joi, 25 august 2022

Национальная одежда

 А р хе о л о ги че ски е о ткр ы т и я свидетельствую т, ч то тр а ­ д и ц и о н н а я н а род ная р у м ы н с ка я одеж да унаследована н а м и о т ге то -д а ко в. Э то п о д тв е р ж д а ю т скул ь п тур н ы е и зоб раж ен ия ж е н щ и н и м у ж ч и н н а п а м я тн и ке в ко м м ун е А д а м кл и с и , вблизи го р о д а К о н с та н ц а , и на Т р а ян о во й ко л о н н е в Р име, в о зд в и гн уто й ещё в начале I I в. н.э. Н е ко то р ы е элем енты и детали к о с т ю м а остались от д р у ги х народ ов, ко то р ы е ж и л и в п р о ш л о м на те р р и то ­ р и и н аш ей стр а н ы . Н а п р и м е р , кэчула и бры у унаследован ы о т ф ракийцев, ж е н с к и е ю б ки из двух полот нищ (спереди и сзади), к о ж а н ы е рем ни — от славянских народов, а баш м аки и косы нки — от тур о к. Первая точная инф орм ац ия о со ста вн ы х частях, крое, орнам енте и укр а ш е н и и тр а д и ц и о н н о го к о с т ю м а о тн о си тся к на ч а л у X V века. Д л я и з го то в л е н и я п ред м етов н а р о д н о й о д е ж д ы и сп о л ь зо в а л и конопляную , льняную , х л о п ч а т о б у м а ж ­ ную и л и ш ерст яную т к а н и . Ч т о б ы п о л у ч и т ь ш е р стя н ы е н и т и д л я тка н ь я , с н а ­ ча л а с т р и гл и овец, затем ш е р сть м ы л и , тр е п а л и , чесал и , с у ч и л и и тя н у л и , н и т и кр а с и л и , сн о ва л и и п лели. И л и ш ь п о т о м т к а л и т к а н ь . П о д го т о в к а н и те й из к о н о ­ п л и , х л о п к а и л ь н а то ж е п р о х о д и л а н е с ко л ь ко эта п о в д о т к а н ь я п о л о тн а . И з гу с т о го л ь н а , с о б р а н н о го во врем я ц ветени я, п о л у ч а л и очен ь т о н к у ю н и т ь , из к о т о р о й в ы р а б а ты в а л и л ё гк и й и т о н к и й б а ти ст. И з т к а н о го п о ­ 134 КЛАСС 6 л о т н а к р о и л и и ш и л и од еж д у. Г о т о в у ю о д е ж д у у к р а ­ ш а л и в ы ш и в к о й н а сво й в ку с . У к р а ш а л и , к а к п р а в и л о , в и д и м ы е и не п о д д а ю щ и е ся и з н о с у у ч а с т к и о д е ж д ы . Т а к со врем енем и образовалась т р а д и ц и я у кр а ш е н и я п ред м етов о д е ж д ы в ы ш и в ко й . Н а ц и о н а л ь н у ю о д е ж д у ш и л и и у к р а ш а л и в за в и си м о сти от: • возраста: д е в у ш ки и м о л о д ы е ж е н щ и н ы н о с и л и б л у зки (ие) с в ы ш и в к о й более я р к и х ц ветов (кр а сн о го , розового, синего); п о ж и л ы е ж е н щ и н ы — более т ё м н ы х цветов (в и ш н ё в о го , с и н е го , чё р ­ н о го ); д е в у ш ки х о д и л и с н е п о к р ы т о й го л о в о й , с р а с п у щ е н н ы м и п о с п и н е и л и за п л е тё н н ы м и в две к о с ы во л о са м и , а ж е н щ и н ы п о к р ы в а л и го л о в у п л а т к о м и л и нэф рам э (м арам э); • назначения: в ы ш и в к а н а п р а з д н и ч н о й руб а хе в ы ­ п о л н я л а сь в более я р к и х цветах, а о р н а м е н та л ь ­ н ы е к о м п о з и ц и и б ы л и б о га че , и н о гд а с б у с и н ка м и , б исером ; н а п р а з д н и к и м о л о д е ж ь у кр а ш а л а ш л я п ы л е н та м и , ц в е та м и и л и п а в л и ­ н ь и м и п ерья м и; Ключевые слова Ие — вышитая молдавская национальная блузка М арам э — праздничны й ж е н ски й головной убо р Нэф рамэ — ажурны й ж е н ски й головной убо р Катринцэ — ю бка с национальной вы ш ивкой Ицарь — дом оканы е крестьян ские штаны Бундицэ — меховая бе зр укавка Рис. 2.1. Бундицэ (а) и брыу (б) Традиционный женский костюм нэфрамэ (марамэ); треугольная косынка — женские головные уборы ие - длинная блузка с полами или короткая, без пол катринцэ — прямоугольное полотнище, которым оборачивают и покрывают фигуру от талии вниз, или фотэ (юбка, образованная из двух широких фартуков из шерстяной ткани) брыу - тканый пояс (носят и мужчины) бундицэ — вид жилета (носят как женщины, так и мужчины) Традиционный мужской костюм шляпа (фетровая или соломенная) кэчулэ — шапка из каракуля рубаха (длинная, которую носят поверх штанов) чиоаречь, нэдраджь - брюки (из шерстяной ткани) ицарь — штаны из белой шерстяной ткани, более длинные, чем нога, которые при надевании собираются на ноге складками опинчь (постолы) — обувь из свиной или крупного рогатого скота кожи, которую надевают на шерстяные носки; носят и женщины; позже появились ботинки и сапоги) 135 ай ж ЗЙ ТРАДИЦИОННЫЕ ШИТЬЁ И ВЫШИВКА Рис. 2.2. Нэфрамэ — элемент традиционного праздничного женского костюма Рис. 2.3. Модель свадебной нэфрэмицэ Од н и ткань ткут, д р у ­ ги е е ё носят. (Пословица) Рубаху жениху должна была сшить и вышить будущая невеста. Рубаха жениха использовалась позже как материал для пелёнок и рубашечки младенца. Это была единственная одежда, которую он носил до двух лет. Рис. 2.4. Орнаментальный мотив Звезда, часто используемый для украшения традиционных изделий социального п о л о ж е н и я : кр е с т ь я н к и н о с и л и дере вя н н ы е б усы , м е та л л и ч е ски е п е р с тн и , а более состоятельны е ж е н щ и н ы — зол оты е ко л ь ц а , бусы и з н а т у р а л ь н ы х д р а го ц е н н ы х ка м н е й . • географ ической зоны и т. д. В а ж н ы м п р е д м е то м к о с т ю м а б ы л а нэф рам э и з бор а н д ж и к а (н а т у р а л ь н о го ш ё л ка ) (рис. 2.2). С в а д е б н ую нэф рэм ицэ ш и л и т а к , ч т о б ы м о ж н о б ы л о с л о ж и т ь её вчетверо, с п л о т н о в ы ш и т ы м н а ч е ты р ё х у гл а х о р н а ­ м е н то м (рис. 2.3). Н а свадьбе ж е н и х и невеста д е р ж а ­ л и сь за её у гл ы перед алтарем . В дом е м о л о д о ж ё н о в её веш ал и н а и к о н у . ■ Индивидуальная работа____________ Пополни свой портфолио информацией и иллюстрациями о народном костюме. 1. Назовите предметы, из которых состоит национальный костюм (мужской и женский). Предложите варианты использования предметов национального костюма в современной одежде. 2. По какому случаю надевают сегодня национальный костюм?

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu