п о с л е о т к л ю ч е н и я и х о т э л е к т р о с е т и ; • в к л ю ч а т ь и в ы к л ю ч а т ь э л е к т р о п р и б о р ы н у ж н о т о л ь к о с у х и м и р у к а м и ; • н е л ь з я п р о в е р я т ь р у к о й , х о р о ш о л и н а т о ч е н н о ж ; • г о р я ч у ю п о с у д у с н и м а ю т с о г н я с п е ц и а л ь н о н а д е т о й в а р е ж к о й - п р и х в а т к о й (рис. 3.2, б); • в се п р и б о р ы , в т о м ч и с л е и к у х о н н у ю п л и т у , и с п о л ь з у ю т в с о о т в е т с т в и и с п р а в и л а м и э к с п л у а т а ц и и . КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО И ЗДОРОВЬЕ Рис. 3.3. Электробытовые приборы: а — миксер, б — электрический чайник, в — кухонный комбайн, г — микроволновая печь В. Предупреждение отравления продуктами В с е г о д н я ш н и х м а г а з и н а х б о л ь ш и н с т в о п и щ е в ы х п р о д у к т о в п р о д а ё т с я в упаковке (рис. 3.4). Ч а щ е в с е г о в с т р е ч а ю т с я у п а к о в к а б у м а ж н а я , к а р т о н н а я , ж е с т я н а я , п л а с т м а с с о в а я и т . д . В и д у п а к о в к и в ы б и р а е т с я в з а в и с и м о с т и о т п р о д у к т а . С о д е р ж а щ а я с я н а у п а к о в к е и н ф о р м а ц и я я в л я е т с я с п о с о б о м о б щ е н и я м е ж д у п р о и з в о д и т е л е м и п о т р е б и т е л е м . О н а в к л ю ч а е т : д а т у и з г о Вспомните, что вы узнали в начальных классах на уроках «Технологического воспитания» об определении качества продуктов по запаху, вкусу, цвету. т о в л е н и я и с р о к г о д н о с т и , п и т а т е л ь н у ю ц е н н о с т ь п р о д у к т а , с о с т а в , с п о с о б п р и г о т о в л е н и я , у к а з а н и я п о х р а н е н и ю и т . п . (рис. 3.5). П р е ж д е ч е м к у п и т ь п р о д у к т , в н и м а т е л ь н о п р о ч и т а й т е и н ф о р м а ц и ю н а у п а к о в к е , о с о б е н н о д а т у и з г о т о в л е н и я и с р о к г о д н о с т и т о в а р а . П и щ е в ы е п р о д у к т ы у п а к о в ы в а ю т с я д л я б о л е е д л и т е л ь н о г о х р а н е н и я и з а щ и т ы п о т р е б и т е л я о т п и щ е в ы х о т р а в л е н и й . С в е ж е с т ь мясных и рыбных к о н с е р в о в , у п а к о в а н н ы х в м е т а л л и ч е с к и е б а н к и , п р о в е р я е т с я п о в и д у б а н - Ключевые слова Упаковка Потребитель Состав Производитель Рис. 3.4. Пищевые продукты в разных видах упаковки 50 5 к и . Е ё к р ы ш к а н е д о л ж н а б ы т ь в з д у т о й и л и р ж а в о й . Н а н е й д о л ж н а б ы т ь в ы б и т а в м е т а л л е д а т а и з г о т о в л е н и я / с р о к г о д н о с т и . К о н с е р в ы х р а н я т в х о л о д н о м и с у х о м м е с т е . И х р е к о м е н д у е т с я у п о т р е б и т ь с р а з у п о с л е о т к р ы т и я б а н к и , а т о , ч т о о с т а л о с ь , к л а д у т в н а к р ы т о й к р ы ш к о й с т е к л я н н о й и л и ф а я н с о в о й п о с у д е в х о л о д и л ь н и к . Крупы и мучные изделия н у ж н о х р а н и т ь в м е ш о ч к а х и з т к а н и , б у м а г и и л и в с т е к л я н н ы х б а н к а х в с у х о м п о м е щ е н и и . Овощи и фрукты, в а ж н е й ш и й и с т о ч н и к в и т а м и н о в д л я ч е л о в е ч е с к о г о о р г а н и з м а , о с о б е н н о п о л е з н ы в с в е ж е м в и д е . И х х р а н я т в т е м н о т е , в п р о х л а д н о м м е с т е . ■ Индивидуальная работа____________ Обрати внимание на различные виды упаковки пищевых продуктов у вас дома. Прочитай указания на них. Есть ли какой-то продукт с истекшим сроком годности? Если да, то что ты с ним сделаешь? Почему? Как вы считаете, какая информация на упаковке пищевого продукта наиболее важна? Почему? Объясните, какова роль качества продуктов в питании человека. Объясните способ хранения пищевых продуктов. Прокомментируйте утверждение: Переедание вредит здоровью, вызывает разные болезни, сокращает жизнь. 1п§ге(Ие111е: ЦЛе йе уаса погтаИга^ этвдЛта сЫсе, ваге, ша!а, ^ еттта соа§и1апЙ йШгЩуЦ рег 100{> ёе ргоёиз.' рго1$те, § - 14,0 ЭйЦпй, 2 - 4,6 Ч^гР^и'С1ае> В - 1,0 * к а епег^еОсЗ, кся! -1 0 0 Рис. 3.5. Информация на разных упаковках ------------------------ Пища может стать источником отравления, если в неё попадёт немного моющего средства для посуды. А X С В В т П г В м К Заполните клеточки, и вы узнаете: 1-3. Признаки, указывающие на качество пищевых продуктов. 4. Предмет или материал, в который что-то упаковывают. 5. Материал, из которого производится упаковка.
scoala scoala de soferi scoala auto scoala de soferi pret scoala soferi scoala de soferi categoria b sofer cat b scoala de soferi categoria a cat costa scoala de soferi scoala de soferi sector 4 pret scoala de soferi examen auto școală de șoferi scoala de soferi categoria c pret scoala de soferi categoria b scoala soferi categoria a scoala de soferi profesionisti soferi profesionisti scoala auto online cursuri auto scoala de soferi ieftina scoala de soferi categoria d scoala particulara
Abonați-vă la:
Postare comentarii (Atom)
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu