joi, 25 august 2022

Художественная резьба по дереву

 Художественная резьба — э т о с п о с о б у к р а ш е н и я и з д е л и й р е з а н и е м в д е р е в е п о р е з о к , и л и в ы е м о к , р а з ­ л и ч н о й г л у б и н ы и ф о р м ы . У н а р о д н о г о и с к у с с т в а р е з ь б ы п о д е р е в у м н о г о в е к о в ы е т р а д и ц и и . В и д ы р е з ь ­ б ы п о д е р е в у п р е д с т а в л е н ы н а рис. 1.18 и 1.19. а г Рис. 1.18. Разновидности плосковыемчатой резьбы: а — геометрическая; б — контурная; в — завальная; г — завальная с выбранным фоном А. Материалы и инструменты, необходимые для резьбы по дереву Д л я р е з ь б ы и с п о л ь з у ю т с я м я г к и е д р е в е с н ы е п о р о ­ д ы с о д н о р о д н о й с т р у к т у р о й : липа, тополь, берёза, ольха, клён. И з т в ё р д ы х д р е в е с н ы х п о р о д д л я р е з ь б ы м о ж ­ н о и с п о л ь з о в а т ь бук и орех. М а т е р и а л д л я р е з ь б ы в ы ­ б и р а ю т в з а в и с и м о с т и о т н а з н а ч е н и я , в и д а и ф о р м ы и з д е л и я . Д л я х у д о ж е с т в е н н о й р е з ь б ы п о д е р е в у н е о б х о д и м ы с п е ц и а л ь н ы е и н с т р у м е н т ы (рис. 1.20). Б. Способы геометрической резьбы по дереву Д е т а л ь д л я р е з ь б ы з а к р е п л я е т с я н а с т о л я р н о м в е р ­ с т а к е . Е ё п о в е р х н о с т ь х о р о ш о о б с т р у г и в а ю т и л и р о в ­ н я ю т ц и к л е й . О р н а м е н т н а н о с я т т в ё р д ы м к а р а н д а ш о м п р и п о м о щ и л и н е й к и , у г о л ь н и к а и ц и р к у л я . Д л я н а ­ н е с е н и я и с п о л ь з у ю т с я т а к ж е ш а б л о н ы . П р и н а н е с е н и и о р н а м е н т а у ч и т ы в а ю т н а п р а в л е н и е д р е в е с н ы х в о л ­ о к о н . Л е г ч е р а б о т а т ь в д о л ь в о л о к о н , н о в э т о м с л у ч а е н у ж н о б ы т ь б о л е е в н и м а т е л ь н ы м . д в г Рис. 1.19. Виды резьбы по дереву: а — плоская с прямыми выемками; б — плоская с фигурными выемками; в — рельефная; г —объёмная (скульптурная); д — ажурная 126 КЛАСС 6 о а о б Ж Г е о м е т р и ч е с к и й в ы р е з а н н ы й о р н а м е н т с о с т о и т и з с о ч е т а н и я д в у х - , т р е х - и ч е т ы р ё х г р а н н ы х в ы е м о к . Двугранная резьба в ы п о л н я е т с я с л е д у ю щ и м о б р а ­ з о м . К о с я к (рис. 1.21, а ) д е р ж а т в п р а в о й р у к е т а к , ч т о ­ б ы п а л ь ц ы б ы л и с ж а т ы в к у л а к и х о р о ш о о х в а т ы в а л и р у ч к у , а м и з и н е ц н а х о д и л с я у н и ж н е г о к р а я р у к и . Б о л ь ш о й п а л е ц у п и р а е т с я в р у ч к у . К о с я к в д а в л и в а ю т в е р т и к а л ь н о н о с к о м в н а ч а л о с р е д н е й л и н и и н а г л у б и ­ н у п р и м е р н о 3 м м . О с т р и ё в о в р е м я д в и ж е н и я к се бе д о л ж н о о б р а з о в а т ь н а д р е з т а к о й ж е г л у б и н ы . Б о к о в ы е с т о р о н ы в ы е м к и р е ж у т к о с я к о м , н а к л о н ё н н ы м в п р а в о и л и в л е в о п о д у г л о м 3 0 -6 0 О, р е ж у т т а к ж е , к а к с р е д ­ н ю ю л и н и ю . О с т р и ё к о с я к а д о л ж н о с т р о г о с л е д о в а т ь п о н а м е ч е н н о й л и н и и . З а т е м н о с к о м к о с я к а с р е з а ю т к о н ч и к и в ы е м к и и у д а л я ю т с т р у ж к у . П р и н е о б х о д и ­ м о с т и н а д р е з ы в ы п о л н я ю т е щ ё р а з . П р и р е з а н и и т р е у г о л ь н и к о в (рис 1.21, б ) с б о л ь ш е й г л у б и н о й в в е р х у ш к е к о с я к в д а в л и в а ю т в е р т и к а л ь н о , н о с к о м в у г о л А и р е ж у т п о б о к о в ы м с т о р о н а м А Б и А В т р е у г о л ь н и к а ; к т о ч к а м В и Б г л у б и н у н а д р е з а у м е н ь ш а ю т , п о с т е п е н н о д о в о д я её д о н у л я . Р е ж у т н о с ­ к о м к о с я к а п о д о ч е н ь м а л е н ь к и м у г л о м к п о в е р х н о с т и д е т а л и , п о л и н и и Б В , у г л у б л я я с ь к т о ч к е А . П р и р е з а ­ н и и в ы е м о к б о л ь ш е й г л у б и н ы в ц е н т р е т р е у г о л ь н и к а (рис. 1.21, в ), к о с я к в д а в л и в а ю т в е р т и к а л ь н о в ц е н т р т р е у г о л ь н и к а О . Р е ж у т п о л и н и я м О А , О Б и О В . Г л у - Рис. 1.20. Инструменты для художественной резьбы по дереву: а — ножи; б — косой нож (косяк); в — прямые стамески; г — косые стамески; д — отлогая стамеска; е — полукруглые стамески; ж — стамески для фасонных выемок; з — стамески для круглых канавок; и — стамескиуголки для канавок в виде буквы «V» Обратите внимание на разнообразие стамесок для резьбы по дереву. Объясните, где какая из них используется. Ключевые слова Прорезная резьба ^ Рельефная резьба Плосковыемчатая резьба Объёмная резьба (скульптурная) ----------------------- Не допускается шлифовка поверхности, потому что гранулы абразивного материала, оставшегося в порах, во время резьбы могут повредить лезвие режущего инструмента. 127 1 ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА Запомните способы резьбы по дереву. Отметьте разницу между двухгранной и трехгранной резьбой. Рис. 1.22. Изделие, украшенное геометрической резьбой а Рис. 1.21. Способы резьбы по дереву: а — двугранный надрез; б — трёхгранный надрез с углублением в вершине треугольника; в — трёхгранный надрез с большим углублением в середине треугольника; г — четырёхгранный надрез Отметьте, как освоили приёмы резьбы по дереву традиционных геометрических орнаментов сегодняшние мастерастоляры, вдохновлённые народным искусством. б и н а р е з а н и я б у д е т с х о д и т ь н а н о л ь в т о ч к а х А , Б и В . З а т е м н о с к о м к о с я к а , к о т о р ы й д е р ж а т п о д м а л е н ь к и м у г л о м к ц е н т р у т р е у г о л ь н и к а , р е ж у т п о в е р х н о с т и А Б О , Б В О и А В О . Кривые поверхности р е ж у т п о л у к р у г л ы м и с т а м е с ­ к а м и с ш и р о к и м и и л и б о л е е у з к и м и , г л у б о к и м и и л и м е н е е г л у б о к и м и в ы е м к а м и (рис. 1.23, а— в). Д л и н н ы е п а з ы в ы п о л н я ю т в о г н у т ы м и у з к и м и с т а м е с к а м и , к о т о - ^ ----------------------- Стамески, ножи и другие режущие инструменты должны быть хорошо заточены, чтобы надрез в дереве был прямым и гладким. р ы е д е р ж а т п о ч т и г о р и з о н т а л ь н о (рис 1.23, г). Резьбу по контуру в ы п о л н я ю т к о с ы м н о ж о м и л и с т а м е с к о й в ф о р м е б у к в ы « V » в д о л ь н а м е ч е н н ы х л и ­ н и й (рис. 1.23, д). Ш и р и н а п р о р е з а е м ы х к а н а в о к м о ж е т м е н я т ь с я в з а в и с и м о с т и о т о р н а м е н т а . О т д е л к у в ы р е з а н н ы х д е т а л е й п р о и з в о д я т ш л и ­ ф о в к о й и о ч и с т к о й о т п ы л и . Ш л и ф у ю т б а ш м а к о м , н а к о т о р о м з а к р е п л я ю т н а ж д а ч н у ю б у м а г у , б а ш м а к д в и - 128 КЛАСС 6 г а ю т вдол ь в о л о ко н . К о г д а п о в е р хн о сть ста н о в и тся гл а д к о й , её о ч и щ а ю т , п о к р ы в а ю т м о р и л к о й и л а ­ к и р у ю т . Правила безопасности труда при резьбе: • не д е р ж и те р у к у перед р е ж у щ е й к р о м к о й и н с т р у ­ м ента; • деталь, н а к о т о р о й в ы п о л н я ю т резьбу, н у ж н о х о ­ р о ш о за кр е п и т ь н а с то л я р н о м верстаке; • о с тр о т у ста м е ски и л и н о ж а не п р о в е р я ю т пальцем . ■ Индивидуальная работа___________ 1. Проведи на деревянной заготовке две параллельные линии на расстоянии 5 мм друг от друга. 2. Режь по проведённым линиям косяком и удаляй образующуюся между линиями стружку. Запомни способ выполнения резьбы, проанализировав рис. 1.21, а. Ш Работа в группе_________________ 1. На листе бумаги составьте модели двух-, трёх- и четырёхгранных выемок. 2. Переведите модели на заготовки одинаковой толщины. 3. Вырежьте каждый по одной выемке. 4. Приклейте заготовки на кусок фанеры. 5. Оцените работу, выполненную вашей и другими группами. Рис. 1.23. Способы резьбы кривой поверхности и гнёзд: а — резание полукруглой стамеской; б — обрезка стружки в выемке; в — резание выемок разных размеров; г — резание полукруглой стамеской; д — резание стамеской в форме буквы «V» Щепка от дерева недалеко отскакивает. (Пословица) Рис. 1.24. Модели орнамента для геометрической резьбы 129 ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА Технологическая карта Разработка проекта розетки Последовательность • Чертёж, материалы и инструменты операций Советы 1. Готовят поверхность для резьбы. Обстругивают или циклюют её. • Столярный верстак. Доска из липы или тополя, рубанок, цикля. * Заготовку закрепляют на верстаке. 200 2. Наносят рисунок: рисуют квадрат, проводят диагонали и определяют центр круг проводят циркулем две окружности Я25 и Я30, проводят лучи. которые будут самыми глубокими на розетке. 3 Линейка, угольник, циркуль, карандаш, малка Нож-косяк Вертикально вдавливают нож носком в точку А. Пятка ножа направлена к центру О. Постепенно нож вдавливают на глубину 3 мм вдоль луча АО. Таким же образом режут по лучам БО, ВО и т. д. В точке А остриё ножа направляют к точке А' и производят вертикальные надрезы по линии АА', затем по линии АА'' и т. д. 4. Режут лицевые стороны лучей. 5. Придают законченный вид орнаменту и лучам. Выполняют обрамление розетки. 6. Розетку лакируют и оставляют сохнуть. • Нож-косяк • Режут боковые стороны АОА' и АОА'', БОБ', БОБ'' и т. д. Затем режут по дугам А'А'', Б'Б'' и т. д. носком к А, Б и т. д. • Наждачная бумага • Лак, кисть 7. Представляют проект. Учебный пример________________________________________ Среди работ, представленных на стенде, обнаружилась одна с расколотым лучом. «Щепка» лежала внизу, под стендом. К ак вы д ум а е те , что м о ж н о с д е л а ть д л я и сп р авл ени я ош и б ки ? 130 КЛАСС 6 Учимся, играя Заполнив клеточки, вы прочтёте в выделенной горизонтальной строке название операции нанесения ножом на дерево орнамента. 1. Инструмент для проведения окружностей. 2. Инструмент для резьбы по дереву. 3. Инструмент для узорного выпиливания. 4. Инструмент для проведения прямых линий. 5. Материал, на котором пишут. 6. Инструмент, которым пишут, рисуют, чертят.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu