luni, 5 septembrie 2022

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение..........................................................................................................................5 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)... 6 I Химия - наука о веществах........................... 7 1.1 Вещество - форма существования материи......................................................... 7 1.2 Возникновение и развитие химии........................................................................11 1.3 Вклад химии в повышение качества жизни.........................................................14 Практическая работа № 1. Правила работы с веществами и химическим оборудованием...............................................................................19 1.4 Св ойств а веществ................................................................................................. 22 1.5 Методы познания в химии...................................................................................25 Лабораторный опыт № 1. Изучение физических свойств веществ.................. 27 1.6 Физические и химические явления.....................................................................28 Практическая работа № 2. Подготовка к работе в лаборатории. Работа с веществами. Изучение физических и химических явлений................31 1.7 Атом. Молекула......................................................................................................33 1.8 Химический элемент.............................................................................................35 1.9 Знаки химических элементов и их названия...................................................... 38 1.10 Относительная атомная масса..............................................................................41 1.11 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева................... 43 1.12 Металлические и неметаллические элементы. Простые вещества металлы и неметаллы............................................................47 1.13 Химическая формула. Состав вещества. Относительная молекулярная масса.. .49 Итоговое оценивание............................................................................................54 Е Я Строение вещества.................................................................55 2.1 Планетарная модель атома................................................................................... 55 2.2 Строение атома. Ядро........................................................................................... 57 2.3 Электронная оболочка атома................................................................................61 2.4 Распределение электронов по слоям................................................................... 62 2.5 Строение атома и положение элемента в периодической системе.................... 65 2.6 Понятие о валентности элементов.......................................................................70 2.7 Бинарные соединения. Определение валентности элементов по химической формуле....................................................................................... 72 2.8 Составление химических формул по валентности.............................................75 2.9 Химическая связь..................................................................................................78 2.10 Ковалентная связь................................................................................................. 79 2.11 Понятие об электроотрицательности атомов. Ковалентная полярная связь ....83 3 2.12 Металлическая связь.............................................................................................89 2.13 Ионная связь......................................................................................................... 90 Лабораторный опыт № 2. Определение типа химической связи в образцах предложенных веществ по их химическому составу.........................95 Итоговое оценивание............................................................................................96 В Химия и окружающая среда.........................97 3.1 Чистые вещества и смеси......................................................................................97 3.2 Очистка веществ..................................................................................................100 Лабораторный опыт № 3. Очистка воды........................................................... 103 Практическая работа № 3. Очистка поваренной соли......................................104 3.3 Природная вода - смесь веществ........................................................................105 3.3.1. Вода - уникальное вещество..................................................................... 105 3.3.2. Состав природной воды............................................................................. 107 3.4 Очистка воды....................................................................................................... 110 3.5 Воздух - смесь газообразных веществ...............................................................112 3.6 Химия и проблемы окружающей среды............................................................. 116 Приложение 1. Периодическая система. Применение химических элементов...... 121 Приложение 2. Периодическая система химических элементов.............................124 Приложение 3. Периодическая система химических элементов.............................126 Приложение 4. Относительные молекулярные массы.............................................128 Приложение 5. Растворимость кислот, оснований и солей в воде..........................128 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КЛЮЧЕВЫ Ё О ■ СЛОВАЙЯ Основные понятия в тексте Определение для запоминания Изложение отдельных фактов, явлений и т. д. Задания, выполнение которых облегчает понимание содержания параграфа Работа в группе Выполнение заданий в группе учащихся Материал для учахщихся, увлеченных химией (за рамками куррикулума) Лабораторный опыт или практическая работа Запомните ! Обобщение основной информации по теме Ш Знаете ли вы, что... : Информация для расширеI ния кругозора (интересные факты) 4 Дорогие ученики! В 7-м классе вы приступаете к изучению нового учебного предмета - Х И М И И . Это интересная и увлекательная наука, знания в области которой вы будете п ри обретать и в последующие годы обучения, вплоть до бакалавриата. Тот, кто будет увлечен чудесным миром химических формул, сможет продолж ить изучение химии в вузе. Э тот учебник включает три главы. В первой главе вы познакомитесь с первоначальными понятиям и химии. Вы узнаете, что такое атомы, молекулы, вещ ества и каковы их свойства. Затем вы откроете причины, обусловливаю щие разнообразие веществ, и то, какова роль человека в производстве и прим енении химических продуктов и материалов, каков вклад ученых всего м ира и ученых М олдовы в развитие химии. Также вы познакомитесь с удивительной систематизацией химических элементов, названной периодической системой химических элементов. В торая глава посвящ ена строению веществ. И зучая эту главу, вы узнаете, каково стр о ­ ение атома, каковы характеристики химических элементов, их валентность, типы химических связей. П оследняя глава, названная «Х им ия и окружаю щ ая среда», отраж ает значение хим ических вещ еств и их смесей в ж изни человека, объясняет причины, приводящ ие к загрязнению среды, в которой мы живем (воды, воздуха, почвы), и объясняет, какую важную роль играет химия в реш ении экологических проблем. Содерж анием этой главы авторы хотят передать всем учащ имся свою тревогу за окружаю щую нас природу, призы вая их не быть равнодуш ными к тому, что происходит вокруг. К аж дая тема построена в логической последовательности обучения: на основе взаим освязей с предыдущим материалом - излож ение новой темы, обобщ ение, упраж нения для закрепления и оценивания. П оскольку химия является наукой экспериментальной, а не только теоретической, для некоторы х тем предусмотрена экспериментальная деятельность, которая пом ож ет подтвердить теоретические представления. Для более глубокого усвоения материала темы дополнены рубриками с полезной ин ­ формацией, которая призвана побуж дать к творческой активности. Примечание. Ключевые слова (понятия) в начале каж дой темы приведены для того, чтобы способствовать поиску дополнительной инф орм ации в И нтернете (с помощью Соо§1е, УаЬоо, ^ Н р е & а и т. д.) Ж елаем вам успехов! Авторы 5 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при работе в химическом кабинете (лаборатории) 1. Перед началом работы надень рабочий халат; по указанию учителя можно использовать и другие средства защиты (очки, специальные перчатки и т. д.). 2. Внимательно прочитай этикетку на склянке, прежде чем отлить или отсыпать необходимый реактив. 3. Не оставляй открытыми склянки с реактивами. Не путай пробки и пипетки для отбора реактивов. 4. Бери столько реактива, сколько указано в инструкции. Обычно работают с небольшими количествами реактивов (до 1 г для твердых веществ и 1 мл для жидкостей). 5. Неиспользованные реактивы не выливай и не высыпай обратно в склянки, а помещай их в специально предназначенный для этого сосуд или сдай лаборанту. 6. Реактивы бери не руками, а только специальным инструментом (ложечкой, шпателем). 7. Категорически запрещается пробовать реактивы на вкус, так как большинство из них ядовиты и опасны. 8. Проверяй запах следующим образом: легким движением руки над сосудом направляй выделяющийся газ к носу (рис. 1.22, с т р . 23). 9. Для того, чтобы нагреть в пламени пробирку с веществом, закрепи ее в держателе для пробирок, осторожно обогрей всю пробирку, а затем ее нужную часть. 10. При нагревании пробирки держи ее в наклонном положении и направляй отверстие пробирки в сторону от себя и товарищей - при кипении жидкость может выплеснуться из пробирки. 11. Если реактив случайно попал на кожу или одежду, немедленно сообщи учителю (или лаборанту). 12. Горячие предметы ставь не на стол, а только на специальную подставку. 13. Не проводи опыты, не предусмотренные данной работой. По окончании экспериментов убери рабочее место. Вымой посуду водой, используя для лучшего ее очищения специальную щетку-ершик. Соблюдение этих правил является обязательны м для всех учащ ихся; пренебрежение ими мож ет привести к серьезным последствиям - ожогам, порезам, отравлениям.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu