Прежняя система европейского театра оформилась в эпоху Возрождения, в ней господствовало представление о суверенных правах и безграничных возможностях личности. Но уже тогда было замечено драматургами, что субъективные намерения личности и стремления одного человека, чтобы быть удовлетворëнным, должны нарушить интересы других людей. Постепенно выяснялось всё больше и больше, что человек не так уж и свободен, и к середине ХIХ века ограниченный в своих действиях человек меньше годился на роль театрального героя. Возникла потребность в новых героях и новой драме. И такая система сложилась. Знаменем нового театрального движения стал выдающийся норвежский драматург Генрик Ибсен, которого с полным основанием считают одним из главных создателей «новой драмы» – психологической, философской «драмы идей», что во многом определило художественный облик мировой драматургии почти на весь ХХ век. Ибсен оказал огромное влияние на Б. Шоу, который считал себя его учеником, даже А. Чехов не смог избежать влияния Ибсена. Именно у норвежца впервые ярко проявились черты «новой драмы». • Вспомните, каковы черты «новой драмы» А.П. Чехова. Если раньше, в прежней драме, персонажи располагались «друг против друга», то теперь – лицом к лицу с враждебной действительностью. Герой Ибсена должен дать отпор давлению среды, он сильная, но не исключительная личность в исключительных обстоятельствах, как у романтиков. Герой – сильная личность в обыденных обстоятельствах. Драматург обличает буржуазное общество, препятствующее человеку «быть самим собой» и осуществить своё предназначение, что замечательно проявилось в драме «Кукольный дом» (второе название – «Нора»). Благодаря Ибсену, театр рубежа конца ХIХ – начала ХХ веков стал изображать трагизм повседневной жизни, причём трагедию жизни не какого-то героя или героев, а всей жизни в целом. В 20-е годы ХХ века рождается эпический театр, создателем которого был великий немецкий драматург Бертольд Брехт. Он вводит принцип эпического повествования и перестраивает все элементы театрального представления, пользуется условностью. Эпический театр означает повествовательный, а с точки зрения масштаба происходящих на сцене событий – грандиозный. Также драматург использует свойство эпоса изображать происходящее со стороны, поэтому в эпическом театре между читателем (зрителем) и персонажем создаётся определённая дистанция. Брехт утверждает зависимость человеческих поступков от определённых общественных условий, но не освобождает человека от ответственности за свои действия. Брехт видел в авторах новой драмы своих учителей, но был острым оппо
15
нентом театра переживания, в котором актёру было необходимо не просто «пережить» чувства своего персонажа, но и внятно и сильно донести их до зрителя (система Станиславского). Брехт же утверждал, что актёр должен отстраниться от своего героя и критически посмотреть на него. Эффект остранения (очуждения) – способность посмотреть на проблему как на нечто неизвестное – это ещё одна особенность драмы Б. Брехта По мнению драматурга, прежняя драма, названная им «аристотелевской» (родилась в Древней Греции), культивировала чувства жалости и сострадания к людям. Взамен этих чувств Брехт призывает театр вызывать эмоции социального порядка – гнев против поработителей и восхищение героизмом борцов. Вместо драматургии, которая рассчитывала на сопереживание зрителей, Брехт выдвигает принципы построения пьес, которые бы вызывали в публике удивление и готовность к поступку, ясное осознание общественных проблем. Основную задачу театра Брехт видел в способности донести до публики законы развития человеческого общежития. Важное место в мировой драматургии принадлежит бельгийскому драматургу Морису Метерлинку. Он является основоположником символистской «новой драмы». Автор полемизировал с традиционным взглядом на природу трагического как на «борьбу одной жизни против другой», «вечный разлад между страстью и долгом». Истинная сущность трагического, считал Метерлинк, в «трагизме повседневной жизни» – это и есть реальный подлинный трагизм человеческого существования. Задача драматурга – изображать не исключительные события, а душевную жизнь человека. Он не признавал действия в драме. Слёзы людей молчаливы, поэтому истинный трагизм жизни проявляется не в поступке, а в «тишине и молчании». Метерлинк показывает трагизм повседневности, но в условно-поэтической форме. В его символистских пьесах человек стоит лицом к лицу с таинственными, неведомыми силами. Человек с его мечтами и надеждами – игрушка в руках судьбы. Он создал театр, где пауза значит не меньше, чем слово. Действующие лица объяты общим настроением тревоги и страха перед жизнью. Завораживающая атмосфера пьес Метерлинка – в томительном ожидании беды и в детской надежде на чудо. Великий испанский поэт Федерико Гарсиа лорка, расстрелянный в 1936 году фашистской хунтой Франко, создал образец поэтического народного театра. Поэтическое содержание народных трагедий Ф.Г. Лорки определяется двумя мотивами. Во-первых, он обращается к фольклору, который считает точкой опоры для современного искусства, а во-вторых, он улавливает в однообразном течении народной жизни тревожные ритмы приближающейся исторической трагедии. В его драмах сила страстного душевного порыва вступает в единоборство с мрачной силой косного быта, в пьесах много музыки, песен. Поэтический театр – это не особое направление в театральной культуре ХХ века. Не только у Метерлинка, Лорки, но и у рационалиста и аналитика Ибсена не исчезает поэзия. Поэтическое чувство свойственно и таким авторам новой драмы, как Чехов. И только Б. Шоу остался вне поэзии.
15
нентом театра переживания, в котором актёру было необходимо не просто «пережить» чувства своего персонажа, но и внятно и сильно донести их до зрителя (система Станиславского). Брехт же утверждал, что актёр должен отстраниться от своего героя и критически посмотреть на него. Эффект остранения (очуждения) – способность посмотреть на проблему как на нечто неизвестное – это ещё одна особенность драмы Б. Брехта По мнению драматурга, прежняя драма, названная им «аристотелевской» (родилась в Древней Греции), культивировала чувства жалости и сострадания к людям. Взамен этих чувств Брехт призывает театр вызывать эмоции социального порядка – гнев против поработителей и восхищение героизмом борцов. Вместо драматургии, которая рассчитывала на сопереживание зрителей, Брехт выдвигает принципы построения пьес, которые бы вызывали в публике удивление и готовность к поступку, ясное осознание общественных проблем. Основную задачу театра Брехт видел в способности донести до публики законы развития человеческого общежития. Важное место в мировой драматургии принадлежит бельгийскому драматургу Морису Метерлинку. Он является основоположником символистской «новой драмы». Автор полемизировал с традиционным взглядом на природу трагического как на «борьбу одной жизни против другой», «вечный разлад между страстью и долгом». Истинная сущность трагического, считал Метерлинк, в «трагизме повседневной жизни» – это и есть реальный подлинный трагизм человеческого существования. Задача драматурга – изображать не исключительные события, а душевную жизнь человека. Он не признавал действия в драме. Слёзы людей молчаливы, поэтому истинный трагизм жизни проявляется не в поступке, а в «тишине и молчании». Метерлинк показывает трагизм повседневности, но в условно-поэтической форме. В его символистских пьесах человек стоит лицом к лицу с таинственными, неведомыми силами. Человек с его мечтами и надеждами – игрушка в руках судьбы. Он создал театр, где пауза значит не меньше, чем слово. Действующие лица объяты общим настроением тревоги и страха перед жизнью. Завораживающая атмосфера пьес Метерлинка – в томительном ожидании беды и в детской надежде на чудо. Великий испанский поэт Федерико Гарсиа лорка, расстрелянный в 1936 году фашистской хунтой Франко, создал образец поэтического народного театра. Поэтическое содержание народных трагедий Ф.Г. Лорки определяется двумя мотивами. Во-первых, он обращается к фольклору, который считает точкой опоры для современного искусства, а во-вторых, он улавливает в однообразном течении народной жизни тревожные ритмы приближающейся исторической трагедии. В его драмах сила страстного душевного порыва вступает в единоборство с мрачной силой косного быта, в пьесах много музыки, песен. Поэтический театр – это не особое направление в театральной культуре ХХ века. Не только у Метерлинка, Лорки, но и у рационалиста и аналитика Ибсена не исчезает поэзия. Поэтическое чувство свойственно и таким авторам новой драмы, как Чехов. И только Б. Шоу остался вне поэзии.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu