Химия является одной из наук о природе. Вместе с биологией, физикой и другими науками она изучает окружающий нас мир. Откуда же произошло это название - химия? И когда начала развиваться химия как наука? Историческая справка. Считается, что химия зародилась во II веке н. э. в городе Александрия (центр греческой культуры в Египте). Первоначально были освоены и систематизированы в основном те знания в области различных ремесел, которые касались превращений веществ: плавление металлов, изготовление сплавов, дубление кож, окрашивание тканей и др. (рис. 1.6). Рис. 1.6. Выплавка металлов в древности Примерно в III веке в книгах египтян появился термин «хемея», который означал «искусство делать». Затем это искусство получило распространение и развитие в Китае, Индии, Греции. Значительно позже, только в XIX веке, ученые химики и физики, используя экспериментальные методы, сумели заложить научные основы химии, объяснив понятие «вещество», установив состав и строение веществ, способы их получения и свойства. к л ю ч е в ы е ! СЛОВЛ^у/ • Химия • Неорганические вещества • Органические вещества • Неорганическая химия • Органическая химия Щ Знаете ли вы, “ ЧТО... • На протяжении тысячелетий своего развития : человечество осуществляло многочисленные : химические экспери-: менты, при этом никто не задумывался о том, : чтобы объединить и : систематизировать их в науку. : • Еще со времен античности люди применяли силу огня, процессы брожения, выплавку металлов из руд. Таким образом они получали новые вещества и полезные материалы. 11 Роберт Бойль (1627-1691) В семье был 14-м ребенком. Английский химик и философ. Первый ученый, который систематизировал методы исследования, лежащие в основе химии; своими работами способствовал становлению химии как науки. Продемонстрировал физические свойства воздуха (см. также стр. 35). Рис. 1.7. Вещества и материалы: а) неорганические; б) органические Химия - это наука о веществах, их свойствах, получении и применении По мере развития химии, с увеличением числа известных веществ, проводилась их систематизация и классификация, что способствовало дальнейшему развитию науки. Неорганические и органические вещества. К концу XVIII века все известные вещества были разделены на группы по их происхождению. Вещества растительного и животного происхождения назвали «органическими веществами», а те, что получены из неживой природы - вещества минерального происхождения - получили название «неорганические вещества» (их также называют минеральными). Первыми известными неорганическими веществами являлись вода, уголь, известняк, поваренная соль, железо, медь, свинец. К органическим веществам относили уксусную кислоту (извлеченную из уксуса), муравьиную кислоту (открытую в выделениях муравьев), ароматические вещества (полученные из цветов) и т. д. Таким образом, первое разделение веществ на неорганические и органические было осуществлено на основе известных веществ. Все другие вещества, полученные позднее (выделенные из природных компонентов или полученные путем химических превращений), были отнесены к одной из этих категорий на основании их сходства с неорганическими или органическими веществами по составу и свойствам (рис. 1.7). 12 Наука, изучающая неорганические вещества, была названа неорганической химией, а наука об органических веществах - органической химией. Связь химии с другими науками. С начала своего развития и до настоящего времени химия достигла высоких (иногда даже удивительных) результатов благодаря сотрудничеству с другими науками. Особый вклад в этом отношении вносит физика: применение физических методов исследования и сложного оборудования для проведения различных измерений позволяет определять состав веществ, их строение, пространственное расположение, физические свойства, изучать химические превращения и различные физико-химические процессы. Биологические науки способствуют определению физиологической активности веществ и ориентируют на производство на их основе лекарственных средств, пестицидов, удобрений, пищевых добавок (красителей, консервантов) и т. д. Математика и информатика приходят химии на помощь не только в выполнении различных расчетов и в решении задач, но и в создании программ для установления взаимосвязей между строением и свойствами веществ. Важным является и сотрудничество химиков со специалистами из других областей: геологии, фармацевтики, энологии (науке о виноделии) и др. (рис. 1.8). ФИЗИКА ГЕОЛОГИЯ МАТЕМАТИКА БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ИНФОРМАТИКА Сотрудничество химии с вышеперечисленными и другими науками является взаимным. Своими достижениями химия непрерывно способствует развитию естественных и точных наук за счет создания новых веществ и современных материалов, разработки и изучения различных процессов и механизмов. В е П Знаете ли вы, в ! ЧТО ... Первыми физиками, : внесшими вклад в развитие химии, были Галилео Галилей (1564-1642) и : Исаак Ньютон (1642-: 1727). Они занимались изучением природных явлений. Рис. 1.8. Связь химии с другими науками Перечерти в тетрадь схему (рис. 1.8) и дополни ее другими науками, которые сотрудничают с химией. 13 ОЦЕНИВАНИЕ 1. Что изучает химия? 2. Объясни происхождение неорганических и органических веществ. 3. Перечисли первые вещества, которые были отнесены к: а) неорганическим веществам; б) органическим веществам. 4. Приведи примеры физических тел, состоящих из: а) неорганических веществ; б) органических веществ. 5. Опиши взаимосвязь между химией и другими науками. Р а б о т а ■ Вспомните темы, которые вы сейчас изучаете на уроках: В г р у п п е а) физики; б) математики; в) информатики; г) биологии; д) географии; е) румынского языка и литературы; ж ) иностранного языка; з) истории. Запишите их в тетрадь. Попробуйте найти (с помощью этих тем) связи с тем, что вы изучаете сейчас по химии. Чем больше взаимосвязей вы найдете, тем больше творческих способностей сможете продемонстрировать.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu