Линейное вязание (в п е р ё д — н а з а д н а о б е и х с т о р о н а х р а б о т ы ) с о с т о и т и з о р н а м е н т а л ь н ы х р я д о в , р а з м е щ ё н н ы х о д и н н а д д р у г и м . Л и н е й н о с в я з а н н о е к р у ж е в о в ы п о л н я ю т о т д е л ь н о , з а т е м с о е д и н я ю т и г о л к о й и л и к р ю ч к о м с к р а е м и з д е л и я ( с к а т е р т и , п л а т к а и т . д ., рис. 6.5). О р н а м е н т т р а д и ц и о н н о г о к р у ж е в а с о с т о и т , к а к п р а в и л о , и з ч е р е д о в а н и я « з а п о л н е н н ы х » и « п у с т ы х » к л е т о к (рис. 6.4). Э т и к л е т к и и з о б р а ж е н ы у с л о в н ы м и з н а к а м и н а г р а ф и ч е с к и х с х е м а х в я з а н и я (рис. 6.3) а «пустая» клетка 2 последовательные «пустые» клетки б «заполненная» клетка 2 последовательные «заполненные» клетки Рис. 6.3. Графические схемы для вязания «пустых» (а) и «заполненных» (б) клеток ------------------------ Чтобы посчитать воздушные петли в цепочке, её держат лицевой стороной вверх. Петлю на крючке, называемую рабочей, и первую петлю цепочки не считают. В с х е м а х л и н е й н о г о в я з а н и я ч ё т н ы е р я д ы ч и т а ю т с я с л е в а н а п р а в о , а н е ч ё т н ы е — с п р а в а н а л е в о . 7 5 3 1 б Рис. 6.4. Образец связанного кружева: а — общий вид графической схемы кружева; б — кружево, связанное по графической схеме (а) ------------------------ В конце вязания цепочки из воздушных петель поверните работу так, чтобы нить мотка оставалась за крючком, а новые петли вязались над петлями предыдущего ряда. К р а й л и н е й н о с в я з а н н о й р а б о т ы в ы п о л н я ю т , с о з д а в а я в н а ч а л е к а ж д о г о р я д а о п р е д е л ё н н о е к о л и ч е с т в о в о з д у ш н ы х п е т е л ь п о д ъ ё м а , в з а в и с и м о с т и о т в ы с о т ы , н а к о т о р у ю п о д н и м а ю т в ы п о л н я е м ы й р я д . Н а п р и м е р , с т о л б и к у б е з н а к и д а с о о т в е т с т в у ю т 1 -2 в о з д у ш н ы е п е т л и , с т о л б и к у с н а к и д о м — 2 -3 в о з д у ш н ы е п е т л и и т . д . 90 КЛАСС 5 ■ Индивидуальная работа________________________ Пополни свой портфолио графическими схемами кружева, связанного линейно. Отметь, как размещены петли и ряды в схеме кружева. Свяжи линейно часть кружева. Ш Работа в группе______________________________ Нарисуйте на листке в клеточку графическую схему образца вязаного кружева, выбрав орнаментальный мотив: антропоморфный — I группа; зооморфный — II группа; геометрический — III группа; фитоморфный — IV группа. Оцените качество работ. Обоснуйте свое мнение. Технологическая карта Салфетка, отделанная узким кружевом Последовательность операций Советы/рисунки Материалы и инструменты 1. Кроят салфетку. 2. Край салфетки подгибают два раза (на 3-4 мм) и намётывают швом «вперед иголку». 3. Края салфетки подрубают (окаймляют) фестончатыми столбиками по прямой (а, б). 4. В каждом углу салфетки провязывают по 3-4 фестончатых столбика из одного и того же места (в). 5. Нить, оставшуюся в начале работы, прячут иголкой или крючком. 6. Ряд заканчивают соединительным столбиком (полустолбиком). 7. Продолжают работу по краям салфетки по схеме (г, Д). • Этамин, сантиметр, игла и швейные нитки, ножницы, вязальные нитки, крючок №1. Условные обозначения: V фестончатый столбик; • воздушная петля; ф столбик с одним накидом; о соединительный столбик (полустолбик) б 91 6 ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ Вспомните, что вы учили на уроках «Технологического воспитания» в 4-м классе о способах соединения деталей иголкой. ------------------------ Чтобы последний ряд вязания не распустился, в конце работы оставляют конец нити длиной 2-3 см, который вдевают в ушко иглы и пропускают под петли. ------------------------ Работа, связанная вкруговую, считается правильно выполненной, если кружево ровно ложится на стол. Л К X X X X х _ • • • • • •• •• •• • Д Д Д Л Л д Рис. 6.5. Способы соединения кружева, связанного отдельно крючком ■ Индивидуальная работа____________ 1. Разработай проект вязанного крючком кружева из 3-4 рядов для украшения салфетки. 2. Обвяжи салфетку кружевом согласно проекту. 3. Представь работу. Оцени её с эстетической точки зрения, отметив и её функциональную роль. Вязание вкруговую. В о врем я вя зани я в к р у го в у ю л и ц е в о й с т о р о н о й р а б о ты счи та е тся р а с п о л о ж е н н а я к то м у , к т о вя ж ет. К о л е ч к о (осн о ва ) р а б о ты м о ж е т б ы ть в ы п о л н е н о д в ум я сп о со б а м и : п р о с ты м , из п е тл и , и св я за н н ы м ц е п о ч ко й (рис. 6.6 и 6.7). П р о д о л ж а ю т вязание сл е д у ю щ и х ряд ов в к р у го в у ю п о схеме т о л ь ко п о л и ц е в о й сто р о н е р а б о ты , сп рава налево. К а ж д ы й ряд , с в я за н н ы й в к р у го в у ю , з а к а н ч и вается с о е д и н и те л ь н ы м с то л б и ко м (п о л у с т о л б и ко м ), а с л е д у ю щ и й р я д н а ч и н а е тся п е тл я м и подъ ём а. Рис. 6.6. Основное кольцо из петли Рис. 6.7. Основное кольцо из цепочки (а), соединённое полустолбиком (б) 92 КЛАСС 5 Технологическая карта Комнатные тапочки Последовательность операций 1. Связать цепочку из 5 воздушных петель. 2. 1-й ряд: 1 воздушная петля подъёма, в каждой петле цепочки вяжут столбик без накида. 3. Поворачивают работу, провязывают с другого конца цепочки 5 столбиков без накида и замыкают круг полустолбиком. 4. Продолжают вязание вкруговую. 5. В каждом круге в крайней петле набирают по 2 столбика без накида. 6. Каждый круг заканчивают полустолбиком (или вяжут по спирали). 7. Так провязывают 4 см. 8. Образовавшийся круг делят на 4 равные части. 9. Вяжут линейно 3 стороны тапочки столбиками без накида. 10. Меряют тапочку на ногу. 11. Тапочку соединяют иголкой или крючком на пятке. Советы/рисунки Материалы и инструменты 100 г шерсти, крючок. Снимают мерки: длину стопы ноги; окружность ноги; длину передней части. ■ Индивидуальная работа___________ 1. Разработай проект вязания комнатных тапочек. 2. Свяжи комнатные тапочки по размеру своей ноги. 3. Представь готовое изделие. 4. Представь проект. Рис. 6.8. Тапочки-сувенир Учебный пример Связанные работы выставлены на стенде. После их оценки выяснилось, что кто-то связал пару комнатных тапочек разного размера. Как вы считаете, почему так случилось? Предложите способы исправления ошибок. 93 6 ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ 1. Дополните фразы: Если в конце связанного вкруговую ряда не выполнить полустолбик,... В линейном вязании в начале каждого ряда нужно провязать петли... Чтобы последний ряд вязания не распустился, в конце работы нитку... 2. Заметьте ошибку в графической схеме и предложите решение для её исправления. 3. Укажите стрелками, для каких предметов, названных в колонке справа, можно использовать связанное кружево. постельное белье мужской костюм платье ия (традиционная блузка) связанное кружево кухонная варежка-прихватка ковёр платок 4. Сравните значение слов из первой колонки со значением слов во второй колонке. К каким областям относятся эти слова? Найдите сходства или связи (если они существуют) между значениями этих слов: воздушная петля полустолбик пико фестончатый столбик шов «цепочка» шов «крестик» колечко шов «резинка» 5. Составьте графическую схему (общий вид или с условными знаками) вязаного кружева, используя «пустые» и «заполненные» клетки. 6. В Национальном музее природы и этнографии Молдовы можно увидеть много традиционных изделий из ткани, украшенных вязаным кружевом. Назовите несколько таких предметов.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu