miercuri, 2 octombrie 2019

XX век в зеркале лИтературнО-худОжеСтвенных теченИй

XIХ век уходил в прошлое, что оставлял он на литературной сцене, на поле литературных полемик? С одной стороны, ещё были сильны позиции реалистического искусства, которое рождалось из реалистического способа освоения действительности. Основным его принципом было показать «типического человека в типических обстоятельствах». Реализм опирался на принцип историзма, в основе которого – наблюдение и изучение действительности, стремление отразить объективные закономерности развития. Реалисты понимали общество как некую объективную целостность, подвластную систематизации и типизации в формах, аналогичных жизни. Познавательные возможности реализма раскрываются в произведениях выдающихся мастеров слова. В США – это Т. драйзер с его знаменитой «Трилогией желания» («Финансист», 1912, «Титан», 1914, «Стоик», 1946) и «Американской трагедией» (1925). В «Американской трагедии» Драйзер выводит среднего американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного,  слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, – его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги любой ценой: он погубил любившую его Роберту, стремясь жениться на богатой девушке. Грифитс является жертвой американской мечты, ставшей американской трагедией – это трагедия человека, погубленного буржуазной Америкой с еë девизом: деньги всë могут. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Верность традициям классического реализма XIХ века часто реализовалась в жанре романа-эпопеи. В Германии – это Т. Манн и его «Будденброки» (1901), за который он получает Нобелевскую премию 1929 г. В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи всë менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия таких бюргерских качеств,  как бережливость, усердие и обязательность. Потомки Будденброков всë больше и больше уходят от реального мира в религию, философию, музыку, а позже – в пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброков, но и утрата смысла жизни, воли к жизни. Финал произведения – это нелепые и трагические смерти последних представителей этого рода. Один из ярчайших представителей реализма в Англии – д. Голсуорси. Его «Сага о Форсайтах», написанная в 1906–1921 годах, была удостоена Нобелевской премии в 1932 году. В этом масштабном произведении он воссоздал нравы и психологию своего класса. Сам Голсуорси главную тему «Саги» определил как «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников». Источником вдохновения явились два его любимых писателя. «Я в большом
5
долгу перед Тургеневым, – писал Голсуорси. – У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного старого мастера, влекомый к нему каким-то внутренним сродством». Картину европейского реализма начала ХХ века невозможно представить  без французского писателя – Ромена Роллана, автора 10-томного романа-эпопеи «Жан-Кристоф» (Нобелевская премия 1915 г.). Он не раз заявлял, что влияние Льва Толстого было на него огромно, более того, в начале творчества он ученически обратился к великому писателю. В зрелый период традиции Л. Толстого ярко проявились в романе «Жан-Кристоф», где он показал себя мастером «диалектики души», воспринятой у Толстого. Ромен Роллан долгие годы был дружен с Максимом Горьким, являлся адресатом его писем. В них русский классик искренне делился со своим собратом взглядами на исторические события, литературу, искусство в целом. М. Горький посвятил Р. Роллану роман «Дело Артамоновых». Современники почувствовали в этом знак душевного расположения и глубокой признательности. Роллан видел свою роль в том, чтобы бороться с жестокостью и ненавистью везде и всегда. Он хотел быть моралистом в широком смысле слова, т.е. писателем, который воспитывает души, заставляет увидеть всё, что в них есть прекрасного. В его знаменитом романе фактически сформулировано понятие героического для ХХ века: «герой – это тот, кто делает, что может. А другие не делают». Роллан утверждает необходимость не только жертвенного порыва на поле брани, но и призыв к каждодневному и ежечасному деланию – поступку. У европейцев образу буржуа противостоял романтизированный образ художника. Европейские писатели дали убийственную характеристику бессовестному дельцу и беспринципному политикану, образы которых стали выражением появления натуры нового героя, а вернее «антигероя», в литературе и жизни. Таким образом, в литературе XX века сильны традиции реалистической типизации. Однако в воздухе явственно чувствовался кризис во всём, в том числе и в искусстве. Было ощущение, что мир опустошился: люди отвернулись от Бога, не признавали Его как нравственное начало в человеке, а Он покинул мир, в котором утрачивался высший смысл, рушились основные ценности западной цивилизации. Была подорвана вера в человека, в его нравственность, благот. драйзер (1871–1945) т. Манн (1875–1955) д. Голсуорси (1867–1933) р. роллан (1866–1944)
6
родство и доброту, в то, что он «венец всего живущего», как считали гуманисты Возрождения, в то, что он воплощение Разума, как провозглашали просветители XVIII века. Возникает и кризис гуманистической концепции. Казалось, путь к человеческому братству потерян навсегда! Создаётся стойкое впечатление, что принципы реализма недостаточны для утверждения гуманизма. Кризисность усиливалась с каждым годом и разрешилась катастрофой 1914 года – Первой мировой войной, когда предстояло на практике убедиться в несовершенстве человека и несовершенстве человеческого общества. Результатом войны явились революции не только в России, но и в других странах Европы, которые «добили» остатки этих ценностей и противопоставили им новые идеалы, самое значимое для которых – разрушение старого до основания. Искусство и художник вознамерились в чём-то восполнить пустоту мира и сделать само искусство чуть ли не новым божеством. Так появляется модернизм. Модернизм (т.е. «современный», «новый») начинается, если быть точным, ещё с символизма,  в Европе это произошло в XIХ веке. Первоначально под флагом модернизма выступили противники изжившего себя старого академического искусства. Художники начали с требования, что искусство должно быть искусством, а не дидактикой (поучением), политикой, идеологией. В мире без Бога, без неба оставалась лишь земля – вот к ней, к вещам, к «объектам», искусство и поворачивалось. В модернизме объективная реальность истолковывается по-разному, зачастую он открывает абсурд как качество реальности. Внутри модернизма сформировались различные течения. Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – одно из таких литературных явлений, распространившееся в последней трети XIX – начале XX вв. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление, поэтому скорее можно говорить о чертах импрессионизма. «Чистое наблюдение», провозглашëнное импрессионистами, подразумевало отказ от обобщения, от законченности. Это означало – никакого жёсткого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – интуицией, инстинктом. Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает прежде всего как особый ассоциативный принцип строения текста, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета. Французский писатель Марсель Пруст, один из родоначальников литературного модернизма, описывал психологические изменения человеческого «я» с течением времени. Он соединял в своём творчестве настоящие и минувшие события в единую цельную картину. Семитомная эпопея «В поисках утраченного времени» (1913–1925) – главное произведение Пруста. Писатель поставил перед собой сложную задачу – «перевести» книги человеческой души на общепонятный язык. Он заложил основу нового типа романа – романа «потока сознания». В основе творческого метода Марселя Пруста лежит импрессионизм, в границах которого писатель мог создавать реалистически правдивые человеческие образы, т.е. наблюдается переплетение модернистских и реалистических тенденций. Писателя занимала многоголосица мнений, что он и отразил в своём романе. Творчество Марселя Пруста стало определëнным этапом в развитии французской литературы. С его именем связано зарождение жанра психологической прозы. Душевный мир человека в произведениях Марселя Пруста становится миром материальным, едва ли не осязаемым и способным
7
своими переживаниями вытеснить на второй план мир реально существующий. Его опыт разнообразно отозвался в творческих исканиях многих западноевропейских писателей XX в.
поток сознания – приём в литературе ХХ века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу, который писал: «сознание – это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются». «Поток сознания» часто представляет собой своеобразный сконцентрированный «внутренний монолог». В нём связь с реальностью трудно восстановима. Поток сознания создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» чужие мысли.
Способ передачи «потока сознания» состоит из различного типа предложений, описывающих эмоционально-психологическое состояние того или иного действующего лица, а также его косвенных рассуждений.  При этом в «потоке сознания» часто комбинируются особенности прямой речи персонажа с особенностями косвенных сообщений автора. Например, не прямо – «Она думала: «Завтра я здесь останусь»; и не косвенно – «Она думала, что она останется здесь на следующий день». А именно сочетанием – «Она бы осталась здесь завтра». Это позволяет как бы стоящему вне событий и говорящему от третьего лица автору выразить точку зрения героя от первого лица, иногда с добавлением иронии, комментария, и т. д. Напомним, что внутренний монолог является прямым цитированием молчаливой устной речи героя, не обязательно взятой в кавычки, что отличает его от «потока сознания». 1. Вспомните, кто из русских писателей XIХ века широко использовал в своих произведениях несобственно прямую речь (т.е. переживания и размышления героя, переданные от 2-го или 3-го лица). 2. Кто из известных вам писателей использовал двуплановый диалог («когда звучат голоса героев и параллельно с речью, дополняя, разоблачая, соглашаясь и противореча, говорят глаза, губы, рот, лицо» (В. Виноградов)? «Поток сознания» – тип внутреннего монолога, литературное описание внутренних процессов мышления. Литература «потока сознания» связана с психологическим анализом – художественным открытием писателей XIХ века (Стендаль, Ф. Достоевский,
 Л. Толстой). Особая роль здесь принадлежит творчеству Льва Толстого. Он показал, что люди как реки. Духовный мир текуч, мысль только отталкивается от факта, в акте мышления участвует весь предшествующий опыт человека, мысль сопрягает настоящее, прошлое и будущее. В ХХ в. художественные завоевания реализма были подхвачены, продолжены и углублены литературой «потока сознания». Начало литературе «потока сознания» положили Джеймс Джойс и Марсель Пруст. В их творчестве впервые с огромным вниманием, как бы под увеличительным стеклом, была рассмотрена память человека как грандиозное вместилище жизненного опыта. А. Моруа писал о Прусте: «Он чувствует, что у
8
него осталась единственная обязанность, а именно... отдаться поискам утраченного времени... Воссоздать с помощью памяти утраченные впечатления, разработать те огромные залежи, какими является память человека, достигшего зрелости, и из его воспоминаний сделать произведение искусства – такова задача, которую он ставит перед собой». После 1920-х годов развивали технику «потока сознания» Вирджиния Вулф, Уильям Фолкнер и многие другие авторы. Художественные принципы Джойса и Пруста абсолютизировала школа «нового романа», сложившаяся в середине 50-х годов во Франции (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор). Исходя из представления об абсурдности жизни, об отсутствии цели жизненного процесса, о «рассыпанном» (хаотичном) мире, школа «нового романа» возвела в принцип внесюжетное повествование, разрушая все традиционные организующе-концептуальные (композиционные) элементы произведения. Роман превратился из повествования о жизненных фактах и событиях в утончëнно-эссеистический, импрессионистический пересказ нюансов духовной жизни героя. Психологизм был доведëн до крайности. «Поток сознания» порвал связь с реальным миром. В реализме сознание героя, совершая прыжки через «разрыв в информации» (от факта к факту, к гипотезе, к предшествующему опыту, к будущему), сохраняло связь с жизненным процессом. А в литературе потока сознания этот поток оказался летящим над реальностью. «Поток сознания» стал «потоком самосознания», мыслью, текущей вне берегов жизни. Повествование стало обрываться на полуслове, неожиданно и немотивированно. Произведения потеряли очертания: ослаб сюжет, развязка перестала быть художественным итогом произведения, превратившегося в натуралистическую картину мелькающих психологических состояний персонажа. Так, в романе натали Саррот «Портрет неизвестного» раскрываются тончайшие оттенки и полутона человеческих отношений. Неизвестный и никак не представленный читателю мужчина, проходя городским садом, заглядывается на незнакомую девушку. Зарождение безотчётной нежности в душе мужчины и происходящие в душе девушки ответные реакции на его настойчивые взгляды становятся содержанием романа. Писательница вводит и другой мотив, определяющий переживания девушки: старик-отец то ли из ревности, то ли из деспотизма тиранит еë. Никакой развязки нет, сюжетные линии обрываются, как бы подчёркивая, что не жизненная событийность, а внутренние переживания, оттенки чувств – самоценный предмет художественного изображения. В классических произведениях «потока сознания» (романы М. Пруста,
 В. Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека. Большинство крупных писателей прошли через увлечение «потоком сознания» в основном в ранних произведениях и в дальнейшем обращались к нему как к приёму для изображения определённых душевных состояний (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, О. Хаксли, Г. Грин, Г. Грасс и др.). Большую роль в жизни литературы и общества играла поэзия. Райнер Мария Рильке (1875–1926) – выдающийся поэт-модернист ХХ века и один из выдающихся представителей немецкой поэзии. В лирике он прошёл сложный путь от импрессионизма (сборник «Часослов», 1905 г.) к стилю так называемый
9
предметной образности. Драматические и прозаические произведения писателя предвосхитили экзистенциалистскую прозу. Его имя и произведения не просто являются символами эпохи, наполненной войнами и революциями. Р.М. Рильке отличала высокая поэтическая культура, принципиальность и бескомпромиссность в вопросах творчества, духовная широта, способность воспринимать культурные ценности самых различных эпох и народов. Поэт родился в Праге, был гражданином Австро-Венгрии, а стихи писал на немецком языке. Уже в его раннем творчестве соединяются немецкоязычная традиция со славянским и  венгерским влияниями, что глубоко обогащало Рильке. P.M. Рильке и позже привлекала культура разных стран, но среди его увлечений Россия была на первом месте, ведь именно её он до конца жизни называл своей «духовной родиной». У Рильке особое понимание любви, во многом связанное с впечатлениями религиозного и эстетического открытия России. Как и у русских художников начала века, у Рильке в понимании природы любви присутствует осознание глубинных связей всех элементов бытия. Любовь у поэта – это не только продолжение рода, а сложное художественное видение мира, поиск нравственных ценностей. Его поэзия отличается метафоричностью и философичностью. Под знаком России поэтом был создан первый цельный поэтический сборник «Часослов». В стихах этого сборника сострадание к социально обездоленным выражена с особой обострённостью нравственного чувства. Он отвергает большие города и бесчеловечный буржуазный прогресс. В более позднем творчестве («Сонеты к Орфею») он пришёл к утверждению мысли о красоте бытия: «Быть на земле – прекрасно». Р.М. Рильке известен и как драматург. Большое влияние на него оказала русская реалистическая школа, он внутренне тяготел к Чехову. Рильке очень интересовался личностью Толстого и русским характером. Литературоведы считают, что русская тема, в частности тема Толстого, формировала мировоззрение Рильке, что отразилось в рассказах и в «Новых стихотворениях». Переписка P.M. Рильке с М. Цветаевой, Б. Пастернаком стала важной духовной вехой в двух национальных культурах – русской и немецкой. Авангардизм – направление в литературе и искусстве ХХ века, которое объединило различные течения, общие в своём эстетическом радикализме. ХХ век пришёл в искусство фактически вместе с группой авангардистских школ, которые в разных странах приобретают различные формы. Авангардизм абсолютизировал стремление к художественному обновлению. Авангард как «передовой» отряд модернизма отличался крайним отрицанием – и отказывался от традиций классического художественного опыта. В мировой литературе к этому направлению относят футуризм, сюрреализм, драму абсурда и «новый роман». Футуризм в переводе с латинского означает будущее. Он оформился в Италии и в России. Футуристы объявляли, что «надо вымести уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». Они требовали «восстать против слов» и воспевали движение, динамизм современной им жизни. Манифестом нового поколения поэтов начала ХХ века была восприня
10
та статья Г. Аполлинера «Новый дух и поэты» (1918), которым завершался жизненный путь знаменитого французского поэта. Гийом Аполлинер (Вильгельм-Аполлинарий Костровицкий) (1880–1918) родился в Риме, в раннем детстве был привезён матерью на юг Франции. Он с отрочества впитал культуру Франции, и она навсегда стала для него родной, хотя Г. Аполлинер с гордостью вспоминал о своих славянских корнях, а французского гражданства добился лишь к 1916 г. В Париже дружеским кругом Г. Аполлинера смолоду сделалось вольное братство художников и поэтов. Нечасто встречаются одержимые изобретательством реформаторы, которые бы с бережностью Аполлинера дорожили заветами прошлого. Знаменито его самоопределение: «Я никогда не поступал как разрушитель, всегда как строитель». Зрелости Г. Аполлинер достиг, выступив дальним наследником средневековых поэтов – немецких романтиков. Вошли в творчество поэта и славянские истоки, которым он придавал большое значение. Поиски новой формы в «новой эстетике» были подчинены главному пафосу – «поискам истины», обнаружению «новой реальности», «нового духа». Источники аполлинеровской печали – извечное сетование: быстротечная река жизни есть не что иное, как поток невосполнимых утрат, преходящих радостей, развеянных мечтаний, остывших страстей. Уплывает любовь как текучие воды Уплывает любовь Как медлительны годы Как пылает надежда в минуту невзгоды Пробил час наступает ночь Я стою дни уходят прочь Вновь часов и недель повторяется смена Не вернётся любовь Лишь одно неизменно Под мостом Мирабо тихо катится Сена Пробил час наступает ночь Я стою дни уходят прочь («Мост Мирабо». Перевод Н. Стрижевской) В стихотворении нет ни одного знака препинания. Отсутствие пунктуации не случайность, а один из художественных приёмов Аполлинера. Умение с интересом приглядываться к окружающему и самому себе, смешение буднично-простого и чарующе-странного, сердечности и остроумия, учёных мифологических намёков и свежей газетной хроники – главные орудия поэзии Г. Аполлинера. Готовность удивляться помогает высекать из самых заурядных подробностей вспышку ёмкой метафоры. Аполлинер, всегда что-то пробовавший, увлёкся «каллиграммами» – это стихотворения-рисунки, где строки расположены по очертаниям описываемых предметов, как это бывает на плакатах или почтовых открытках. С началом Первой мировой войны Аполлинер уезжает из Парижа, а в декабре 1914 г. уходит добровольцем на фронт. На передовой Аполлинер находил силы скрашивать окопные передряги остроумной игрой сочинителярисовальщика и даже ухитрился напечатать в 1915 г. книжечку каллиграмм. В 1918 г. он издал свою, как выясняется, итоговую книгу. Шесть разделов этого собрания «стихотворений Мира и Войны», как гласил подзаголовок, – шесть кругов прожитого и пережитого Аполлинером, его своеобразный дневникисповедь. На фронте в 1916 году он был ранен в голову. В Париж он вернулся на излечение, но заболел гриппом-«испанкой» и вскоре скончался.
11
Выдающийся поэт Г. Аполлинер был занят, по его словам, «исканиями лиризма нового и одновременно гуманистического», сплетением старого и нового. Ещё одним важным явлением мирового модернистского искусства был экспрессионизм. Экспрессионизм – модернистское течение, особо характерное для немецкой литературы, но его влияние ощутимо и в литературе скандинавских стран. Он возник в Германии примерно к 1905 году и развивался до конца 20-х годов ХХ века. Сам термин в переводе с французского означает «выражение». Экспрессионизм – отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, протест против тотального отчуждения, равнодушия и, как следствие, – одиночества. Исходным пунктом миросозерцания в экспрессионизме является утверждение: «Мир начинается с человека». Но отчуждëнный человек живëт во враждебном мире. А технический прогресс экспрессионизм воспринял как наказание. Писатели-экспрессионисты глубоко сочувствуют человеку – жертве машинной цивилизации. Экспрессионизм в целом – выражение боли художника-гуманиста, причиняемой ему несовершенством мира. В противовес импрессионизму с его ориентацией на первичные чувства и ощущения, сторонники экспрессионизма настаивали на принципе всеохватывающей субъективной интерпретации действительности. Для них, в отличие от импрессионистов, мгновение обесценено, они ищут вечного. Экспрессионисты отрывают человека от его повседневной обстановки, освобождают от общественных уз, гражданских обязанностей, от семьи. Человек, уверены они, должен быть только человеком. Они также хотят показать, что представляет собой человек как таковой. Первый их лозунг: «Действительность в существующих формах должна быть отвергнута!» Однако действительность можно и нужно изменить, а для этого искусство должно её по-новому истолковать – это принцип «активизации искусства». Для его реализации они использовали различные средства: резкое выделение одних сторон в ущерб другим, острую эмоциональность. Или принцип «демонстративности», когда, например, использовалась резкая музыка в спектакле. Они предпочитали говорить в своих произведениях не о самом явлении, а о его сущности, поэтому в них так много абстрактного. Наиболее выдающееся воплощение в литературе экспрессионизм нашёл в творчестве Франца Кафки. Писатель был убеждëн, что человек живëт во враждебном мире, а стремление к счастью неосуществимо. У Кафки для личности нет оптимистической перспективы. Однако он стремится найти нечто устойчивое и неизменное: «неразрушимое», «свет» (термины принадлежат самому Кафке). Мир кажется ему страшным, пугающим. Кафка боится мира: человечество овладело огромными силами природы, но люди не овладели своими отношениями. Они воевали и истребляли друг друга, они угнетали и отнимали друг у друга счастье. Кафка был первым писателем, осознавшим незащищëнность человека от созданных им, но вышедших из-под его контроля общественных институтов.  Так, человек может внезапно попасть под следствие, им могут заинтересоваться люди, за которыми стоят тëмные и непонятные силы («Процесс»). Человек может ощутить своё бесправие и всю жизнь тщетно добиваться разрешения на пребывание в этом мире («Замок»).
12
Во Франции в начале 20-х годов ХХ века родился сюрреализм. Сам термин обозначает «над-реализм», «сверхреализм». Предшественником сюрреализма было «новое искусство», о котором писал Г. Аполлинер. В манифесте 1924 года сообщается, что «сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых видов ассоциаций, которым до настоящего момента не придавалось значения». В основе направления – попытка найти первоэлементы искусства и проанализировать их. Среди приёмов важным является приём монтажа на основе далёких ассоциаций. В результате вместо системы образов приходит система символов, имеющая, в отличие от образов¸ неограниченное количество интерпретаций. Сюрреалистам были свойственны алогизм композиции, обрывистость речи, контрастные сочетания обыденного и чудесного. Более близкие художественные истоки сюрреализма восходят к романтизму вообще и к немецкому романтизму в особенности, где всегда жила тяга к необыкновенному, странному, мистическому и иррациональному. Грёзы или сны – одно из ключевых понятий сюрреализма. Сюрреализм стремился изгнать из творчества рационалистичность, сделав упор на интуитивные озарения художника. Сюрреализм ставит своей задачей привести человека на свидание с загадочной и непознаваемой вселенной. Примером сюрреализма в живописи является творчество Сальвадора Дали. У него реальность исчезает, она растекается, как стекают со стола часы на одной из картин этого художника. Время и пространство расплываются, словно тесто. История исчезает («Безразличие к истории» (Р. Шар). «Нет истории, кроме истории души» (С.-Ж. Пер). Метафоричность, лежащая в основе образного мышления, абсолютизируется сюрреализмом и доводится до парадоксального сопоставления друг с другом несопоставимых предметов. В одной из сюрреалистических поэм глаза возлюбленной сравниваются с двумя сотнями разных предметов. Глаза оказываются похожими на всë – и потому ни на что не похожи. Метафора становится не средством познания мира, а способом его затемнения, придания ему загадочности и чудесности. Композиционно-конструктивным средством поэтики сюрреалистов становится монтаж, стыковка случайных фраз, слов, зрительных впечатлений. Этот принцип в живописи проявляется через использование коллажа, а в поэзии находит выражение во внесмысловой, иррациональной связи между словами и фразами. Идеальной моделью сюрреалистического образа становится встреча на операционном столе швейной машины и зонтика. Метафоричность сюрреализма рождает образы внереальные, загадочнокрасочные и таинственно-зыбкие. Так, Поль Элюар в «Объяснении в любви» пишет: Ты единственная, и я слышу траву  твоего смеха.  Ты – это вершина, что влечëт тебя,  И с высоты угроз смертельных  На спутанных глобусах дождя долин  Под тяжëлым светом, под небом земли  Ты порождаешь падение.  Птице уже недостаточное прибежище  Ни лень, ни усталость.  Память о лесах и хрупких ручьях  Утром капризов,  Утром видимых ласк.                                                                              В этой «сверхреальности» теряется реальная связь человека и мира, превращаясь в нечто прекрасно-туманное и загадочно-таинственное. Фантасти
13
ческие образы сюрреалистов включают в себя похожие на реальность элементы. Возникают картины-грëзы, картины-видения. неореализм – направление, которое отразилось не только в литературе, но и в итальянском кино. Он сложился под влиянием движения Сопротивления, которое охватило Италию в 1943–1945 годах, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Направление основывается на требовании безусловной жизненной правды, стремлении дать документальноточную картину реальности. Неореалисты выдвинули в центр произведения образы людей из народа, героев Сопротивления, тему человеческого достоинства перед лицом жестокого мира. Писатели-неореалисты стремились к ясности и простоте словесного и образного выражения, к точности деталей и широкому использованию народной речи. Наиболее разработанный литературный жанр – «лирический документ», сочетающий автобиографический момент с художественным вымыслом. Яркий пример неореализма – знаменитый роман «Христос остановился в Эболи» К. Леви. Так разнообразно и причудливо человек и время отразились в литературнохудожественных течениях XX века. И если в реалистической традиции повествования человек погружён в поток времени, то в модернизме автор хочет передать протяжённость времени, спрессованного в человеческом переживании. Этими течениями и направлениями не исчерпывается художественное богатство XX века. Остальные литературные течения будут рассмотрены в контексте творчества писателей – наиболее ярких представителей зарубежной литературы XX столетия.     ИдёМ в бИблИОтеку    Зверев А.М. ХХ век как литературная эпоха. М., 1992 г.          вОпрОСы И заданИя 1. Как вы думаете, творчество каких русских писателей XIХ века явилось основой для развития литературного процесса в ХХ веке? Своё мнение обоснуйте. 2. Почему, с вашей точки зрения, творчество большинства мастеров литературы ХХ века выражает трагический взгляд на мир? 3. Попытайтесь передать сюжет (или фрагмент) известного вам литературного произведения в манере одного из литературных направлений: импрессионизма, экспрессионизма, сюрреализма. 4. Составьте схему-опору для устного ответа «Основные литературно-художественные течения XX  века».  презентаЦИИ, прОекты, рефераты    Подготовьте сообщение (реферат, презентацию) на одну из тем: ♦ «Мистификатор? Провокатор? Гений? (сюрреализм Сальвадора Дали)». ♦ «Неореализм в итальянском кино середины ХХ века». ♦ «Русские литературные предшественники модернизма в зарубежной литературе ХХ века».

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu